Фокус-группа – это группа из 6-12 определенным образом подобранных людей (как правило, покупателей или потребителей), которая под руководством подготовленного инструктора (модератора) в течение примерно 1,5 часа в ходе направленной дискуссии раскрывают качественное содержание поставленной проблемы.
Области применения фокус-групп:
получение информации общего характера в неизвестной сфере;
определение, формулирование проблемы;
выяснение мнений, отношений, оценок;
установление предпочтений;
формулировка гипотезы для дальнейшего исследования;
предварительный анализ проблемы для уменьшения возможных вариантов ее решения;
дополнение или объяснение результатов количественных исследований;
пилотирование анкет, планов, программ, сценариев, словесных форм;
обсуждение «трудных вопросов».
Преимущества метода
1. Синергизм: общий эффект превосходит сумму отдельных результатов.
2. Самогенерация («эффект снежного кома»): идеи, находки, комментарии рождаются в ходе дискуссии.
|
|
3. Стимулирование: даже самые молчаливые респонденты становятся активными участниками.
4. Непринужденность: свободно протекающее обсуждение.
5. Подконтрольность: заказчик может прослушать или просмотреть ход дискуссии.
6. Скорость: быстрота получения результатов.
7. Безопасность: высказывание не может причинить неудобство или вред говорящему.
Недостатки
1. Сбор участников группы требует создания значительных побудительных мотивов для участников.
2. Выборка участников не является случайной, а потому не может без возможных ошибок распространяться на большие совокупности.
3. Высокий удельный уровень затрат.
4. Результаты зависят от модератора.
5. Необходимость в ряде случаев при проведении фокус-групп разделения участников по полу, возрасту, уровню образования и т.п.
6. Соблюдение запрета на включение в фокус-группу лиц, знакомых либо с процедурой проведения фокус-групп, либо знакомых друг с другом и модератором, либо знакомых с предметом обсуждения, либо профессионалов в маркетинговой деятельности.
Весь процесс организации фокус-групп заключается в пошаговом осуществлении следующих мероприятий:
определение цели и задач фокус-группы;
формулировка требований к участникам фокус-группы;
вербовка участников;
составление плана т сметы фокус-группы;
разработка сценария проведения фокус-группы и анкет участников;
пилотирование, корректировка сценария, обсуждение его с заинтересованными людьми в фирме-заказчике;
приглашение участников;
проведение фокус-группы;
анализ результатов дискуссии, оформление отчета.
Панель и эксперимент в маркетинговых исследованиях.
|
|
Панель – форма опроса, предполагающая повторяющийся сбор данных по выборочной совокупности опрашиваемых единиц, причем предмет исследования остается постоянным.
Панельные исследования дают возможность сравнить результаты в динамике, установить тенденции изучаемых явлений, обеспечивает высокую репрезентативность выборки. Как правило, построение и поддержка панели требует больших затрат.
Типология панелей
- Потребительские. Единицы совокупности Отдельные лица или семьи/домохозяйства. Цели формирования панели Систематически или периодически получать информацию о спросе и его факторах, о поведении, мнениях и предпочтениях потребителей.
- Торговые. Единицы совокупности Индивидуальные продавцы и торговые предприятия. Цели формирования панели Получать непрерывную информацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах.
- Производственные. Единицы совокупности Производственные предприятия. Цели формирования панели Получать информацию о товаре, товарной политике и конкуренции, политике дистрибьюции и т.п..
- Сферы услуг. Единицы совокупности Предприятия сферы услуг. Цели формирования панели Получать информацию о ситуации на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них.
- Специалистов. Единицы совокупности Группы специалистов/экспертов. Цели формирования панели Получать информацию о состоянии какой-либо проблемы, а также информацию о поведении потребителей в определенной ситуации.
Проблемы данного метода:
1. «Смертность» панели в результате отказа от сотрудничества, перемены места жительства, перехода в другую потребительскую категорию и т.п.;
2. «Эффект панели» заключающийся в том, что находясь под контролем члены панели сознательно или бессознательно меняют образ покупательского поведения, например, уменьшается доля спонтанных покупок;
3. Неполнота охвата рынка (например, исключаются граждане иностранных государств, граждане, имеющие высокий доход);
4. Вероятность получения неточной информации вследствие небрежности заполнения опросных листов; проблемы престижа (например, могут показать покупки, которых не было на самом деле, но которые отвечают социальному статусу); проблемы покупок сомнительного характера.
Эксперимент
Эксперимент – это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями, исследовать влияние одного фактора (независимой переменной) на другой (зависимую переменную) при одновременном контроле посторонних факторов.
Достоинства эксперимента как метода маркетингового исследования:
возможность изучать причинно-следственные связи между событиями;
высокая объективность;
возможность проверки маркетинговых решений;
возможность контроля ситуации.
К недостаткам данного метода можно отнести:
сложность отнесения влияния на зависимую переменную на счет конкретной независимой переменной;
неопределенность пригодности результатов эксперимента для других условий;
наличие временного лага между экспериментом и принятием маркетинговых решений;
влияние посторонних факторов;
большие затраты времени и денежных средств;
высокий риск.
По американской системе классификации экспериментов, основанной на измерении в контрольной группе (С – control group) и экспериментальной группе (Е – experimental group) до воздействия фактора (В - before) и после воздействия фактора (А - after) можно выделить несколько типов экспериментов.
ЕВА – измерение характеристик в одной экспериментальной группе до и после воздействия фактора. В качестве примера можно привести определен6ие объема сбыта до и после рекламной кампании. Наиболее существенная проблема, возникающая при такой организации эксперимента, заключается в сложности однозначной интерпретации результатов. На ход эксперимента могут влиять различные дополнительные обстоятельства - действия прошлых маркетинговых мероприятий, воздействие посторонних факторов.
|
|
ЕА-СА – При такой организации эксперимента влияние перечисленных выше обстоятельств уменьшается, но возникают проблемы из-за возможного наличия различий между группами еще до эксперимента. В качестве возможного решения предлагается образование групп по случайному принципу.
ЕВА-СВА – Подобные эксперименты часто применяются в исследованиях для торговли, которые проводятся с целью определения влияния мероприятий по стимулированию сбыта на предпочтения покупателей. Недостаток заключается в необходимости предварительного измерения, что может вызвать эффект обучения респондентов.
ЕА-ЕВА-СВА – При такой организации возрастает объективность результатов и точность интерпретации их, но одновременно увеличиваются и затраты на эксперимент.
10. Опрос и наблюдение как методы маркетинговых исследований.
Опросы считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях и предпочтениях.
Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом. В зарубежной практике маркетинга примерно 9/10 информации получается путем устного опроса, т.е. интервью.
Цели массовых опросов могут быть:
поисковые – предусматривающие сбор дополнительной информации, проливающие свет на проблему и помогающие выработать рабочие гипотезы;
описательные – предполагающие детальное описание отдельных фактов и явлений;
экспериментальные – состоящие в проверке маркетинговых гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей между спросом и существенными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж …) и самого потребителя (возраст, пол, доход, характер и т.п.);
|
|
оправдательные – призванные подкрепить уже сформированное мнение, убеждение, позицию или точку зрения.
Инструментом для проведения опросов служит анкета.Структура анкеты, как правило, содержит 4 блока вопросов:
В первом блоке дается объяснение того, кто и зачем проводит исследование, подчеркивается анонимность опроса, даются инструкции по заполнению анкеты и дальнейшим действиям, выражается благодарность за любезно уделенное респондентом время.
Во втором блоке «паспортичке» содержатся вопросы, характеризующие самого респондента: о поле, возрасте, семейном положении, образовании, доходе, профессиональной деятельности, жилищных условиях, привычках и т.п. Эти вопросы позволяют провести сегментацию, разделение и отнесение респондента к определенным аудиториям.
В третьем блоке (так называемая «рыба») даются вопросы, имеющие непосредственное отношение к задачам исследования.
Четвертый блок вопросов необходим для того, чтобы проверить внимательность заполнения анкеты, серьезность и откровенность респондентов, а также профессионализм и честность интервьюеров. Это психологические и контрольные вопросы. Если тема исследования проста и толерантна, можно обойтись без такого рода вопросов.
Вопросы в анкете подразделяются на открытые(ответ на них в свободной форме, без ограничений) и закрытые(перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько).
Наблюдение
Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков респондентов, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.
Результаты наблюдения используются:
для построения гипотез;
для проверки данных, полученных другими методами;
для дополнительных сведений об объекте.
Недостатками наблюдения как метода маркетинговых исследований являются:
недостаточная репрезентативность полученных данных, т.к. изучение ведется, как правило, на малой группе респондентов;
субъективность толкования;
возможность не заметить какие-то важные проявления покупательского поведения;
трудность вскрытия мотивов, интересов, отношений, лежащих в основе определенного покупательского поведения;
влияние наблюдателя.
Фиксация результатов наблюдения:
кратковременная запись по «горячему следу»;
карточка для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов (или протокол наблюдений, как расширенный вариант карточки);
дневник наблюдений, в который систематически. день за днем заносятся необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления наблюдателя (например, розничного продавца в киоске, магазине);
фото, видео и звукозапись.
Отчет о наблюдении должен содержать следующие сведения:
время, место, обстоятельства наблюдения;
способ наблюдения и роль наблюдателя;
характер наблюдаемых лиц;
анализ информации, собственные заметки и интерпретации наблюдателя;
оценка надежности полученных результатов.