Законодательные основы функционирования сферы образования российской федерации

Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие федеральные нормативные акты:

● Конституция РФ.

● Закон РФ «Об образовании».

● Гражданский кодекс РФ.

● Трудовой кодекс РФ.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г., имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории России. Конституцией РФ установлены общие принципы государственной политики в сфере образования. В частности, ст. 43 провозглашает следующее.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего специального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений и на предприятиях.

3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования

4. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Гражданин России вне зависимости от своего пола, расы, национальности, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения имеет возможность реализовать своё право на образование. Соответственно государство должно создать для этого необходимые социально-экономические условия.

2. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путём создания сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Субъектам РФ также вменено финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путём выделения субвенций местным бюджетам. Здесь имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные льготы и нормы материально-технического обеспечения\ учащихся и педагогических работников

3. Следует помнить, что обязательность общего среднего образования обеспечивается не только государством, но и родителями. Семейный кодекс РФ, в частности, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. С учётом мнения детей они имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей.

4. Государство берёт на себя обеспечение для всех граждан определённого уровня образования. Остальные уровни образования им только поддерживаются. Высшее образование гражданином РФ может быть получено на конкурсной основе.

Данные конституционные положения конкретизируются в Законе РФ «Об образовании». В 1992г. это был очень важный шаг в становлении правовой базы функционирования системы образования.

Для характеристики системы образования важны следующие положения данного закона:

● введены в практику законодательные определения понятий «образовательный процесс», «образовательное учреждение»;

● установлен единый подход к образовательному учреждению как к юридическому лицу;

● введена классификация организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;

● установлены пределы компетенции органов управления образованием по уровням;

● впервые в Законе выделена самостоятельная глава «Экономика системы образования», где определены отношения собственности в системе образования, понятие «предпринимательской деятельности» в сфере образования, платных дополнительных образовательных услуг, экономический аспект автономии образовательных учреждений.

Гражданский кодекс РФ, первая часть которого была принята в 1994г., является главным документом, определяющим правовое положение всех участников гражданских (равноправных) отношений: граждан и юридических лиц. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Регулирование трудовых отношений в системе образования в соответствии с конституцией РФ, федеральными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой кодекс РФ, принятый впервые в декабре 2001г., устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых трудовых условий, в том числе и в сфере образования, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнёрству, ведению трудовых переговоров, заключению трудовых договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства.

Трудовой кодекс отдельно рассматривает особенности регулирования труда педагогических работников (гл. 52), где отмечено следующее право: право на занятие педагогической деятельностью, продолжительность рабочего времени и отпуска педагогических работников, основания прекращения трудового договора.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящихся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций.

К ним относятся:

- Налоговый кодекс и иные документы по налоговому регулированию;

- Закон РФ «О некоммерческих организациях»;

- Бюджетный кодекс РФ и иные нормативные акты по организации бюджетного финансирования;

- Закон РФ «О бухгалтерском учёте», который является важным документом в сфере регулирования бухгалтерского учёта и отчётности;

- Инструкция по бухгалтерскому учёту в бюджетных организациях и другие нормативные правовые акты [5, 6, 10, 11].

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

● типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемые Правительством РФ

(Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении,

Типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.).

Для негосударственных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функцию примерных:

● устав образовательного учреждения, разрабатываемый на основе Типового положения;

Другие нормативные документы, устанавливающие порядок реализации конкретных видов деятельности образовательного учреждения, в том числе финансово-хозяйственной (приказы и приложения к ним, постановления, инструктивные письма, методические рекомендации и т.п.)

Вся совокупность действующих законов и подзаконных актов определяет экономические условия функционирования образования. И их, безусловно. Необходимо знать руководителю образовательного учреждения и учитывать в своей практической деятельности.

2. Государственные органы управления сферой образования и их пол­номочия.

Управление образованием – один из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально-экономическом отношении период, каким является начало нового столетия. В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами:

– обеспечение конституционных прав граждан на образование:

– интеграция высшего образования и науки;

– вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач;

– обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами, с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации;

– ориентация на обеспечение прогресса в экономике;

– содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества.

В Российской Федерации управление образованием осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном (муниципальном).

→ Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления: а) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки РФ); б) федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство образования и науки РФ ( Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

На региональном уровне управления функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ[1]. Здесь созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т.д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др.

На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ "Об образовании" отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и т.п.

Основные направления развития управления образовательными системами различного уровня. Произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как:

– повышение уровня автономности;

– появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;

– высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;

– развитие плюрализма мнений;

– привлечение квалифицированных специалистов из вузов;

– получение дополнительных источников финансирования;

– изменение штатного расписания.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно-методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др.

Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивает структуру управления на основе поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные – в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: