Часть пятая: Хозяйство России (продолжение)

Тема: Введение.

 

Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).

Вызвать интерес к изучению географии хозяйства и населения.

 

Оборудование: Физическая и политико-административная карта Российской Федерации.

 

                     Ход урока

 

I. Организационный момент

II.    Вводная беседа

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. С первого урока мы начинаем путешествовать по просторам нашей необъятной Родины.    

            По словам поэта А, Твардовского:

 

Есть два разряда путешествий.

 Один – пускаться с места вдаль.

                                                     Другой – сидеть себе на месте.

                                                     Листать обратно календарь.

                  

          Вот и мы с вами вернёмся обратно и вспомним, что изучали в 8 классе.        

   Мы изучали природу нашей Родины, самой большой по площади страны мира. Страны, обладающей разнообразными природными ресурсами и природными условиями.

        Давайте вспомним некоторые знания, с которыми мы познакомились в 8 классе.

             

       Вопросы для повторения:

            1. Есть ли страна, где одновременно бывают яркий день и тёмная ночь? (Россия)

            2. Какие два моря России противоположны по положению, температуре воды,    

             названию? (Белое и Чёрного моря)

            3. Назовите реку, озеро, море, носящее название одного цвета. (река Белая, море Белое,     

          озеро Белое)

            4. Назовите 5 крупных морей России.

          5. Какой город «летает»? (Орёл)

            6. Какой полуостров России омывается водами двух океанов? (Чукотка.)

      7. Назовите государство, расположенное в двух частях света (Россия)

            8. Назовите самое глубокое озеро в Мире? (Байкал)

       

Кроссворд «Моря России».

                                

1. Б                

2 Е                

3   Л                

4   О          

5       Е      

                         

              

 

 По горизонтали:

1. Не замерзающие моря на севере России. (Баренцево.)

2. Море, омывающее с юго-востока Чукотский полуостров. (Берингово.)

3. Море в Калининградской области. (Балтийское.)

4. Море на востоке России. (Охотское.)

5. Море, названное в честь двух братьев-исследователей. (Лаптевых.)   

 

          В 9 классе мы продолжим изучать географию своей Родины. Теперь вы познакомитесь с хозяйством страны и её населением

Чтобы успешно работать с учебником, нужно знать, как он построен. В учебнике рассматриваются, основные отросли хозяйства и районы России.

  В книге выделены основные темы, разделенные на параграфы. Темы и параграфы начинаются с вопросов, ответы на которые вам уже известны, которые нужно вспомнить и повторить для лучшего усвоения нового материала. Эти вопросы напечатаны на голубом фоне.

  В каждом параграфе текст разбит на основной (он набран полужирным шрифтом) и дополнительный (мелким шрифтом). Географические названия, которые нужно запомнить, выделены курсивом.

Текст в учебнике тесно связан с картами, схемами, рисунками, таблицами, атласом. При изучении материала их нужно внимательно рассмотреть и проанализировать, поскольку они не только дополняют, но и заменяют текст учебника.

 На полях на жёлтом фоне напечатаны вопросы и задания. При ответе на эти вопросы рекомендуется обращать внимание на приложение в конце учебника.

На с. 257 – 260 вы найдёте краткий словарь терминов, эти термины необходимы понимать. Найдите объяснение слова акватория. Это участок водной поверхности, ограниченный берегами залива или какого-либо сооружения. Назовите другие слова из словаря, не знакомые вам.

  Также в конце учебника на с.261-267 даётся характеристика историко-географических районов.

 Мы можем использовать цифровой справочный материал, который помещён в таблицах приложения.

  В конце параграфа даны вопросы, и задания выделены зелёной полосой. Есть итоговые задания по теме, выделены красной полосой, по ним вы можете проверить свои знания.

География 9 класса разделена на IV часть «Хозяйство России» и V часть «География крупных регионов России».

                 Экономическая география это не только школьная дисциплина, но и серьёзная наука.

           Экономическая география изучает хозяйство страны и делится на отрасли: географию промышленности, географию сельского хозяйства, географию транспорта, географию населения и т.д. Вы узнаете, что выпускают эти отрасли, какую продукцию?

Рассмотрите классификацию услуг, виды транспорта. Ответим на вопросы как влияют природные условия на работу различных видов транспорта? Поговорим о рекреационном хозяйстве России. Выясним проблемы хозяйства России как экономические, так и социальные, экологические, демографические.

    В разделе «География регионов России» выделим на основе полученных знаний в

8 классе о крупных природных комплексов, семь регионов России.

  

 ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ:  

    1. Европейский Север.

    2. Северо-Запад.

    3. Центральная Россия.

    4. Европейский Юг. 

    5. Поволжье.

    6. Урал.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ. (Восточный макрорегион.)

      1. Западная Сибирь.

      2. Северо - Восточная Сибирь.

      3. Южная Сибирь.

      4. Дальний Восток.

    Для чего нужно районировать Россию? Познать такую огромную страну, как Россию, страну, чрезвычайно разнообразную по природе, историческим особенностям, экономике и жизни людей, невозможно без изучений отдельных её районов.

     Из личного опыта мы знаем, что различные участки поверхности Земли непохожи друг на друга. Причин, порождающих эту необдуманность, много. Во-первых, разнообразна сама природа отдельных территорий. Во-вторых, на территорию накладывается отпечаток история. В-третьих, облик многих участков земной поверхности определяется жизнью и хозяйственной деятельностью людей.

Таким образом, в ходе своего существования люди не только постоянно сталкиваются с неоднородностью земной поверхности. Они вынуждены учитывать её и приспосабливаться к ней.

 

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

- Что изучает экономическая география России? (Экономику и население их размещение на        территории страны)

- Что мы будем изучать на уроке география в 9 классе?

               

            И в заключение хочу сказать,

           Что лучше географии предмета не сыскать.

            Мир географии огромен,

            Стремитесь вы его познать.

 

           Ведь правильно сказал Константин Паустовский:

      «Познания и странствия неотделимы друг от друга».

VI. Домашнее задание.

Подготовить доклад на тему: «Экономические достижения России».

 

Часть пятая: Хозяйство России (продолжение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: