Конкурентоспособность – это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами- конкурентами.
Показатели конкурентоспособности разделяют на качественные и экономические.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют потребительские свойства и научно-технический уровень товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара.
Оценочные показатели характеризуют качество товара.
Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребностей посредством данного товара, составляющие цену потребления – включает затраты на приобретение товара и расходы на эксплуатацию изделия в период срока его службы.
Порядок оценки.
|
|
Процесс оценки начинается с определения цели оценки.
Формирование требований к товару и выбору образца в качестве базы для сравнения.
Определение перечня параметров, подлежащих сравнению и оценке.
Расчет параметрических индексов.
-единичные параметрические индексы конкурентоспособности товара расчитывают:
Ипе i= Пi/Пiб
Пi – фактическая величина параметра оцениваемого изделия в натуральных, стоимостных или условных показателях; Пiб – величина параметра базового изделия; i – номер параметра.
Свободные параметрический индекс рассчитывается по потребительским и по экономическим параметрам по формуле:
ИПС=(∑аi ×Пi) /(∑аi ×Пiб)
аi – весовой коэффициент важности параметра Пi.