Флотское образование в 1917-1941г.г

 

А) Военно-морское образование

После окончания Гражданской войны Советское руководство уделяло пристальное внимание возрождению отечественного военно-морского флота. Первым его этапом был ремонт оставшихся кораблей. Самым распространенным среди моряков девизом был «Скорее даешь ремонт – и в море!» В короткий срок были отремонтированы один крейсер, пять эсминцев, две подводные лодки и другие боевые корабли. Осенью 1922 года были проведены первые маневры с участием всех крупных боевых кораблей Балтийского флота.

В апреле 1920г. первый выпуск произвели Соединенные классы для подготовки специалистов Высшего командного состава флота, а в июне 1922г. – Училище командного состава флота, на базе которого впоследствии было создано Морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского. С апреля 1919г. началась подготовка командных кадров Красного Флота в Военно-морской Академии.

В октябре 1918 на базе Морского кадетского корпуса было создано первое учебное заведение РККФ – Курсы командного состава. Ныне это Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М. В. Фрунзе. Старейшее военно-морское училище окончили многие выдающиеся советские флотоводцы и деятели флота, герои гражданской и Великой Отечественной войн, командующие флотами и флотилиями, адмиралы и офицеры. Среди них первые руководители ВМФ в период гражданской войны и иностранной интервенции В.М.Альтфатер, Е.А.Беренс, А.К.Векман, М.В.Викторов, А.В.Немитц, М.В.Иванов, А.П.Зеленой, командующие и руководители ВМФ в годы Великой Отечественной войны Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, адмиралы В.А.Алафузов, Л.М.Галлер, Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков, адмиралы А.Г.Головко, Ф.С.Октябрьский, В.Ф.Трибуц, вице-адмиралы В.В.Григорьев и В.С.Чероков, а также адмиралы флота Г.М.Егоров, В.А.Касатонов, С.М.Лобов, Н.Д.Сергеев, Н.И.Смирнов, В.Н.Чернавин, адмиралы Н.Н.Амелько, Ф.В.Зозуля, В.В.Михайлин, А.Е.Орел, В.С.Сысоев, В.А.Фокин и другие. Многие фрунзевцы награждены орденами и медалями, более 70 из них стали Героями Советского Союза, несколько человек – Героями Социалистического Труда.

Однако стоит отметить, что в вышеперечисленные учебные заведения комиссарами и командирами боевых кораблей направлялись отличившиеся матросы и старшины, прошедшие предварительную подготовку в учебных отрядах и школах при соединениях кораблей. Второй способ попасть в ВМУ – после «рабфака» (специальные подготовительные курсы по программе общеобразовательной школы). Естественно, что возраст этих «абитуриентов» был совсем не «детский»[8].

О приеме несовершеннолетних (до 18 лет) сведений в доступных источниках не встречается.

 

 

Б) Соловецкая школа юнг

Тяжелое положение на фронтах в начале войны, приходящие «похоронки» о погибших членах семьи, способствовали тому, что на фронт рвались не только взрослые, но и дети. Подростки толпами осаждали военкоматы, писали письма-просьбы в ЦК ВЛКСМ, Наркомат обороны, сбегали из дома, пытаясь добрать самостоятельно до линии фронта. Для того, чтобы как-то остановить эти самовольные побеги, и учитывая затяжной характер войны, Наркомат ВМФ и ЦК ВЛКСМ приняли решение о создании Школы юнг Военно-Морского флота. В Приказе от 25 мая 1942г., подписанном народным комиссаром ВМФ Николаем Герасимовичем Кузнецовым, говорилось: «…Школу укомплектовать юношами комсомольцами и некомсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объеме 6-7 классов, исключительно добровольцами…». Приказом были определены области, из которых осуществлялся набор и квоты (количество человек от области).

Аналогичные протоколы о наборе в эту школу были приняты всеми обкомами комсомола в течение июня 1942г.[9] Желающих было намного больше, поэтому проводился строгий отбор. Преимущественным правом зачисления пользовались сироты, воспитанники детских домов, дети погибших военнослужащих, дети из многодетных семей. Отбирали физически развитых и здоровых, имеющих значки ГТО, БГТО, «Юный Ворошиловский стрелок» и др. Например, не брали (за очень редким исключением) детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда[10].

На овеянном легендами Большом Соловецком острове на плечи подростков выпали совсем не детские испытания. В условиях сурового Севера, живя в палатках, питаясь под открытым небом, ребята строили кубрики, столовую, клуб – рыли для землянок котлованы, валили и пилили лес, корчевали пни и все это – под угрозой постоянных налетов и бомбежек. Юные моряки, как полноправные бойцы истребительного батальона, обороняющего Соловецкий архипелаг, занимались прочесыванием лесов, обезвреживанием сбрасываемых с самолетов диверсантов и лазутчиков, тушением пожаров, несли охрану островных боевых объектов. Все это совмещалось с овладеванием морскими и военными знаниями: устройство боевых кораблей, корабельных двигателей, электрооборудования, средств связи, всем, что необходимо боцманам, мотористам, рулевым, радистам, судовым артиллеристам и электрикам. Подробно о жизни и учебе в школе юнг написал выпускник этой школы знаменитый писатель Валентин Саввич Пикуль в повести «Мальчики с бантиками».

Возглавлял Школу юнг опытный моряк, педагог-воспитатель, автор многих работ по морскому делу, кавалер целого ряда боевых орденов начальник школы Николай Юрьевич Аврамов, сам обучавший юнг морскому делу и морской практике, лично руководивший шлюпочным походами на веслах и под парусом в море.

Программа была рассчитана на год. Школа выпустила за три военных года более 4000 верных защитников Родины[11], из них 1500 были расписаны по кораблям, остальные несли службу в береговых частях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: