Государство как политический институт: понятие, признаки, рубежи развития

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

 

Признаки государства

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

 

Исторические рубежи в развитии

С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии.

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности. В целом конституционный этап в развитии государства связан с появлением конституции.

 

 

Президентская и парламентская формы правления

 

Президентская и парламентская форы правления

Государственная форма правления (ГФП) – это способ организации власти, кот. включает:

1. Указание на источник власти

2. Структуру основных институтов власти

3. Основной принцип взаимодействия общества и власти

Сущ. 2 основных: монархия и республика.

Монархия

§ Источник власти – божественная воля

§ Смена власти – наследственный механизм

Республика

§ Источник власти – воля народа

§ Смена власти – выборы, не одного, а многих, и на ограниченный промежуток времени.

Республиканские формы правления

Президентская республика

США в конце 18в, ~30 государств в Америке.

Основной принцип устройства власти: строгое разделение законодательной от исполнительной. Двух канальная система выборов: граждане избирают парламент и президента. Президент выступает в 2 ролях:

1. Глава государства

2. Глава правительства (возглавляет исполнительную власть, премьер-министра нет)

Парламент может повлиять на назначение министра. Смещать министра парламент не может.

Парламентская форма правления

Основа – английская модель.

Глава государства – избираемый президент.

Основной принцип устройства власти – сближение и сотрудничество парламента и правительства. Одноканальная система выборов: граждане избирают только парламент. Исполнит. власть возглавляет премьер-министр. Он и рядовые министры избираются парламентом. Суд – никаких изменений. Президент – спящий институт власти, как и монарх. С одним отличием – его избирают на время парламентом.

 

Полупрезидентская (смешанная) форма правления. форма правления России по Конституции 1993 г.

Примеры: Франция, Португалия, Финляндия, Польша.

Появилась как реакция на (-) двух первых форм.

(-) президентской: президент, объединяя ф-ции главы государства и главы правительства, чрезмерно усиливает исполнит. власть. Это ведет к ее доминированию над законодательной властью. Нарушается пр-п разделения власти, деформируется демократия.

(-) парламентской: если в стране нет 2-3 мощных партий, то (+) формы правления превращаются в (-). После выборов парламент становится раздробленным. Война всех со всеми. Трудно сформировать правительство., кот. всегда на грани отставки и не свободен в действиях, следовательно, нарастают проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: