В 1841г. на Суксунском заводе был построен первый в России пароход с железным, более долговечным, корпусом, имевший к тому же небольшую осадку.
В 1843 г., когда закончилась привилегия Берда, в России вступил в силу закон, разрешающий иметь пароходы частным лицам и послуживший мощным толчком к развитию парового и металлического судостроения.
В 1846г. образовалось «Пермское пароходное общество». В следующем, 1847г. компания Гакса и Тета построила для Пермской пароходной линии буксирный пароход «Пермь» в 60 сил. В 1851г. открыло свои действия «Камско-Волжское пароходное общество», позже появились общества «Самолет» (1853г.), «Пароходная компания Ильина и Севостьянова» (1856г.), «Дружина» (1858г.), «Кавказ и Меркурий» (1859г.), «Польза» (1860г.), «Турчанинов и К0» (1860г.).[6] Владели пароходами на Каме, помимо вышеназванных компаний купцы и промышленники И.Ф.Любимов (впоследствии передавший всё сыну И.И Любимову), Д.Гран, Н.М.Григорьев, У.С.Курбатов, Ф.К. и Г.К. Каменские, А.Всеволожский, И.С.Колчин, В.И.Мельников, А.В.Черных, А.Г.Кузнецов, Г.М.Лунегов, М.К.Кашина, господа Житков, Гуллет, Классен, Винцевич, Подошвенников, Протопопов, Паудебар, Соваж и Миронов (инициалы последних не известны). Аналогичная ситуация наблюдалась по всей России.
|
|
Количественный и качественный рост флота в Европейской части России вызвал потребность в технически грамотных специалистах. Поэтому в конце XIX в. открывается целый ряд учебных заведений, готовивших кадры для речного транспорта.
В 1887г. открывается речное училище в Нижнем Новгороде, в 1893 – в Рыбинске, в 1903 в Казани.
По переписи МПС в 1890г. «Камский флот состоял из 276 пароходов в 23440 л.с. с подъемной способностью в 1 млн. 707 тыс. 850 пудов первоначальной стоимостью в 14 млн. 500 тыс. 867 рублей и с 5428 чел. служащих».
Паровой флот Камского бассейна состоял из:
пассажирских – 9 буксиро-пассажирских – 27
буксирных – 202 товаро-пассажирских – 31
товарных – 4 служебных – 5
Из них на русских заводах было построено 250 пароходов, за границей – 26.[7]
П.В.Сюзев в своем «Путеводителе..» уточняет, что из этих 276 пароходов почти 200 построены на прикамских заводах. Назрела острая необходимость в основании учебного заведения, способного удовлетворить возросший спрос в специалистах-речниках, знакомых с механикой пароходов.
Вопрос об открытии в Перми речного училища поднимался ещё, когда открывалось училище в Нижнем Новгороде. Однако пройти все чиновничьи инстанции царского аппарата было нелегко. Вопрос затянулся на долгие годы. Только в 1912г. последовало высочайшее повеление об открытии с 1 июля 1913г. в г.Перми речного училища первого разряда 3хклассного образования Ведомства путей сообщения.
|
|
Первый набор состоял из 36 курсантов. «Пустяковой провинности было достаточно для того, чтобы оказаться отчисленным из училища», вспоминал П.В.Гроцикский, один из первых курсантов ПРУ. И, действительно, за 1913-1914г. было отчислено 9 учащихся. Через три года, в 1916г. училище выпустило первую группу капитанов второго разряда речного и озерного плавания.
Однако некоторые училища в России испытывали некоторые трудности с набором учащихся. Способствовала этому недобрая слава об устройстве быта и условиях труда на речном флоте.
А.С.Воловин, революционер-большевик, работник частного пароходного общества так описывал жизнь речников: «Условия труда и жизни речников на кораблях были неимоверно тяжелыми. Они были подлинными пролетариями, в большинстве своем не имевшими на берегу ни имущества, ни угла, ни приюта. На случай болезни и по старости не давалось никакого обеспечения. Отсутствовало законодательство об охране труда. Эксплуатация была жесточайшая, особенно на парусных судах и баржах. На пароходах условия работы были несколько легче, но и там трудовое напряжение доводилось до предела.»