Из доклада Владивостокского Морского Общества от 10.02.13

 

В 1841г. на Суксунском заводе был построен первый в России пароход с железным, более долговечным, корпусом, имевший к тому же небольшую осадку.

В 1843 г., когда закончилась привилегия Берда, в России вступил в силу закон, разрешающий иметь пароходы частным лицам и послуживший мощным толчком к развитию парового и металлического су­достроения.

В 1846г. образовалось «Пермское пароходное общество». В следующем, 1847г. компания Гакса и Тета построила для Пермской пароходной линии буксирный пароход «Пермь» в 60 сил. В 1851г. открыло свои действия «Камско-Волжское пароходное общество», позже появились общества «Самолет» (1853г.), «Пароходная компания Ильина и Севостьянова» (1856г.), «Дружина» (1858г.), «Кавказ и Меркурий» (1859г.), «Польза» (1860г.), «Турчанинов и К0» (1860г.).[6] Владели пароходами на Каме, помимо вышеназванных компаний купцы и промышленники И.Ф.Любимов (впоследствии передавший всё сыну И.И Любимову), Д.Гран, Н.М.Григорьев, У.С.Курбатов, Ф.К. и Г.К. Каменские, А.Всеволожский, И.С.Колчин, В.И.Мельников, А.В.Черных, А.Г.Кузнецов, Г.М.Лунегов, М.К.Кашина, господа Житков, Гуллет, Классен, Винцевич, Подошвенников, Протопопов, Паудебар, Соваж и Миронов (инициалы последних не известны). Аналогичная ситуация наблюдалась по всей России.

       Количественный и качественный рост флота в Европейской части России вызвал потребность в технически грамотных специалистах. Поэтому в конце XIX в. открывается целый ряд учебных заведений, готовивших кадры для речного транспорта.

    В 1887г. открывается речное училище в Нижнем Новгороде, в 1893 – в Рыбинске, в 1903 в Казани.

По переписи МПС в 1890г. «Камский флот состоял из 276 пароходов в 23440 л.с. с подъемной способностью в 1 млн. 707 тыс. 850 пудов первоначальной стоимостью в 14 млн. 500 тыс. 867 рублей и с 5428 чел. служащих».

Паровой флот Камского бассейна состоял из:

пассажирских – 9                      буксиро-пассажирских – 27

    буксирных – 202                       товаро-пассажирских – 31

    товарных – 4                    служебных – 5

Из них на русских заводах было построено 250 пароходов, за границей – 26.[7]

П.В.Сюзев в своем «Путеводителе..» уточняет, что из этих 276 пароходов почти 200 построены на прикамских заводах. Назрела острая необходимость в основании учебного заведения, способного удовлетворить возросший спрос в специалистах-речниках, знакомых с механикой пароходов.

    Вопрос об открытии в Перми речного училища поднимался ещё, когда открывалось училище в Нижнем Новгороде. Однако пройти все чиновничьи инстанции царского аппарата было нелегко. Вопрос затянулся на долгие годы. Только в 1912г. последовало высочайшее повеление об открытии с 1 июля 1913г. в г.Перми речного училища первого разряда 3хклассного образования Ведомства путей сообщения.

    Первый набор состоял из 36 курсантов. «Пустяковой провинности было достаточно для того, чтобы оказаться отчисленным из училища», вспоминал П.В.Гроцикский, один из первых курсантов ПРУ. И, действительно, за 1913-1914г. было отчислено 9 учащихся. Через три года, в 1916г. училище выпустило первую группу капитанов второго разряда речного и озерного плавания.

    Однако некоторые училища в России испытывали некоторые трудности с набором учащихся. Способствовала этому недобрая слава об устройстве быта и условиях труда на речном флоте.

А.С.Воловин, революционер-большевик, работник частного пароходного общества так описывал жизнь речников: «Условия труда и жизни речников на кораблях были неимоверно тяжелыми. Они были подлинными пролетариями, в большинстве своем не имевшими на берегу ни имущества, ни угла, ни приюта. На случай болезни и по старости не давалось никакого обеспечения. Отсутствовало законодательство об охране труда. Эксплуатация была жесточайшая, особенно на парусных судах и баржах. На пароходах условия работы были несколько легче, но и там трудовое напряжение доводилось до предела.»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: