Составление интеллект-карт

Рациональные приемы работы с текстом

Кратко изложенные рациональные приемы работы с текстом систематизируют отправные моменты начального этапа изучения научной литературы.

1. Составление плана. С.1 –  2.

2. Тезирование. С.  2-3

3. Конспектирование. С. 3 – 5.

4. Интеллект-карты. С. 5 – 8.

5. Реферирование. С. 8 – 17.

ПЛАН

Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

Достоинства плана:

- лаконичность;

- нагляден и обозрим;

- обобщает содержание;

- восстанавливает в памяти прочитанное;

- попутное с чтением составление плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголов­ков содержания, мобилизовать внимание.

План помогает активно читать источник, нет смысла откладывать его составление до повторного чтения, пункты плана можно и нужно фиксировать уже в процессе первоначального чтения.

Составляя план при чтении, прежде всего, важно определить границы микротем текста, т.е. те места, где кончается одна микротема и начинается другая.

По форме членения и записывания планы могут быть подразделены на простые и сложные. Сложный план, в отличие от простого, имеет ко всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных.

Как составить простой план

1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

Как составить сложный план

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: В пьесах «москвитянского» периода Н.А.Островский широко использовал фольклорные образы и жанры).

Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Импрессионизм поэзии А.А.Фета).

План-опорная схема состоит из слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

ТЕЗИСЫ

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре или конференции.

Тезисы составляются так. После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. При этом разбивают текст с помощью плана или без него – отчеркиванием и подчеркиванием, вертикальными линиями – на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его чтение; выписывают или временно просто отмечают главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Один из тезисов (первый, открывающий запись, или завершающий ее, последний), наиболее общий, в той или иной мере определяет содержание остальных или подытоживает все предыдущие. Не исключено, что ряд положений потребуется объединить не в порядке их следования в книге, а в их логической связи, важной для записывающего.

Тезисы могут быть основными, простыми, сложными.

Основные тезисы – это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов. Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содержание всего материала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (тематическая запись). Основные тезисы, носящие характер «главных тезисов», взятые из любой части произведения, могут так или иначе определять дальнейшее содержание повествования, могут, таким образом, связывать его части. Заключительные основные тезисы должны обобщать содержание предыдущих, а не быть оторванными от них.

Простые тезисы – это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект, реферат и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. Поясним эти понятия в их сравнении. Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько, и, более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Там могут быть обоснования, примеры, аргументы и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу в самом конце книги, иногда только в выводах к ней. Простые тезисы удается выделить из всех частей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем даже при первоначальном ознакомлении с ним. В противоположность этому основные тезисы можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом. Известный совет делать записи только после ознакомления со всем произведением особенно относится именно к такому виду записи. К каждому основному тезису может быть составлено несколько (иногда – много) простых, разъясняющих и раскрывающих основной тезис. Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам – простые.

Сложные тезисы – это записи, включающие два вида тезисов (простые и основные). Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая, поясняя их содержание. Это очень полезный и достаточно совершенный вид фиксации прочитанного. Хорошо написанные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками (иллюстрирующими, раскрывающими детали тезисов) могут составить прекрасный конспект.

Тезисы-цитаты Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании рецензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах. Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинными. Поэтому полезно составлять к ним пункты плана. Для ускорения записи тезисов-цитат иногда удобно пользоваться вкладными листками или шифрами. Такие тезисы-цитаты могут быть привлечены для сравнения положений, взятых из ряда источников: нетрудно будет открыть нужные места, например, в двух книгах, и читать, сравнивая положения, отобранные с помощью шифров или закладок.

КОНСПЕКТ

Конспект представляет собой краткое последовательное изложение содержания книги, статьи или лекции, синтезирующее многие виды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения. Это важно! Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Формы конспектов бывают разные. Конспекты могут быть плановыми, если пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы формулируете проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой даете на них ответы, которые являются сочетанием выписок, цитат, иногда и тезисов. Выделяют также тематические конспекты, которые могут представлять собой обзор точек зрения по определённой теме. Тематические кон­спекты, как правило, составляются по нескольким источникам.

Одним из наиболее распространенных является так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста статьи, книги (ее раздела) или лекции, с приведением цитат с логическими связками - переходами. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом.

1. Уясните цели и задачи конспектирования.

2. Ознакомьтесь с изучаемым материалом, выделите главное для понимания; подразделите текст на основные смысловые части, выводы.

3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат.

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

5. Напишите краткое резюме - обобщение текста конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Жёстких правил составления конспектов нет. Но опыт подска­зывает некоторые «хитрости». Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо соб­ственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы, либо рассуждениями, примерами, ассоци­ациями. Восклицательным знаком отмечаются основные мысли, вопросительным – положения, непонятные или вызыва­ющие сомнение.

При конспектировании желательно пользоваться оформительскими средствами: подчеркивать, заключать в рамки важные мысли, пользоваться при записывании цветовым и шрифтовым выделением.

Очень удобно пользоваться конспектом-схемой. Составление схематичной записи прочитанного служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

 Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений, и сложными, когда основные понятия сопровождаются объяснениями.

Наиболее распространенными являются схемы типа «генеалогическое дерево» и «паучок». В схеме «генеалогическое дерево» выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху – вниз»: от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме типа «паучок» записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными, и записать их в схеме так, чтобы они образовали «ножки паучка». Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Пожалуй, самой универсальной схемой являются интеллект-карты.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

До сих пор нет единого общепринятого перевода на русский язык английского «Mind map». Основные варианты такие: карта ума, умная карта, карта сознания, карта мышления, интеллектуальная карта. В переведенной на русский язык книге Тони Бьюзена, автора этой технологии, используется название интеллект-карта.

Интеллект-карта – это технология изображения информации в графическом виде Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Хотя прообразы интеллект-карт встречаются в научных трактатах, созданных столетия назад, их широкое использование началось в второй половине XX века благодаря британскому психологу Тони Бьюзену. Он написал 82 книги, одна из которых – «Научите себя думать» – включена в перечень 1000 величайших книг тысячелетия. Тони Бьюзен систематизировал использование интеллект-карт, разработал правила и принципы их построения и сделал очень много для распространения и популяризации этой технологии. С его легкой руки интеллект-карты сейчас составляют люди самых разных профессий.

Чтобы ваши интеллект-карты получались более качественными и, следовательно, более полезными, важно понимать происхождение их структуры.

Каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе, как объект (или узел), от которого расходятся во все стороны десятки, сотни, тысячи ниточек-связей, ведущих к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям).

Моделью такого процесса (он называется радиантное мышление) и является интеллект-карта. Другими словами, интеллект-карта отражает радиантную структуру мышления – и в этом главный секрет ее эффективности.

Итак, мы решили нарисовать интеллект-карту. Последовательность наших действий такова:

Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним–двумя словами обозначаем основное понятие, тему или анализируемую проблему Обводим это понятие в рамку или в кружок.

От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним–двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

а) объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

б) основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.;

г) ветви формируют связанную узловую систему.

Качество интеллект - карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, закодированных выражений (например, общепринятых аббревиатур), а также посредством придания карте трехмерной глубины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: