Взаимопроверка, смотрите ответы на экране

Модульный урок по химии в 9 классе

По теме «Простые вещества – неметаллы»


УЭ –

учебный элемент;


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ -0

 

Интегрирующая дидактическая цель модуля:

1. рассмотреть положение неметаллов в системе элементов Д.И. Менделеева;

2. познакомить с основными физическими свойствами неметаллов, выяснить, чем они обусловлены;

3. выяснить, чем атомы неметаллов отличаются от атомов металлов;

4. познакомиться с получением и применением неметаллов;

5. развить учебные навыки работы с текстом, с химическими веществами и оборудованием; развить творческие способности школьников и желание продолжить самостоятельную работу; формировать универсальные учебные действия: наблюдать, сравнивать, рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы.

6. обучать учащихся самостоятельности при получении знаний; выработке собственного мнения; умения работать в парах, быть внимательным к себе и к окружающим.

7. профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

8.

УЭ -1

Оргмомент.

 

Добрый день, мои юные исследователи! Я рада видеть ваши умные и любознательные лица! Сегодня у нас с вами не совсем обычная работа и я немного волнуюсь: всё ли из задуманного мы сможем осуществить. Поэтому мы должны работать слаженно, как единый организм. Итак, начинаем…

Послушайте притчу:

«Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилась коза, а вместо утюга – слон». Умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня вы показали, насколько вы мудры. Я думаю, что никому не хочется оказаться на месте волшебника.

Определение темы и целей урока:

Вы, наверное, уже обратили внимание, что на столах присутствует коллекция веществ.

 

- Посмотрите на коллекцию и определите – что это? (Неметаллы)

 

- Почему вы так решили? (перечисляют физические свойства)

- Какую же тему мы сегодня начнем изучать?

Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о неметаллах.

- А зачем нужно и важно изучать неметаллы?

- Что называется неметаллом?

- А что вы уже знаете о неметаллах из курса 8 класса?

- Зачем же мы опять изучаем неметаллы?

(углубление и расширение знаний).

 

Обратите внимание на цель нашего урока.

- Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

Запишите число и тему урока «Простые вещества – неметаллы».

Это первый урок по неметаллам.

 

Номенклатура для подготовки к ГИА:

неметаллы,

химическая связь, ковалентная связь, окислитель, восстановитель,

группа, период,

физические свойства, простые вещества,

Откройте словари Даля или Ожегова, найдите определение «неметаллы».

УЭ- 2

Положение в ПСХЭ, строение электронной оболоч

Цель:

1)определить исходный уровень знаний о неметаллах

2) выяснить, чем атомы неметаллов отличаются от атомов металлов,

3) выяснить положение неметаллов в ПСХЭ,

 

1. Самостоятельная работа.

 

Из списка веществ выпишите в первый столбик сложные вещества, а во второй - простые:

O2, H2O, KMnO4, Mg, Mg(OH)2, MgO, H2, K, Mn, O3.

 

- К какой группе веществ относятся неметаллы?

(к группе простых веществ).

 

- Какие вещества называются простыми?

 

2. Работа с периодической системой химических элементов и учебником

 

Внимание!

- Определите, где расположены в ПСХЭ металлы, а где неметаллы.

(Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то справа вверху над этой диагональю в Периодической системе все элементы являются неметаллами,

- Каких элементов в периодической системе больше? (металлов)

- Сколько всего неметаллов?

Внимание!

Заполнение схемы:

                                                             элементы

 

Ме                                                                                                                      неМе

 

- Как по периоду меняются неметаллические свойства химических элементов?

(Слева направо усиливаются).

- Как по группе меняются неметаллические свойства химических элементов?

(Сверху вниз по группе неметаллические свойства химических элементов ослабевают).

- Где в Периодической системе находятся самые активные неметаллы?

- Какой неметалл самый активный? (фтор).

- Сколько всего электронов у неметаллов на внешнем энергетическом уровне?

(на внешнем энергетическом уровне 4,5,6,7 электронов, он близок к завершению, а у атомов элементов главной подгруппы VIII группы он завершен.

- Зная, что неметаллы имеют сравнительно малые радиусы атомов и большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы неметаллов?

(Вступая в соединения, атомы неметаллов завершают наружный электронный слой за счет принятия от атомов металлов или водорода или отдачи электрона)

Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары. Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

- Что же удерживает атомы неметаллов в единое целое?

(кристаллическая решетка).

- Что находится в узлах кристаллической решетки?

(в узлах находится атома или молекулы).

-  Какой тип кристаллической решётки характерен для неметаллов?

( молекулярная и атомная кристаллическая решётка).


- Как называется связь между атомами и молекулами кристаллической решетке неметаллов? (Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:

· газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;

· жидкость – Br2;

· твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.

Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.


Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.

Внимание!

Проблема! Объясните, чем отличаются атомы неметаллов от атомов металлов.

(Атомы металлов имеют большой радиус - атомы неметаллов имеют малый радиус.

Атомы металлов имеют мало электронов на внешнем уровне - атомы неметаллов имеют много электронов на внешнем уровне.

Атомы металлов легко отдают электроны с внешнего уровня - атомы неметаллов легко принимают недостающие электроны на внешний уровень.

Металлы - хорошие восстановители. Неметаллы - хорошие окислители).

Проверка!

 

Физминутка

- А теперь пришло время поиграть. Встаньте ровно. Выпрямите спины. Внимательно смотрите на экран. На нем будут появляться знаки химических элементов. Если знак на экране – металл, вы должны поднять руки вверх и хлопнуть в ладоши. Если на экране – неметалл, вы должны потопать ногами. Внимание на экран!

Самоконтроль.

Уровень 1.

1. У какого элемента IV группы главной подгруппы углерода или азота ярче выражены неметаллические свойства.

2. Простое вещество – неметалл у элемента:

1) Au 2) Mg 3) C 4) Ag

Уровень 2.

1. Электронная формула 1s22s22p63s2p3

1) Fe 2) N 3) P 4) Cr.

2. Наибольшими неметаллическими свойствами обладает атом с электронной формулой:

1) 1s22s22p6 3s2p2 2) 1s22s22p63s2p4

3) 1s22s22p63s2p3 4) 1s22s22p63s2p5

3. Наиболее электроотрицательный неметалл

1) S 2) H 3) F 4) O

Уровень 3

1. В каком ряду ослабевают неметаллические свойства.

1) S – P – Si 2) O – S – Se

3) B - C – N 4) Si – P - S

2. Из предложенного перечня веществ определите атомы каких элементов имеют на внешнем ЭУ 4 электрона: натрий, калий, кремний, магний, углерод.

3. Длина ковалентной связи наибольшая:

1. H2Te 2) H2O 3) H2Se 4) H2S

 

 

Работа в рабочих листах.

 

Взаимопроверка, смотрите ответы на экране.

 

 

Откройте ПСХЭМ

(форзац учебника)

 

Работа в рабочих листах.

 

Работа с текстом,

заполнение схемы

 

 

УЭ- 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: