Понятие и свойства правосознания

Введение

 

Состояние правосознания любого общества является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Эффективность преобразования и уровень правосознания взаимозависимы, т.к. именно от уровня правосознания зависит, насколько осознанно и активно будут участвовать в данном процессе все социальные группы. В настоящее время становится очевидным, что успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно без повышения уровня правосознания личности, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении положений правовых норм в повседневную жизнь.

В этой связи правосознание можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие для формирования готовности личности к юридически значимому поведению, без чего невозможно становление гражданского общества и правового государства, реализация правовой реформы.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что теоретическое понимание и соответствующее обоснование некоторых фундаментальных правовых категорий, таких как правосознание, необходимо для  развития системы организованного правового обучения и воспитания, представляющего собой сложный, противоречивый процесс. Правосознание, являясь духовным началом в праве, оказывает существенное мотивационное воздействие на общественные отношения, правовое поведение, и является одним из ведущих факторов развития правовой активности личности.

Долгие годы правовая теория была вынуждена подчиняться официальной идеологии, а не активно влиять на нее, и из-за этого многие правовые проблемы решались в духе существовавшего административно-командного режима, что ни в коей мере не способствовало развитию правового мышления граждан и осознанию ими собственных прав. В связи с этим представляется, что успешное решение данной проблемы возможно лишь в свете нового мышления, ориентированного на свободное развитие личности, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью [1].

Цель данной работы состоит в комплексном анализе правосознания, как социально-правового источника правового поведения личности.

В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

¾ исследовать эволюцию знаний и представлений о правосознании, его свойствах и структуре, выявить особенности современного понимания правосознания;

¾ изучить уровни и виды правосознания с позиций иерархических связей и качественного состояния его основных элементов;

¾ проанализировать место и значение правовой идеологии и правовой психологии в формировании правосознания на современном этапе;

¾ определить место и роль правосознания, его уровней в различных видах юридической деятельности.

Объектом исследования является правосознание как правовая категория, его структура и роль в механизме правового регулирования.

Предметом исследования выступают содержание, тенденции формирования, развития, функционирования правосознания личности и общества.

Методологическая основа исследования базируется на системном подходе, на положениях процессного, ситуационного, функционального, эволюционного анализа и их интеграции. В качестве общих методов научного познания в работе использовались методы теоретического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция. В качестве специальных методов правовых исследований использовались: формально-логический метод толкования норм права, сравнительно-правовой метод, а также метод теоретико-правового моделирования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты дают научное осмысление процессов формирования правосознания. Научные положения, и выводы, содержащиеся в исследовании, позволяют более глубоко оценивать роль правосознания в механизме реализации права.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что материалы контрольной работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке учебно-методического обеспечения по дисциплине «Теория государства и права».

 

 


Глава 1. Правосознание: понятие, функции

 

Понятие и свойства правосознания.

 

Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д.

Диапазон правосознания весьма широк, он охватывает все стороны и аспекты правовой жизни общества: законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой реформы, состояние преступности, деятельность правоохранительных органов и т.д. [2].

Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли, выражение отношения людей к действующему или допустимому праву и правовым явлениям [1].

Правосознание предполагает:

¾ осмысление и ощущение необходимости права;

¾ оценку права;

¾ осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

¾ осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

¾ восприятие процесса и результатов реализации права;

¾ соотнесение правовых ценностей с моральными, политическими и иными видами ценностей.

Из российских ученых, занимавшихся разработкой концепции правосознания, стоит отметить работы И.А. Ильина (1882-1954), хотя его концепция правосознания и отличается от широко распространенного понимания правосознания как рефлексии закрепленных в законодательстве правовых норм. В работах этого русского философа и правоведа правосознание выступало как важнейшая категория права. Поскольку мировоззрение этого ученого сформировалось в императорской России, то согласно его концепции здоровое правосознание российского общества неминуемо приведет – или должно привести – к реставрации монархии в стране. «Республику, все равно - унитарную или федеративную, мы не считаем государственною формою, способною восстановить Россию, дать ей творческую свободу и культурно-духовный расцвет» - писал он. Вынужденный к эмиграции, И.А. Ильин имел возможность анализировать политическое и правовое состояние в современном ему Советском Союзе. В 50-е годы он писал об антиправовом характере тоталитарного режима в стране, являющимся «социально-гипнотической машиной», о подавлении правосознания. «Правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив того, покоится на террористическом внушении» [8].

Если абстрагироваться от политического аспекта его учения, не являющегося предметом нашего исследования, то с большинством его выводов относительно роли уровня правосознания в становлении правового государства можно, согласиться. По мнению И.А. Ильина, правосознание является «естественным чувством права и правоты», а «человек, имеющий здоровое правосознание, - есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства».

Таким образом, И.А. Ильин указывал на естественный характер происхождения правосознания, и так как цель права в его концепции состоит «прежде всего, в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей», то он подчеркивал непреходящую социальную, культурную и политическую ценность правосознания[4].

Рассмотрим  ключевые свойства правосознания и его особенности как одной из форм общественного сознания (помимо нравственного, национального, религиозного и т.п.):

¾ правосознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, они являются относительно взаимообусловленными;

¾ правосознание характеризуется устойчивостью и преемственностью.

Правосознание представляет собой довольно инертный механизм: для него характерно сопротивление новым идеям и принципам, для преодоления прочно вошедших в сознание правовых взглядов и предрассудков требуется гораздо больше времени, чем для обновления нормативно-правовых актов. Практика показывает, что даже при самой бюрократизированной схеме организации законодательного процесса трансформация системы позитивного права (законодательства как такового) может осуществляться в сравнительно более короткие сроки, нежели изменение уже сформировавшегося правового сознания [4].

Как пишет В.В. Сорокин, правосознанию «присуща некоторая константа, которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит некий тип отечественного правового мышления» [6].

Это свойство правосознания является одновременно и негативным, и положительным с точки зрения задачи реформирования правовой сферы. С одной стороны, инертность правосознания является фактором, тормозящим реализацию правовых реформ в правоприменительной сфере. С другой стороны, устойчивость и преемственность правосознания является стабилизирующим фактором, нивелирующим неблагоприятные последствия значительных колебаний в правовой сфере, характерных для переходных периодов.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: