Цена- денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время.
Виды цен:
1) оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности; Ц(опт) = С + П + Кн
где С - себестоимость единицы изделия, руб.; П - прибыль в цене единицы изделия, руб.; Кн - сумма косвенных налогов, руб.
2) тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
3) цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; розничная цена представляет собой сумму оптовой цены промышленности, издержек торговых организаций и плановой прибыли: + - текущие издержки и прибыль розничных торговых организаций.
4) тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;
5) внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этой группы принципиально отличается от определения национальных цен, которые подразделяются на экспортные и импортные;
6) экспортные цены – цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке;
7) импортные цены – цены, по которым фирмы закупают товары и услуги за рубежом.
8) цены сельского хозяйства – закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.
Цены подразделяются на рыночные и регулируемые. Рыночная цена товара, работ, услуг – цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Регулируемая цена складывается на рынке в процессе прямого государственного воздействия.