Законы содержания и оформления интеллект-карт

1. Используйте эмфазу

- всегда используйте центральный образ;

- как можно чаще используйте графические образы;

- для центрального образа используйте три и более цветов;

- варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.

2. Ассоциируйте

- используйте стрелки, когда необходимо показать связь между элементами интеллект-карты;

- используйте цвета;

- используйте кодирование информации.

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

- придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;

- используйте печатные буквы;

- размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;

- следите за тем, чтобы длина линии примерно равна длине соответствующего ключевого слова;

- соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;

- делайте главные линии плавными и более жирными;

- отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;

- следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;

- держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт»;

- старайтесь располагать слова горизонтально.

4. Вырабатывайте собственный стиль

Законы структуры

1. соблюдайте иерархию мыслей;

2.используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Перечислим полезные свойства интеллект-карт.

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать?

Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой.

Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Областей применения интеллект-карт бесконечное множество. Назовем некоторые из них, проверенные практикой:

Подготовка выступлений и презентаций.

Обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций.

Групповая работа: коллективное творчество, мозговой штурм.

Конспектирование (или составление аннотаций) письменных текстов: документации, книг, журнальных статей.

Конспектирование лекций, выступлений.

Планирование.

Таким образом, интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать.

 


 


Рис. 1. Образец интеллект-карты



РЕФЕРАТ

Различают несколько видов реферирования.

Реферат-аннотация. Информативный пересказ включает в себя весь основной спектр оригинала. Аннотация (от лат.annotatio – замечание) – краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи. Она представляет собой предельно сжатую описательную характеристику первоисточника. В ней в обобщенном виде раскрывается тематика публикации без полного раскрытия ее содержания. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном источнике информации.Аннотации по содержанию и целевому назначению могут быть справочными и рекомендательными. Справочные аннотации раскрывают тематику документов и сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают критической оценки. Рекомендательные аннотации содержат оценку документа с точки зрения его пригодности для определенной категории читателей.По охвату содержания аннотированного документа и читательского назначения различают общие и специализированные аннотации. Общие аннотации характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Специализированные аннотации раскрывают документ лишь в определенных аспектах, интересующих узкого специалиста. Они могут быть совсем краткими, состоящими из нескольких слов или небольших фраз, и развернутыми до 20–30 строчек, но и в этом случае, в отличие от реферата, дают в сжатой форме только самые основные положения и выводы документов.В аннотации указывают лишь существенные признаки содержания документа, т.е. те, которые позволяют выявить его научное и практическое значение и новизну, отличить его от других, близких к нему по тематике и целевому назначению.При составлении аннотации не следует пересказывать содержание документов (выводы, рекомендации, фактический материал). Нужно свести к минимуму использование сложных оборотов, употребление личных и указательных местоимений.Состав аннотации:1. вводная часть библиографическое описание;2. основная часть – перечень основных, затронутых в публикации проблем;3. заключительная часть – краткая характеристика и оценка, назначение аннотируемой работы (кому адресуется данная публикация).

Реферат-вывод. В индикативном пересказе приводятся только те данные, которые касаются непосредственно темы научного труда.

Реферат, который составлен по одному источнику, называется монографическим. Рефераты с множеством источников называются обзорными.

Реферат-обзор – это специализированный научный пересказ. В таких работах не используются рассуждения и исторические выкладки, научный материал представлен в форме описания аргументов. Материал должен быть изложен точно, ясно, без деформаций и субъективных оценок, отображать исключительно объективный анализ проблемы, а все рассуждения и выводы должны подкрепляться конкретными фактами и быть очевидными. Допускается подведение основных итогов в тексте реферата. Материал документа должен быть представлен точно, кратко, доступно.

Сущность и методы компрессии материала первоисточника Возможность выражать одну и ту же мысль разными словами лежит в основе компрессии материала при реферировании. В содержании каждой мысли всегда имеется главное и второстепенное, есть причины и следствия, есть логические посылки и есть логические выводы. Эти элементы составляют содержание всего сообщения, реферат же призван передать не все это сообщение, а лишь основную информацию, содержащуюся в нем. Так, если следствия не имеют существенного значения для практического использования, то в реферате они не находят своего выражения, точно так же могут опускаться различные посылки при сохранении вытекающих из них выводов.В ходе реферирования всегда выполняются две задачи:- выделение основного и главного;- краткое формулирование этого главного.Таким образом, сокращение исходного материала идет двумя путями: по линии отсеивания второстепенного и несущественного и по линии перефразирования главной мысли в краткую форму речевого произведения.Экспериментально установлено, что для успешного выполнения этих двух задач необходимо пользоваться следующей последовательностью действий.1. Проводится беглый просмотр первичного документа и ознакомление с общим смыслом. Обращается внимание на заголовки, схемы, рисунки и т.д.2. Текст читается вторично, более внимательно для ознакомления с общим содержанием и для целостного восприятия. На данном этапе определяются значения незнакомых слов по контексту и по словарю. Необходимо досконально понять все нюансы содержания, разобраться в научно-технической стороне освещаемого вопроса и, если необходимо, то пополнить свои знания по этому вопросу из других доступных источников. Известную помощь тут могут оказать различные энциклопедические справочники, специальная литература.3. Определяется основная тема текста.4. Проводится смысловой анализ текста с целью выделения абзацев, содержащих информацию, которая подтверждает, раскрывает или уточняет заглавие текста, а, следовательно, и основную тему. Абзацы, содержащие информацию по теме, отмечаются знаком «+», абзацы, в которых нет существенной информации, – знаком «-». Абзацы, требующие проведения дополнительного анализа, отмечаются знаком «?». Часто уже сам источник имеет разбивку на главы и разделы.5. Перечитываются абзацы, вызвавшие трудность в понимании. После выяснения смысла отрывка он помечается знаком «+» или «–».6. Распределяется весь материал статьи на три группы по степени его важности:а) выделение наиболее важных сообщений, требующих точного и полного отражения в реферате;б) выделение второстепенной информации, которую следует передать в сокращенном виде;в) выделение малозначительной информации, которую можно опустить.7. Определяется ключевая мысль каждого абзаца, отмеченного знаком «+», которая записывается с номером абзаца. Таким образом, составляется логический план текста. Желательно все пункты плана формулировать назывными предложениями, оставляя на бумаге после каждого пункта плана свободное место для последующего формулирования главной мысли этого раздела. Назывные предложения плана легче всего преобразовать в предложения, формулирующие главную мысль каждого раздела и важнейшие доказательства, подкрепляющие эту мысль, что и составляет сущность самого реферирования. Главная мысль и доказательства записываются одним или двумя краткими предложениями. Завершив таким образом обработку всех пунктов плана, необходимо сформулировать главную мысль всего первоисточника, если это не сделано самим автором. Составление реферата Реферат, как правило, включает следующие части:- библиографическое описание первичного документа (Если реферат носит обзорный характер, то библиографическое описание всех прореферированных статей располагается в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора.)- собственно реферативная часть (текст реферата)- справочный аппарат, т.е. дополнительные сведения и примечанияТекст реферата рекомендуется строить по следующему плану.1. Вводная часть, где формулируется цель или задачи реферирования.2. Описательная часть, которая включает конкретные данные о предмете исследования. Описательная часть начинается с главной мысли первоисточника. Обычно в статье главная мысль становится ясной лишь при чтении всего материала, в реферате же с нее начинается изложение содержания, она предшествует всем выводам и доказательствам. Такая последовательность изложения необходима для того, чтобы с самого начала изложения сориентировать читателя относительно основного содержания источника. Выявление главной мысли источника становится весьма ответственным делом референта и требует от него вдумчивого отношения к реферируемому материалу. Иногда эта главная мысль самим автором даже не формулируется, а лишь подразумевается. Референту необходимо суметь сжато сформулировать эту главную мысль, не внося в нее своих комментариев. Далее содержание реферируемого материала излагается в последовательности первоисточника. Как правило, дается формулировка вопроса, приводится вывод по этому вопросу и необходимая цепь доказательств в их логической последовательности.3. Заключительная часть, которая содержит выводы автора по реферируемому материалу. Завершить реферат можно кратким комментарием по схеме:- актуальность материала;- адресованность материала;- степень прогрессивности материала.4. Составив полный текст реферата, его следует перечитать и при необходимости внести стилистические поправки, стремясь соединить отдельные пункты реферата в единый связный текст, добиваясь логического развития единой для всего материала мысли. Типичные ошибки при написании реферата:- слишком высокая информативность текста и потеря основной информации;- отсутствие последовательности;- искажение смысла. Клише Для правильного понимания специфики стиля приведен список глаголов, широко используемых в текстах рефератов:а) употребляемые для перечисления основных вопросов: автор рассматривает, описывает, анализирует, называет, раскрывает, говорит, разбирает, показывает, излагает, освещает, останавливается, сообщает;б) употребляемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала: автор исследует, высказывает, разрабатывает предположение, доказывает, выдвигает, выясняет, считает, утверждает, полагает;в) употребляемые для передачи определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов: автор определяет (дает определение), перечисляет (признаки, черты, свойства), характеризует, сравнивает, формулирует, сопоставляет, констатирует;г) употребляемые для перечисления вопросов, рассматриваемых в первоисточнике попутно: автор касается, замечает, затрагивает, намечает, упоминает;д) передающие слова и мысли, которые автор первоисточника выделяет особо: автор выделяет, отмечает, подчеркивает, утверждает, повторяет, специально останавливается, неоднократно возвращается, обращает внимание, уделяет внимание, концентрирует внимание, заостряет внимание, акцентирует внимание, сосредоточивает внимание;е) используемые для обобщений, подведения итогов: автор делает вывод, подытоживает, приходит к выводу, обобщает, подводит итоги, суммирует;ж) фиксирующие, отмечающие аргументацию автора первоисточника с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевозможных данных: автор приводит примеры, ссылается, опирается, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует, подтверждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, соотносит, исходит, противопоставляет, цитирует;з) используемые для выражения позиции автора: автор соглашается (согласен), возражает, противоречит, спорит, опровергает, полемизирует, критикует, расходится во взглядах, выдвигает (приводит) возражения, аргументы доказательства. Другие клише: Нельзя (не) согласиться с...В статье под заглавием «...», помещенной в журнале «...», №... за... год, излагаются взгляды (проблемы, вопросы)...Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов...Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме, вопросу...)В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что...Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес...Основная тема статьи отвечает задачам...Выбор темы статьи (исследования) закономерен, не случаен...В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы (проблемы,вопроса, идеи)...Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи).Рассматриваемая статья состоит из двух (трех) частей.Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)...Затем автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что...)...Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарождения, появлении я, становления)...Автор излагает в хронологической последовательности историю...Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты...Автор доказывает справедливость (опровергает что-либо)...Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения.Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих(иллюстрирующих) правильность (справедливость)...В статье дается обобщение..., приводятся хорошо аргументированныедоказательства...В заключение автор говорит о том, что...Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы (проблемы) представляют интерес не только для..., но и для...Надо заметить (подчеркнуть), что..Существенным недостатком работы можно считать...Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что...Наиболее важными из выводов автора представляются следующие...Это, во-первых..., во-вторых..., в-третьих..., и, наконец...Определим возможные источники информации для написания реферата. Самый популярный способ подбора литературы – это поиск в библиотечных каталогах и картотеках видеозаписи, электронные издания. Для удобства пользования один и тот же фонд представлен в алфавитных и систематических ката­логах и картотеках. В алфавитных карточки расставлены в алфа­вите авторов и названий. Систематические каталоги и картотеки в общедоступных (массовых, публичных) библиотеках России организованы в соответствии с философией и технологи­ческими принципами универсальной классификационной системы — библиотечно-библиографической классификации (ББК). На­уки и явления действительности, области знаний и отрасли прак­тической деятельности человека закодированы (зашифрованы) цифрами.

В последние годы многие библиотеки получили возможность предоставлять читателям в пользование электронный каталог на свой фонд, а в библиотеках, подключённых к глобальной сети, и доступ к электронным ресурсам крупнейших библиотек. Эф­фективное использование этих возможностей зависит от степени подготовленности читателя.

В электронном каталоге есть различные параметры поиска: по фамилии автора, по теме (в чёткой формулировке), по клю­чевым словам. Если в библиотеке, где вы занимаетесь, каталоги и картотеки объединены в локальную сеть, можно в ответ на за­прос сразу получить список и книг, и статей из газет и журналов, имеющихся в данной библиотеке. Если же нет, придётся отдель­но запрашивать разного вида издания. Но к периодическим изда­ниям (журналам) обязательно нужно обратиться. Имен­но в них можно надеяться найти материалы о самых современных точках зрения на тот или иной предмет, новейшие сведения о раз­витии науки и техники.

Современным способом выявления информации стали сайты библиотек, музеев, персоналий.

Выводы Подводя итог, можно резюмировать следующее.1. Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).2. Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в «ползанье» по тексту.3. Цель реферирования: создать «текст о тексте». Следует избегать связок типа: в 1 абзаце, во 2 абзаце и т.д. Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать также и оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.). Модель реферата научной статьи с распространенными речевыми клише.1. Вводная часть реферата. В статье «...», помещенной в журнале «...» №... за... год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы). Автор статьи – известный ученый... Статья называется (носит название..., под названием..., озаглавлена..., под заголовком.., опубликована в...)2. Тема статьи, ее общая характеристика. Тема статьи –... (Статья на тему..., Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)...)... Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор).3. Проблема статьи. В статье речь идет... (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?). Сущность проблемы сводится... (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?).4. Композиция статьи. Статья делится на … части (-ей) (состоит из... частей, начинается (с чего?), заканчивается (чем?)...).5. Описание основного содержания статьи. Во введении формулируется...(что?) (дается определение...(чего?)). В начале статьи определяются (излагаются) цель (цели, задачи)... Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования, статьи... В статье автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?)...). В основной части излагается (что?), приводится аргументация (в пользу чего? против чего?), дается обобщение (чего?) (научное описание (чего?)... В статье также затронуты такие вопросы, как...6. Иллюстрация автором своих положений. Автор приводит (ссылается на) пример(ы) (факты, цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие его положения... В статье приводится, дается...7. Заключение, выводы автора. Автор приходит к выводу(заключению), что... (подводит нас к..., делает вывод, подводит итог). В конце статьи подводятся итоги (чего?). В заключение(и) автор говорит, что, (утверждает, что)... В заключение(и) говорится, что... (о чем?). Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)...8. Выводы и оценки референта. В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить)... Таким образом, в статье нашло отражение... (убедительно доказано..., получили исчерпывающее освещение...)... Оценивая работу в целом, можно утверждать... Безусловной заслугой автора является... Заслуга автора состоит (заключается) (в чем?)... Основная ценность работы состоит (заключается) (в чем?)... Достоинством работы является... Недостатком работы является... К достоинствам (недостаткам) работы относятся... С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно)... Вызывают возражения (сомнения)...

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Прежде всего, нужно уяснить для себя, что существуют разные виды чтения.

1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное ): используется для предварительного ознакомления с книгой (статьей). Главная задача – обнаружить, есть ли в книге необходимая для нас информация.

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимость более подробно уяснить какую-то определенную информацию. В том случае мы обращаем внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) – его главная задача – понять и запомнить прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку, критически осмысливаем и оцениваем прочитанное. Это самый серьезный вид чтения, требующий вдумчивого отношения.

4. Параллельное чтение. При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения. Вам придётся проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее пред­почтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.

5. Выборочное чтение предполагает избирательное знаком­ство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста.

6. Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий проме­жуток времени решить, стоит ли эта книга или статья более де­тального изучения, или сразу выбрать из нее нужный материал.

7. Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имён, дат, статистических данных, фак­тов. Развитая зрительная память даёт возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.

Для эффективного чтения можно предложить такую последовательность действий:

• обзор и просмотр: просмотрите введение, оглавление, резюме для того, чтобы получить общее представление.

• анализ: задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивирован ваш выбор.

• активное чтение: по мере чтения выделяйте основные мысли, сформулируйте их письменно. Запишите возникающие вопросы. Закончив работу, проверьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

• развитие мысли: попытайтесь изложить свою собственную точку зрения относительно прочитанного.

Все виды чтения взаимосвязаны между собой, и нужно уметь читать по-разному. Результативность чтения определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени. Средней скоростью чтения считается 200–250 слов в минуту. Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О. Бальзак, А. Эдисон и др.).

Для того, чтобы читать быстро, нужна тренировка по специальным упражнениям. Но отдельные рекомендации могут повысить скорость чтения:

 

• Читайте без артикуляции, не проговаривайте слова, внутренняя речь значительно снижает скорость чтения.

• Читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам.

• Читайте не словами, а целыми строками, расширяя периферийное зрение.

• Читайте без регрессий, т.е. не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам.

• Читайте внимательно, отсутствие внимания при чтении приводит к тому, что чтение происходит механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.

• Читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.

 Приемы фиксации информации при чтении:

- читать лучше с карандашом в руке, делая по ходу чтения пометки, записи;

- первичная фиксация информация может быть сделана таким образом: подчеркивание в книге, пометки на полях. Однако таким способом можно работать только со своей собственной книгой, но никак не с библиотечной;

- для пометок на полях можно воспользоваться такой системой обозначений:

! - очень важно;

? - вызывает сомнение, непонятно;

V - основное, обратите внимание;

= - вывод, резюме, итог;

В - выписать и др.

Очень помогают в освоении материала выписки и подчёркива­ния. Подчёркивание или выделение важных для вас мест в тексте (в том числе с помощью цветных маркеров) возможно, конечно, только в собственных изданиях. Работая с библиотечными книга­ми и журналами, делаем только выписки. Что полезно выписы­вать? Даты, имена, цифры, выводы, иногда ход доказательств. Лучше не дословно переписывать текст, а старать­ся изложить его своими словами. Цифры, например, полезно све­сти в таблицы, диаграммы. То есть одновременно занимаетесь аналитико-синтетической переработкой информации.

Дословно выписываем важные выводы, парадоксальные высказывания, афористично выраженные мысли. Такие выписки будем использовать в прямом цитировании, точно указывая источник вплоть до страницы. Вообще цитирование – сложное искус­ство. Назначение цитаты – подкрепление своей мысли ссылкой на авторитет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: