УЭ -0
Интегрирующая дидактическая цель модуля:
1. рассмотреть положение неметаллов в системе элементов Д.И. Менделеева;
познакомить с основными физическими свойствами неметаллов, выяснить, чем они обусловлены;
2. выяснить, чем атомы неметаллов отличаются от атомов металлов;
3. познакомиться с получением и применением неметаллов;
4. развить учебные навыки работы с текстом, с химическими веществами и оборудованием;
5. обучать учащихся самостоятельности при получении знаний; выработке собственного мнения; умения работать в парах, быть внимательным к себе и к окружающим.профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.
УЭ -1
- Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Задание: Запишите число и тему урока «Простые вещества – неметаллы».
Это первый урок по неметаллам.
УЭ- 2
Положение в ПСХЭ, строение электронной оболочки
Цель:
1)определить исходный уровень знаний о неметаллах
2) выяснить, чем атомы неметаллов отличаются от атомов металлов,
|
|
3) выяснить положение неметаллов в ПСХЭ,
2. Самостоятельная работа.
Из списка веществ выпишите в первый столбик сложные вещества, а во второй - простые:
O2, H2O, KMnO4, Mg, Mg(OH)2, MgO, H2, K, Mn, O3.
- К какой группе веществ относятся неметаллы?
- Какие вещества называются простыми?
Проверка!
3. Работа с периодической системой химических элементов и учебником
(отвечать на вопросы письменно).
Внимание!
- Определите, где расположены в ПСХЭ металлы, а где неметаллы..
- Каких элементов в периодической системе больше?
- Сколько всего неметаллов?
Внимание!
Заполнение схемы:
элементы
Ме неМе
- Как по периоду меняются неметаллические свойства химических элементов?
- Как по группе меняются неметаллические свойства химических элементов?
- Где в Периодической системе находятся самые активные неметаллы?
- Какой неметалл самый активный?
- Сколько всего электронов у неметаллов на внешнем энергетическом уровне?
- Зная, что неметаллы имеют сравнительно малые радиусы атомов и большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы неметаллов?
Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары. Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.
|
|
- Что же удерживает атомы неметаллов в единое целое?
- Что находится в узлах кристаллической решетки?
- Какой тип кристаллической решётки характерен для неметаллов?.
- Как называется связь между атомами и молекулами кристаллической решетке неметаллов?
Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.
Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.
Внимание!
Проблема! Объясните, чем отличаются атомы неметаллов от атомов металлов. (устно).
Проверка!
Число электронов на внешнем слое | Радиус атома | Свойства (окислительные или восстановительные) | |
Атомы неметаллов | |||
Атомы металлов |
Самоконтроль.
Уровень 1.
1. У какого элемента IV группы главной подгруппы углерода или азота ярче выражены неметаллические свойства.
2. Простое вещество – неметалл у элемента:
1) Au 2) Mg 3) C 4) Ag
Уровень 2.
1. Электронная формула 1s22s22p63s2p3
1) Fe 2) N 3) P 4) Cr.
2. Наибольшими неметаллическими свойствами обладает атом с электронной формулой:
1) 1s22s22p6 3s2p2 2) 1s22s22p63s2p43) 1s22s22p63s2p3 4) 1s22s22p63s2p5
3. Наиболее электроотрицательный неметалл
1) S 2) H 3) F 4) O
Уровень 3
1. В каком ряду ослабевают неметаллические свойства.
1) S – P – Si 2) O – S – Se 3) B - C – N 4) Si – P - S
2.Из предложенного перечня веществ определите атомы каких элементов имеют на внешнем ЭУ 4 электрона: натрий, калий, кремний, магний, углерод.
3.Длина ковалентной связи наибольшая:
4. H2Te 2) H2O 3) H2Se 4) H2S