Фиксирование красителя

Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды. Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны. Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.

Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.

Специфика техники холодного батика

Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.

Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.

Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.

Лекция №5 Техника горячего батика (изучение специфики технологических особенностей этой техники и выполнение образцов). Выполнение эскиза декоративного панно в материале.

Горячий батик известен как техника росписи ткани, традиции которой корнями уходят вглубь веков. Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Наносили состав на участки, не подлежащие окрашиванию, а после весь отрез опускали в емкость с красителем.

В результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Техника горячего батика была распространена в Китае, в Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах. Традиционно для горячего батика использовалась исключительно хлопчатобумажная ткань и пчелиный воск. В наши дни так красят и шелк, а в качестве резерва применяют состав на основе парафина или стеарина. Некоторые зарубежные производители красок предлагают холодный воск для работы в такой технике.

Особенность технологии

Принципиальное отличие техники горячего батика от холодного в том, что резервирующий состав (или воск) может наноситься на ткань не только линией, но и пятном. Линия не обязательно должна замыкаться, ведь основная функция воска – защищать определенные участки ткани от окрашивания, а не ограничивать растекаемость краски.

Однослойный и многослойный горячий батик

Расплавленный воск можно наносить на ткань в один слой. Такой способ называется однослойным.

Если слоев два и более – это уже многослойный горячий батик.

Принципы работы над однослойным и многослойным батиком схожи, различия только на заключительных этапах росписи.

Подготовительные этапы в технике горячего батика

В работе с техникой горячего батика выделяют несколько подготовительных этапов.

Разработка эскиза

Возможны контурный, пятновой или смешанный эскизы. Иногда работа может выполняться и без эскиза. Например, если на ткань наносится узор «горох», какие-то произвольные линии, задуман простой геометрический принт или незамысловатые силуэтные картинки.

Подбор цветовой гаммы

Продумывается на этапе подготовки и цветовое решение. При работе в технике однослойного горячего батика на поверхности, не защищенной воском, краска свободно перетекает от одного участка к другому. Поэтому советуют подбирать гармоничную цветовую гамму, красивые сочетания и дополняющие друг друга оттенки. Работу можно выполнить и в рамках одного цвета, используя светлые и темные его оттенки.

При многослойном способе подбирать цветовую гамму нужно исходя из того, что последующий слой краски будет наноситься на уже окрашенный участок. Важно понимать, какой цвет должен получиться при нанесении нескольких слоев друг на друга. А также учитывать, что краски для батика при смешивании не всегда дают ожидаемый результат. Зачастую при смешивании красной и зеленой красок, к примеру, фирмы ”Marabu” получается фиолетовый, а не коричневый цвет. Поэтому перед началом работы сочетаемость цветов проверяют на образце.

Подготовка ткани

Ткань перед работой нужно обезжирить. Для этого ее стирают, что предупреждает и последующую усадку. Правило работает для любой техники батика. После материал натягивают на подрамник. Некоторые мастера для большей эластичности ткань смачивают.

Подготовка рабочего места

Рабочую поверхность защищают, накрывая пленкой.

Подрамник располагают горизонтально.

Если подрамник большого размера, его устанавливают на специальные козлы.

Основные этапы работы

Перенос эскиза на ткань

Для переноса эскиза используют исчезающий маркер для ткани или смываемый карандаш. Следы графитного могут остаться на готовой работе.

Если точность в переносе эскиза не так важна, его можно разместить под тканью и наносить воск по нечетким контурам.

Резервирование воском

Воск наносят для фиксации естественного цвета ткани, то есть краска не проникает на зарезервированные участки. Работа начинается с самого светлого оттенка. Если он белый, то просто резервируют чистое полотно. Когда наиболее светлый цвет в палитре не белый, воск уже наносится на предварительно окрашенную и высушенную ткань.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: