Практикум. (20 минут, проверка заданий самопогружения)

1) Рассказ о Западной Сибири (на основе ЛОК).

2) Характеристика Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского ТПК по плану.

3) Проверка выполнения дополнительных заданий проблемно-поискового характера (по выбору учителя).

· Доказательства того, что в Западной Сибири сложилась мощная экономика:

a. Многоотраслевое хозяйство;

b. Развитая научная база;

c. Это главная нефтегазовая и угольная база страны;

d. Крупная металлургическая база;

e. Район развитого зернового хозяйства.

· Проблемы Западно-Сибирского ТПК:

а) недостаточное развитие нефтегазоперерабатывающей промышленности;

в) недостаточное развитие химической промышленности;

с) экологические проблемы;

d) проблемы народов Крайнего Севера;

е) дефицит трудовых ресурсов;

f)недостаточное развитие социальной инфраструктуры.

· Выставка рекламных проспектов.

4) Игра “Веришь - не веришь?”

У учащихся сигнальные карточки. Учитель задаёт вопрос и читает варианты ответов. Учащиеся поднимают нужную карточку: “ВЕРЮ” – белого цвета, “НЕ ВЕРЮ” – чёрного цвета.

1 вопрос. Какие основные черты ЭГП и ФГП Западно-Сибирского района:

· большая территория °

· удалённость от центральных районов°

· соседство с Уральским районом°

· хорошая транспортная сеть ·

· выход к морям Северно-Ледовитого океана°

· благоприятные природные условия ·

· богатые природные ресурсы°

· основная территория региона имеет равнинный рельеф°

· граничит с Казахстаном и Монголией.

2 вопрос. Какими ресурсами богат Кузнецко-Алтайский ТПК?

· нефть · · каменный уголь° · почвенные° · железная руда° · газ· · соли° · полиметаллы° · водные· · лесные° · торф· · гидроэнергетика° · трудовые°

3 вопрос. Какие отрасли специализации сформировались в Западно-Сибирском ТПК?

· нефтегазовая° · угольная· · чёрная металлургия· · цветная металлургия· · лесная и деревообработка° · нефтепереработка° · энергетика· · химическая° · машиностроение· · сельское хозяйство· · оленеводство° · научный комплекс°

4 вопрос. Какие отрасли машиностроения развиты в Западной Сибири?

· тяжёлое°

· точное°

· сельскохозяйственное°

· автомобилестроение ·

ВЫВОД. Главная народнохозяйственная функция Западной Сибири – поставка нефти и газа в европейскую часть страны. Роль угля в последнее время снижается.

Зачёт. (20 минут)

Задания даются по нарастающей от варианта А до В. Учащиеся в обязательном порядке выполняют задания, начиная с уровня А.

Уровень А – соответствует оценке “3”, тест, определяющий минимальный базовый уровень по теме.

Уровень Б – соответствует оценке “4”, включает ведущие понятия по теме.

Уровень В – соответствует оценке “5”, усложнённые и творческие задания.

    В “5”
  Б “4” на выбор
А “3” Объяснить понятия 1) составить схему
Тест (стр.163-164 в “Контрольных и проверочных работах по географии”)   2) сформулировать проблему

Тест.

1.Распределите экономические районы по мере удаления их от Тихого океана. 1. Восточная Сибирь; 2. Западная Сибирь; 3. Дальний Восток.

2.Установите соответствие:

Район 1) Дальний Восток; 2) Западная Сибирь. Сочетание ресурсов А. Гидроресурсы, руды цветных металлов, лес. Б. Каменный уголь, нефть, газ. В. Лес, рыба, цветные металлы.

3. Установите соответствие:

Особенности 1) наивысшая численность населения; 2) самые мощные ГЭС; 3) наивысшая доля городского населения. Район А. Восточная Сибирь; Б. Западная Сибирь; В. Дальний Восток.

4. В западной Сибири зона Севера занимает:

1. Большую часть территории;

2. Примерно половину;

3. Меньшую часть.

5. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют:

1. Лесные;

2. Топливно-энергетические;

3. Рудные.

6. Комплекс конструкционных материалов развит в Западной Сибири:

1. На севере;

2. На юге.

7. Установите соответствие:

Промышленный центр: 1. Уренгой; 2. Новокузнецк; 3. Новосибирск. Основная отрасль: А. Чёрная металлургия; Б. Добыча газа; В. Машиностроение.

8.Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы:

1. Собственные;

2. Привозные.

Б. Объяснить понятия.

1 вариант ТПК, металлургическая база 2 вариант Технология, отрасль специализации

В. Творческие задания по выбору учащихся.

1. Дорисуйте схему Сибирской металлургической базы.

2. Есть такая песнь у народов манси:

Мы уйдём, покинем землю,
Чтобы больше не родиться,
И на быстрых конях-лыжах
Не скользить за соболями.
Наши лодки, как могилы,
На песках сгниют тоскливо,
И в деревнях опустелых
Будут жить лишь мыши.

О какой проблеме коренных жителей Севера говорится в стихотворении?

Какие проблемы коренного населения вы бы добавили ещё? Предложите пути решения этих проблем.








Итог урока.

Домашнее задание.

· § 64.

· Рассмотреть проблемы и подготовиться к дискуссии (1-я группа – с.311, 2-я группа – с.314).

· Нанести номенклатуру на контурную карту и выучить.

Примечание: материал рассчитан на 2 спаренных урока.

Приложение

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: