Вопрос 2. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ в жилищном строительстве

В жилищном строительстве сооружают жилые дома и объекты социально-бытового и культурного назначения. Основными особенностями жилищного строительства, которые влияют на организацию учета затрат калькулирования себестоимости продукции

являются:

1. при строительстве используют типовые проекты и типовую строительную документацию. При этом для возведения жилых зданий применяют типовые материалы серийного заводского изготовления, что позволяет упростить учет затрат, связанных с приобретением и использованием материалов.

2. при использовании конструкций и деталей заводского изготовления, т.е. когда материалы перевозятся от места изготовления к месту их монтажа строительных объектах, можно не использовать промежуточные материальные приобъектные склады, а применять так называемый способ «монтаж с колес», то есть сокращаются заготовительно-складские расходы.

3. относительно невысокие затраты в незавершенное строительство, сравнительно небольшие сроки строительства;

4. по сравнению с другими отраслями невысокие затраты на строительные машины и механизмы;

5. объектами калькуляции в жилищном строительстве являются отдельные здания.

Если Домостроительные комбинаты ведут массовую застройку жилых массивов, то объектом учета затрат являются строительные площадки, а объектом калькулирования - отдельные жилые дома, которые сооружаются на этой площадке;

6. калькуляционные единицы:

а) технические единицы - м32, м.погон.

б) эксплуатационные единицы - м2 полезной площади, жилой. Общей площади и др.

Если жилые дома сооружают домостроительные комбинаты, следовательно возникает двойственный характер учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Это связано с

тем, что домостроительные комбинаты, в первую очередь, изготавливают строительные материалы (конструкции, детали), во 2-ю очередь, выполняют СМР на территории, отведенной под строительство.

При изготовлении строительных материалов применяется методика учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, применяемая в промышленности строительных материалов. При этом себестоимость калькулируется в разрезе следующих статей калькуляции:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) полуфабрикаты, изделия и услуги производственного характера со стороны;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) основная зарплата производственных рабочих;

6) дополнительная зарплата производственных рабочих;

7) начисления на заработная плата производственных рабочих;

8) расходы на подготовку и освоение производства;

9) общепроизводственные расходы, включая расходы по содержанию и эксплуатации

оборудования цехов и цеховые расходы;

10) общехозяйственные расходы;

11) потери от брака;

Итого: производственная себестоимость.

12) коммерческие расходы (расходы на реализацию) - эта статья включается в себестоимость, если материалы реализуются на сторону.

 

Вопрос 3. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ в линейном строительстве

В линейном строительстве сооружаются объекты большой протяжённости: железнодорожные, шоссейные и другие дороги, каналы, газо-. нефте-, водопроводы, линии электропередач и т.д. Основными особенностями линейного строительства являются:

1) Объектом калькулирования является отдельный участок строительства, который разбивают на отдельные объекты учёта затрат по исполняемым работам. В качестве отдельных объектов калькулирования  выделяют сопутствующие сооружения: мосты, насосные станции, силовые подстанции и т.д.

2) В дорожном строительстве на одном строительном  участке могут выделяться 2 калькуляционных объекта:

- земляное полотно дороги

- верхнее покрытие дороги.

3) Большие затраты, относимые на статью калькуляции «Материалы» (доставка)

4) Большие расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов (большое количество разнохарактерной техники, высокая доля  расходов по перебазированию строительной техники)

5) Высокий уровень накладных расходов (строительство временных подъездных и объездных путей, временных мостов) + доплаты за разъездной характер работ + большие расходы по санаторно-бытовому обслуживанию рабочих + резерв на рекультивацию земель (эти расходы могут не включаться в себестоимость работ, а погашаться за счёт целевого финансирования, которое производят заказчики работ).

6) Калькуляционные единицы: технологические -   км, метры погонные, метры 2, метры 3, эксплуатационные - перекат за  год, т нефти за год, для дорог - количество т-км за год.

7) При строительстве дорог необходимо сооружать временные сопутствующие объекты (временные мосты, подъездные дороги, объездные дороги). Эти затраты, как правило, погашаются за счёт целевого финансирования заказчика.

8) При строительстве дорог нарушается верхний покрытие территории, т.е. травяной

покров. Следовательно, в затратах на рекультивацию земель (откосы засеивают травой, обкладывают дёрном).

9) Как правило, организации, занятые дорожным строительством, имеют свои подсобные производства - песчаные и песчано-гравийные карьеры, следовательно, необходимо отдельно вести учёт затрат и калькулировать себестоимость продукции в разрезе подсобных и вспомогательных производств.

 




double arrow
Сейчас читают про: