Особенности деловой коммуникации в России. Пространство и время в языковой картине мира европейцев и американцев. Доминирующие межкультурные особенности в коммуникации в диалоге с партнерами из Китая, Индии, Кореи, Японии и арабского мира.
Тема 3. Специфика политических и дипломатических текстов
Феномен политического текста и особые инструменты речи. Анализ политического текста. Пропаганда и манипуляция. Риторические приемы: образы, аргументация, фокусирование внимания. Архаичность дипломатического языка. Ритуальность и церемониальность языка дипломатических документов. Лакуны в языке и культуре. Значение метафор. Трудности перевода.
Тема 4. Основы делопроизводства: история и современность
Понятийно-категоральный аппарат. История понятия «документ». История делопроизводства. Роль и место делопроизводства в управленческом процессе, в т.ч. в области международных отношений. Основные этапы документооборота. Классификация документов. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».Понятие информации. Работа с источниками. Значение наблюдения. Фактор дезинформации.
|
|
Тема 5. Особенности официально-делового стиля
Язык и стиль русского делового письма.Официально деловой стиль и подстили. Комплиментарность в текстах. Специфика текстов в документах различных отраслей: юриспруденция, экономика, управление.
Тема 6. Специфика и этикет деловой переписки
Регистрация входящей и исходящей корреспонденции. Реквизиты делового письмаи докладной записки. Стилистика делового письма, этикет в деловой переписке. Особенности делового письма на англ. языке. Структура делового письма. Реквизиты и этикет делового письма.
Тема 7. Документы дипломатической переписки
Дипломатические документы. Информационно-аналитическая работа во внешнеполитических структурах. Документы дипломатической переписки: личная нота, вербальная нота, частное письмо полуофициального характера. Особый язык ноты протеста, демарша и заявлений для прессы. Визитная карточка, приглашение.
Тема 8. Документационное обеспечение переговорного процесса
Требования к оформлению протоколов встреч, резолюций, договоров, соглашений, в том числе международных.
Тема 9. Отчетная документация
Требования к оформлению справок, отчетов, актов.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся
ифонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации.
|
|
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.О.20«Основы делопроизводства в международных отношениях и межкультурная коммуникация» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Формы (методы) текущего контроля успеваемости |
Тема 1. | СА/УО/Д |
Тема 2. | СА/УО/Д |
Тема 3. | СА/УО/Д |
Тема 4. | УО |
Тема 5. | СА/УО/РИ |
Тема 6. | УО/КР/РИ |
Тема 7. | А/УО/РИ/КР |
Тема 8. | УО/КР |
Тема 9. | УО/КР |
А* - анализ документа на наличие ошибок; УО** – устный опрос; РИ**** – ролевая игра; КР***** – контрольная работа, Д******, СА******* - сравнительный анализ документов и публичных выступлений
4.1.2. Зачет с оценкой проводится с применением следующих методов (средств):
письменная форма на основе компьютерного выполнения практических заданий по билетам.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся.
Темы 1-9.
Примеры вопросов устного опроса:
1. Из чего состоит регистрационный номер документа?
2. Какая дата является датой протокола? Акта?
3. Какие размеры полей используют при составлении деловой документации согласно ГОСТ Р 6.30-2003?
4. Как вызывается контекстное меню в программе MSWord?
5. Какие шрифты используются при оформлении деловых документов в программе MSWord?
6. Назовите три способа выделить строку таблицы в программе MSWord.
7. Дайте определение понятиям «информация» и «документооборот».
8. Дайте определение термина «делопроизводство» и назовите этапы делопроизводства.
9. В чем состоит специфика политической речи?
10. Назовите особенно официально-делового стиля языка документов.
11. Назовите особенности дипломатического языка.
12. Назовите дипломатические документы и документы дипломатической переписки.
13. В чем состоит отличие в оформлении личной и вербальной ноты?
Темы 1-9.
Пример алгоритма анализа делового документа на наличие ошибок в области грамматики, стилистики и оформления:
Студентам предлагается на рассмотрение документ (см. рис.1), который они должны проанализировать примерно в следующем порядке:
1. Определяем вид документа: докладная записка;
2. Перечисляем допущенные при его составлении ошибки и исправляем их:
- размеры полей не соответствуют требованиям ГОСТ Р 6.30-2003: они должны составлять не менее – 2 см (для левого, верхнего и нижнего полей) и 1 см (для правого поля);
- шрифты не соответствуют рекомендованным к использованию для составления документов по гарнитуре и кеглю;
- формат даты документа не соответствуют требованиям ГОСТ Р 6.30-2003: год должен быть указан в четырехзначном формате;
- реквизит адресат оформлен в нарушение требований ГОСТ Р 6.30-2003: его необходимо выровнять не по правой, а по левой стороне с соответствующим отступом;
- название документа не соответствуют требованиям ГОСТ Р 6.30-2003: название документа должно отвечать на вопрос «о чем?»;
- докладная записка не предполагает использование реквизита «Обращение»;
- выравнивание текста докладной записки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 6.30-2003 (текст должен быть выровнен по обеим сторонам страницы);
- размер абзацного отступа не соответствуют требованиям ГОСТ Р 6.30-2003: его необходимо увеличить с 0,5 см до 1,25 см;
- формат даты отчисления не соответствуют требованиям ГОСТ Р 6.30-2003: число указывается в двухзначном формате (в данном случае – «04»);
- в отчестве отчисляемой студентки допущена опечатка: СергеЕвну;
- при оформлении документа в печатном формате пробел ставится после запятой, а не до нее;
- в тексте допущена фактическая ошибка: шифр направления подготовки бакалавриата «Международные отношения» 41.03.05, а 41.04.05 – это шифр направления магистратуры «Международные отношения»;
|
|
- в тексте содержится избыточная информация: в данном случае слова «внебюджетный» и «договорной» несут один и тот же смысл (что студентка учится не за счет средств федерального бюджета), одно из них необходимо убрать из текста;
- в тексте допущена пунктуационная ошибка: пропущена запятая после информации в скобках, закрывающая уточняющий оборот;
- в тексте пропущен пробел между существительным «программы» и союзом «и»;
- использование выражения «с наилучшими пожеланиями» стилистически неуместно в докладной записке и большинстве других документов делового характера;
- название организации и структурного подразделения уже указано на угловой бланке, поэтому его не следует повторять при указании должности подписывающего лица;
- расшифровка подписи оформлена некорректно – сначала указываются инициалы, затем фамилия;
- реквизит подпись слишком удален от текста, что нарушает требования ГОСТ Р 6.30-2003;
- в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 реквизит «Приложение» оформляется между текстом и подписью; если приложение одно, то оно не нумеруется; если оно не поименовано в тексте, то оно полностью именуется в приложении; необходимо также указать количество экземпляров приложения. Таким образом, при оформлении приложения допущено 4 ошибки.
Темы5,6, 7.
Пример ролевой игры на составление малой группой студентов дипломатических документов, описанных в условиях ситуационного задания:
Описание ситуации: в одном из международных аэропортов безосновательно задержана группа российских журналистов.
Общая задача группы: Составить текст ноты протеста от Посла России в стране инцидента в адрес МИД страны пребывания. Представить для оценки другими студентами учебной группы и преподавателем составленный документи продемонстрировать порядок его оформления, показать особенность лексики такого рода документов. На основе ноты составить соответствующее заявление для прессы.
Роли: советник посольства, пресс-атташе.
Темы6, 7, 8, 9.