II. Изучение нового материла

       Вступительное слово учителя:

1) Как вы думаете оказало ли влияние на заселение Урала его

пограничное положение между Европой и Азией?

(Влияние на население и культуру района огромно. Европа и Азия – это не только разные части света, это очаги двух разных

цивилизаций. Поэтому Урал испытал за свою историю влияние культур многих народов).

2) Откройте страницу 188 учебника рис. 56, посмотрите

внимательно на картосхему «История заселения Урала».

3) Назовите народы, путь которых проходил через Урал? (Индусы

 и греки, китайцы и финны, булгары и тюркские племена).

Урал заселялся пришельцами из Сибири и юго-восточных районов,

начиная с ледникового периода. На западе и юге путь первым людям преграждали языки древнего ледника и смыкавшееся с ними Каспийское море. Позднее, благодаря пограничному положению Урала между Европой и Азией, его население формировалось очень своеобразно, Уральские гора легко преодолимы, но для массовых переселений народов они представляли серьёзную преграду. Азиатские кочевники чаще всего огибали их с юга. Но некоторые племена всё-таки пересекали хребет, начиная обустраиваться на его склонах. Благодаря разнообразию природных условий и ресурсов многие обретали здесь вторую родину.

       Итак, нам сейчас предстоит узнать, о народах, имеющих на территории Урала свои национально-территориальные образования.

      Выступления учащихся.

Ученик.

Башкиры - народ тюркской группы, исповедующий ислам.

                   Общая численность в 2003 г. – 1.5 млн. человек.

                    Проживают в основном в пределах Республики

                     Башкортостан, в смежных областях и республиках.

                     Помимо их, в Башкортостане живут также чуваши,

                     марийцы, татары, мордва, русские и многие другие

                     народы. Поэтому эта республика может развиваться

                     только как многонациональная.

Ученик.

  Удмурты – народ финской группы, имеет общую численность

                     более 700 тыс. человек, из которых в своей

                      республике живет 70%. Но они составляют лишь

                      31% от всего населения республики (1.6 млн. чел.),

                      тогда как русские – 60%.

Ученик.

  Русские – составляют 80% населения Урала, они появились

                    здесь только XI веке. Дружины новгородцев

                    периодически приходили сюда для сбора дани, в

                    основном пушнины. С окончательным присоеди-

                    нением Уральских земель к России после разгрома

                    Казанского и Сибирского ханств растет и приток

                    русских. Начинается русская колонизация Урала.

 

Учитель.

       Из-за многонациональности на Урале соседствуют несколько религий. Малые народы уральского севера (ненцы, ханты, манси)

       Исповедуют языческие культы. Для населения Среднего Урала

Господствующей религией стало христианство. Юг всегда более тяготел к Волжской Булгарии. Здесь исстари сильны мусульманские традиции.

 (Работа учащихся с картами и учебниками).

Учитель.

Что же представляет собой современное население Урала?

Давайте вместе ответим на этот вопрос.

1) С помощью учебника стр.188 определите количество населения района? (22 млн. человек)

2) Откройте атласы экономическую карту Урала, посмотрите, много ли городов размещается на территории района?

(Много. Уральские города образуют две огромные полосы,

 вытянутые с севера на юг).

3) Назовите крупные города Урала? (Екатеринбург, Уфа,

Челябинск, Пермь, Ижевск, Оренбург, Магнитогорск и т.д.)

Учитель.

Городов более 140, своеобразна география уральских городов. Они как бы нанизаны на природные рубежи: Уральские горы и крупные реки

(Кама, Белая). Родословная и география уральских городов очень необычны. 70% современных городов основывались сразу как городские поселения в эпоху Петра I. Они сразу строились как городские поселения. При этом на Урале возник новый тип города – город – завод. Посмотрите на рис.58 стр.189 «Схема города завода».

4) Как вы думаете с экологической точки зрения такая  планировка верна? Особенно если учесть, что большинство уральских городов расположены в межгорных котловинах.

(Это экологически не благоприятно и даже опасно для населения района. В центральных районах уральских городов до сих пор располагаются крупные предприятия

металлургии и химии. Вплотную к ним примыкают жилые кварталы).

(Учитель раздаёт заранее заготовленную таблицу «Население Урала, тыс. чел.», 1 экземпляр на стол. Дети работают в парах)

ГОРОД   1990 г.    2000 г.

    2008 г.

Весь Район 23300 22280

22000

Екатеринбург 1372 1264

1106

Уфа 1094 1089

1067

Челябинск 1148

1082

1009
Пермь 1094

1011

976
Ижевск 642

652

694
Оренбург      552

521

503
Магнитогорск 443

427

412
         

 

Учитель.

1) Как изменяется численность населения Урала? (Уменьшается)

2) Каков показатель естественного прироста населения?

(Естественный прирост населения отрицательный)

3) Как вы думаете, кроме отрицательного естественного прироста,

что ещё влияет на снижение численности населения района?

(Миграции).

4) Почему люди уезжают с Урала? (Суровые климатические условия,

слабого развития инфраструктуры, катастрофическая экологическая ситуация, сложности с трудоустройством женщин).

 

Учитель.

Уезжает в основном молодежь, поэтому население Урала стареет.

 

III. Закрепление.

1) (Работа с атласом и контурными картами. Класс делится на группы, каждая группа получает задание разного уровня.)

 

Задание 1. Внимательно рассмотрите карту Урала найдите на ней

полосы городов Серов – Екатеринбург – Орск, Соликамск – Оренбург.

Вдоль каких природных рубежей они проходят? Какая из них основная? Найдите на карте перемычки, соединяющие эти полосы.

Что является их основой?

 

Задание 2. Сопоставьте карту рис.56 и карту народностей в атласе.

Какие из народностей Урала можно отнести к коренным?

 

Задание 3. Какие суверенные республики располагаются в Уральском

районе? Нанесите их на контурную карту района. Дайте характеристику этих республик по плану: а) ЭГП, б) природные условия, в) население, г) хозяйство.

 

Задание 4. Сравните территориальную структуру агломераций юга Урала. Выявите общие черты и различия между ними. В чем отличие этих агломераций от агломераций Поволжья? Объясните причины

отличий?

 

2) Фронтальная беседа

1. Какова численность населения Урала?

2. Что оказало влияние на формирование населения Урала?

3. Чем можно объяснить пестроту населения Урала?

4. Какие религии распространены на территории района?

5. Каково соотношение городского и сельского населения Урала?

6. Что вы знаете о формировании городов района?

7. Назовите общие проблемы уральских городов? Чем они вызваны?

8. Почему население Урала сокращается?

 

IV. Домашнее задание: & 44, работа в контурных картах.

 

Тема: Хозяйство Урала.

Цель: познакомить со структурой хозяйства Урала; выявить основные особенности экономики района; изучить основные причины проблемы развития хозяйства.

Форма организации учебной деятельности: групповая

Средства обучения: литература: учебник В.П. Дронов. И.И. Баринова, В.Я. Ром. География России. Базовый уровень 9 класс. М.:Дрофа, 2007 год.

Оборудование: административная карта России, атлас, карта Урала

Ход урока

Эпиграф на доске:

  Урал! Опорный край державы. Ее добытчик и кузнец, Ровесник древний нашей славы И славы нынешний творец……..  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: