II) Методы и принципы государственного экологического управления

I) Понятие государственного управления Природными ресурсами. Цель,Виды.Функции управления

Управление в области природопользования и охраны окружающей среды – это совокупность мер, предпринимаемых государственными, муниципальными органами, общественными организациями и гражданами, в области обеспечения сохранности природных ресурсов

Виды управления:

1) государственное– деятельность правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, специализированных, отраслевых министерств и ведомств по регулированию порядка использования природных ресурсов;

2) муниципальное – деятельность органов местного самоуправления, территориальных специализированных природоохранных подразделений по регулированию порядка использования природных ресурсов;

3) производственное – планирование, учет вредных воздействий, экологический контроль, проводимые экологическими службами и должностными лицами (технологами, инженерами и др.);

4) общественное– участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых решений, общественная экологическая экспертиза, контроль над природными процессами и др.

Функции:

-это основные направления деятельности субъектов государственного управления по обеспечению охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

1) Государственный кадастр (реестр) природных ресурсов – система сведений о количественных, качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и правовом положении.

Виды реестров:

Государственный земельный кадастр;

Государственный водный реестр;

Государственный реестрместорождений и проявлений полезных ископаемых;

•   Государственный лесной реестр;

Государственный кадастр объектов животного мира;

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

Реестр отходов производства и потребления

2) Функция планирования  – это деятельность по обеспечению научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов человека, общества и государства

Направления деятельности:

● предотвращения отрицательного влияния на состояние окружающей среды;

● снижения уровня загрязнения окружающей среды;

● ПОВЫШЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА;

● СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ ЭКОСИСТЕМ.

3 ) Нормирование в сфере экологии - это установление системы нормативов качества окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

4) Лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды - представляет собой деятельность специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц по выдаче разрешений на использование тех или иных природных объектов, а также природоохранную деятельность.

5) Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления

Мониторинг

Цель – достижение рационального использования природных ресурсов, охрана ресурсов и их сохранение.

II) Методы и принципы государственного экологического управления.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

1. разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

2. разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

3. разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

4. установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

5. установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

6. проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

7. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

8. предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9. поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

10. возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

11. иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

 

Принципы:

 

1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

7. независимость контроля в области охраны окружающей среды;

8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

10. обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации

11. учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

12. приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

13. допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

14. обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

15. обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

16. сохранение биологического разнообразия;

17. обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

18. соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

19. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

20. организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

21. участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: