Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

В УПК, в отличие от ранее действовавших уголовно-процессуальных кодексов, впервые появилась специальная глава — гл. 52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц», предусматривающая особенности возбуждения уголовных дел, применения мер принуждения, производства некоторых следственных действий, привлечения лица в качестве обвиняемого и судебного разбирательства уголовных дел в отношении определенных категорий лиц. В период действия УПК РСФСР 1960 г. особенности производства в отношении этих лиц устанавливались в различных законодательных актах (например, Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 16); федеральных законах от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ст. 29).

Глава 52 УПК закрепляет дополнительные гарантии защиты прав некоторых категорий лиц, занимающихся публичной (государственной) деятельностью, в сфере уголовного судопроизводства. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 14.07.2011 № 962-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Довгия Дмитрия Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 6.2 части первой статьи 447 и пунктом 10 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», нормы гл. 52 УПК предусматривают специальный — усложненный — порядок возбуждения уголовных дел и производства по ним в отношении указанной категории должностных лиц, предоставляющий им дополнительные процессуальные гарантии, которые, не исключая уголовную ответственность за совершенные преступления, посредством определенного усложнения процедур уголовного преследования обеспечивают их защиту при осуществлении публичных профессиональных обязанностей.

Однако закрепленные в ст. 447–451 УПК правила не соответствуют конституционному принципу равенства всех перед законом и судом.

Статья 448 УПК устанавливает особый порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении следующих лиц:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы;

2) депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

3) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

4) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы;

5) зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

6) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ;

7) члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

8) судей (необходимо иметь в виду, что возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 305 УК «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта», возможно только после отмены приговора как неправосудного);

9) Генерального прокурора РФ;

10) Председателя Следственного комитета РФ;

11) прокурора, руководителя и следователя следственного органа, а также адвоката;

12)следователя, присяжного и арбитражного заседателя, в период выполнения ими обязанностей;

13) Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;

14) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

По смыслу уголовно-процессуального закона суд, принимая решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК, не вправе делать выводы (в том числе о виновности) и предрешать вопросы, которые могут стать предметом оценки последующих решений органов предварительного расследования либо предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела (постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007 № 482п07пр).

Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает особенности задержания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудитора Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, — эти лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Также в уголовно-процессуальном законе установлены особенности производства следственных и иных процессуальных действий, применения мер пресечения в отношении ряда категорий лиц.

Так, судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей. Решение о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу должно быть принято в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения.

Решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Перед обращением в суд с ходатайством о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ следователь или дознаватель должен получить согласие Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — согласие руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

По общему правилу, уголовное дело в отношении перечисленных лиц направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной ст. 31–36 УПК. Особенности персональной подсудности устанавливаются применительно к уголовным делам в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи — с 1 января 2013 г. уголовные дела в отношении указанных лиц по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматриваются верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом[16].

          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: