I. Социальная категоризации -, обеспечивает индивидов системой ориентации в мире, определяет их место в обществе. В ходе конфликта возрастает значение двух важных последствий социальной категоризации:
1. Члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле. Акцент на внутри-групповом сходстве. Чем больше сходных элементов оформления внешности у племени (одежда, прически, раскраска лица и тела), тем больше оно агрессивно.
2. Члены двух групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле.
Задолго до начала конфликтного взаимодействия между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха в средствах массовой коммуникации обеих республик стал планомерно формироваться образ врага как географически близкого, но культурно далекого народа.
II. Иллюзорная корреляция - два класса явлений воспринимаются как тесно связанные между собой, хотя на самом деле связь между ними либо вообще отсутствует, либо она намного слабее, чем воспринимается.
Феномен иллюзорной корреляции помогает понять механизм формирования и причину устойчивости социальных стереотипов. Так, этнические стереотипы могут интерпретироваться как иллюзорная корреляция между групповым членством и негативными групповыми свойствами или поведением: негры — ленивы, турки — грязны, немцы — милитаристы – сторонники военных решений.
III. Социальная каузальная атрибуция. Агрессивное поведение, прямо направленного на членов чужой группы, которые воспринимаются ответственными за негативные события — эпидемии, голод и другие несчастья. Например, в средневековой Англии резня шотландцев объяснялась злодействами последних, якобы отравлявших колодцы. Т.е. именно с помощью атрибуций группы большинства оправдывают совершаемые или планируемые действия против «чужаков».
Кто виноват – тенденция воспринимать несчастья как результат чьих-то действий и найти кого-то ответственного за них.
В развитии межэтнических конфликтов центральное значение имеют следующие социально-перцептивные механизмы:
1. Смещение баланса эмоционального позитива «в пользу» собственной этнической группы. В результате повышается избирательность межэтнического восприятия. Происходит отсев позитивной и искажение поступающей информации по следующему принципу: в фокусе внимания остается информация, подтверждающая негативные стереотипы, а та информация, которая не подтверждает их, отбрасывается.
2. Актуализация межэтнических различий. При этом увеличиваются межгрупповые и уменьшаются внутри-групповые различия. Снижается дифференциация отдельных представителей других этнических групп и усиливаются тенденции деперсонализации членов собственной группы.
3. «Этническая» генерализация негативного эмоционального потока и поиск виноватого по этническому критерию.
4. Объяснение недостатков и неудач собственной этнической группы внешними факторами и обстоятельствами, а не внутренними причинами (личностные характеристики, мотивы и цели).
Победа своей группы над другой при этом чаще всего интерпретируется как результат собственной силы, а не слабости противника.
А в случае превосходства другой этнической группы ее достижения объясняются «ситуационными» причинами. Это результат действия общего социально-перцептивного механизма «фундаментальной атрибутивной ошибки», при котором, во-первых, недооцениваются различия в культуре, обстоятельствах и социальных ролях; во-вторых, ответственность и вина за неудачи в экономическом, социальном и ином развитии своей группы перекладывается на другие этнические группы.
5. Смещение «оправдательных» и «обвинительных» критериев. Примером этого является превращение в очень короткий срок в республиках бывшего СССР «братских народов» в «мигрантов», «инородцев» и «оккупантов». Это результат действия атрибутивного механизма эмоциональной инверсии.
6. Проецирование собственных (но неосознаваемых и потому неприемлемых для своего народа) негативных чувств, качеств и особенностей на представителей других этнических групп.
Механизм проекции имеет особое значение в сфере межэтнического восприятия. Через проецирование неконтролируемого страха, собственных недостатков и психических, расстройств на другой народ отчуждается собственная «коллективная тень». В условиях межэтнического конфликта вытеснение «тени» происходит достаточно жестко. Негативное содержание бессознательного получает дополнительную энергию, в результате проекция ускоряется и широко распространяется. Это один из механизмов возникновения в обществе массовых невротических и психотических состояний, которые характеризуются навязчивым стремлением к конфликтам.
Этнические конфликты выступают,
с одной стороны, следствием проявления негативных стереотипов взаимного восприятия контактирующих (соперничающих) народов,
с другой — порождением конфликтных ситуаций, возникающих как результат предъявления представителями в чем-либо ущемленных этнических групп определенных требований, а именно:
• гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного социального статуса и экономического положения);
• права на культуру (от символического использования родного языка на дорожных указателях и вывесках до языковой политики, признающей использование языка этнического меньшинства в суде, в государственных учреждениях, в школьном и университетском образовании);
• институционализированных политических прав (от символических элементов автономии местных органов власти и символического представительства в государственных органах управления до полномасштабного конфедерализма);
• права на осуществление определенных изменений, включая изменения границ, создание новых государств или присоединения к другому государству.
Г. У. Солдатоза выделила четыре фазы межэтнической напряженности: латентную, фрустрационную, конфликтную и кризисную.
Латентная фаза напряженности — предполагает позитивные отношения. Это означает, что если в обществе и существуют локальные массовые состояния неудовлетворенности, то их причины обычно не связываются с отношениями между народами. В структуре массового сознания доминирует этническая идентичность по типу «нормы». Все это определяет прозрачность этнических границ. Начальный уровень эмоциональной напряженности.
Так случилось в бывшем СССР, где латентная напряженность, при всей внешней благопристойности межэтнических отношений, вдруг обнаружила свой мощный взрывной потенциал в условиях кардинальных социально-экономических изменений в обществе.
Фрустрационная фаза напряженности —рост эмоционального возбуждения.. Фрустрация как групповое психическое состояние влияет на формы и векторы формирования этнической идентичности. «Запуск» процессов эмоционального заражения и подражания. Формируются психические пограничные состояния массовой невротизации, которые требуют психической разрядки.
Нарастание интенсивности фрустрационной напряженности напрямую связано с уровнем социальной напряженности в обществе и ее трансформацией в межэтническую. В качестве источника фрустрации начинают восприниматься другие этнические группы. В результате различные препятствия, возникающие при осуществлении жизненно важных потребностей, все чаще связываются с этнической принадлежностью. Здесь могут иметь значение как реальные причины (например, дискриминация при поступлении на работу, продажа продуктов по предъявлению паспорта, визитки и т. д., как это было в начале 1990-х гг.), так и надуманные.
Реальный конфликт интересов, групповые позиции уже поляризованы. Этнические границы становятся ощутимыми, уменьшается их проницаемость.
Растет значимость в межэтнической коммуникации языковых, культурных и психологических факторов.
Проецирование негативных эмоций на такой источник фрустрации, как этническая группа, более характерно для титульных этносов. Эмоциональное напряжение русских перерождается скорее в астенические и депрессивные состояния. А в первой половине 1990-х гг. наиболее популярным способом решения проблем в таких случаях среди русских было принятие решения об эмиграции.
Конфликтная фаза напряженности - между противоборствующими сторонами на возникает реальный конфликт несовместимых целей, интересов, ценностей и соперничество за ограниченные ресурсы.
Кризисная напряженность – страх, ненависть и насилие.
Стадии этноконфликта
Начавшийся конфликт вызывает цепную реакцию, вовлекая в свою сферу все новые и новые людские и иные ресурсы, т.е. развивается по принципу «воронки»2, распадаясь на четыре этапа.
Первый — условно можно охарактеризовать как «овладение идеей». Обычно речь идет о борьбе с социальным неравенством, восстановлении исторической справедливости, о праве нации на самоопределение и других лозунгах, внедряемых в массовое сознание. Таким образом, разжигаются национальные чувства, осуществляется активная апелляция к этническому самосознанию, его достоинству и пр. На первом этапе происходит образование «воронки противостояния», начинается накопление обид и формирование «образа врага». Чаще всего он уже существует в обыденной психологии, присутствует в общественном сознании в латентном виде, необходимо только его проявить, обозначить, выразить публично.
Второй — выражается в окончательном конструировании «образа врага».
Поиск «врага» в развитии межнационального конфликта часто облегчается историческими предпосылками. Например, армяно-азербайджанский конфликт имел историческую проекцию начала века
Третий — характеризуется выражением агрессии. Этот этап обязательно организуется: появляются лидеры, провокаторы, разжигающие толпу (нередко лица с уголовным прошлым), в массовые действия втягиваются легко внушаемые люди (часто несовершеннолетние), задействуются средства «раскрепощения» (алкоголь, наркотики), раздается самодельное оружие (заточенные куски арматуры, бутылки с зажигательной смесью и пр.).
На третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и события разворачиваются по принципу «зеркального отражения», когда практически все дела и поступки бумерангом возвращаются. В этой «войне двойников» действие всегда равно противодействию. На этой стадии развертывания противоборства исчезают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие.
Четвертый — характеризуется массовым насилием, которому свойствен эффект заражения. Происходит то, что условно можно назвать «сатанизацией» насилия: оно приобретает особый цинизм, отличается глумлением над жертвами, садизмом.






