Учитель: Почему же Уралу отводилась и отводится такая большая роль в жизни страны? Почему именно этот регион, а никакой другой, получил столь высокое звание: «Опорный край, державы, ее добытчик и кузнец». В конце урока вы непременно сможете ответить мне на эти вопросы.
Тема урока: Хозяйство Урала. Наша задача изучить географию важнейших отраслей хозяйства, выявить основные особенности экономики района.
II.Актуализация знаний.
- в чем особенности географического положения Урала?
- что характерно для полезных ископаемых Урала?
- чем объяснить этническую пестроту населения Урала?
III.Изучение нового материала
Учитель: известный геолог академик Александр Евгеньевич Ферсман назвал Урал «жемчужиной минерального царства», считая его важнейшим мировым центром геохимического сырья.
Урал – это кладовая нашей страны, один из ведущих промышленных районов. 15% всей продукции страны производится в этом районе. Огромные запасы разнообразного минерального сырья сформировали современное хозяйство. Урал был и остается преимущественно промышленным районом.
|
|
Структура промышленности района постоянно менялась, основой уральского хозяйства остаются несколько важнейших отраслей.
Нам сейчас предстоит оценить современные отрасли специализации Уральского района.
Работа в группах
«Министерство промышленности»(каждая группа работает в своем «министерстве», выполняет определенное задание на основе параграфа в учебнике и анализа карт в атласе)
одна группа занимается изучением машиностроения
- что такое машиностроительный комплекс? Каковы его состав и значение? Назовите главные факторы, влияющие на размещение машиностроительных предприятий. Каковы ведущие отрасли машиностроения на Урале, крупнейшие центры.
вторая группа занимается изучением металлургической отрасли
- какие металлы производят в районе; крупнейшие центры металлургии
третья группа занимается изучением химической промышленности
В результате работы групп заполняется и анализируется экран на доске
Название отрасли | Характерные черты | Крупнейшие центры |
Учитель: современное хозяйство сформировалось благодаря огромным запасам разнообразного минерального сырья. Насыщенность промышленностью здесь в 3 раза больше среднероссийской, с этим связаны многочисленные проблемы его развития.Эти проблемы можно разделить на шесть групп.
Проблемы развития
Истощение сырьевых баз | Слабо развиты отрасли удовлетв потребн населения | Низкий рост инфраструк туры | ВВП ниже на 40% чем по России | Милитари зация экономики | Сложная экологическая ситуация |
|
|
Анализируя текст на стр 191-193 обучающиеся дают характеристику проблемам развития.Урала.
IY.Контроль знаний.
Y.Рефлексия
- Достигли ли мы поставленных целей и задач урока? В какой степени? Какие затруднения встретились? Оцените свою работу на уроке?
Учитель подводит итог урока
YI Домашнее задание
Тема: Азиатский макрорегион. Общая характеристика.
Цели урока: Сформировать представление об особенностях азиатской части России.
Сравнить европейский и азиатский макрорегионы (природные условия, население, хозяйство)
Дать знания об общих чертах, тенденциях и проблемах развития азиатского макрорегиона.
Оборудование: Политико-административная и физическая карты России, карта «Плотность населения России», фотографии о Сибири и Дальнем Востоке, таблицы на доске.
Тип урока: школьная лекция.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.