1) Рассказ о Западной Сибири (на основе ЛОК).
2) Характеристика Западно-Сибирского и Кузнецко-Алтайского ТПК по плану.
3) Проверка выполнения дополнительных заданий проблемно-поискового характера (по выбору учителя).
· Доказательства того, что в Западной Сибири сложилась мощная экономика:
a. Многоотраслевое хозяйство;
b. Развитая научная база;
c. Это главная нефтегазовая и угольная база страны;
d. Крупная металлургическая база;
e. Район развитого зернового хозяйства.
· Проблемы Западно-Сибирского ТПК:
а) недостаточное развитие нефтегазоперерабатывающей промышленности;
в) недостаточное развитие химической промышленности;
с) экологические проблемы;
d) проблемы народов Крайнего Севера;
е) дефицит трудовых ресурсов;
f)недостаточное развитие социальной инфраструктуры.
· Выставка рекламных проспектов.
4) Игра “Веришь - не веришь?”
У учащихся сигнальные карточки. Учитель задаёт вопрос и читает варианты ответов. Учащиеся поднимают нужную карточку: “ВЕРЮ” – белого цвета, “НЕ ВЕРЮ” – чёрного цвета.
|
|
1 вопрос. Какие основные черты ЭГП и ФГП Западно-Сибирского района:
· большая территория °
· удалённость от центральных районов°
· соседство с Уральским районом°
· хорошая транспортная сеть ·
· выход к морям Северно-Ледовитого океана°
· благоприятные природные условия ·
· богатые природные ресурсы°
· основная территория региона имеет равнинный рельеф°
· граничит с Казахстаном и Монголией.
2 вопрос. Какими ресурсами богат Кузнецко-Алтайский ТПК?
· нефть · · каменный уголь° · почвенные° · железная руда° | · газ· · соли° · полиметаллы° · водные· | · лесные° · торф· · гидроэнергетика° · трудовые° |
3 вопрос. Какие отрасли специализации сформировались в Западно-Сибирском ТПК?
· нефтегазовая° · угольная· · чёрная металлургия· · цветная металлургия· · лесная и деревообработка° · нефтепереработка° | · энергетика· · химическая° · машиностроение· · сельское хозяйство· · оленеводство° · научный комплекс° |
4 вопрос. Какие отрасли машиностроения развиты в Западной Сибири?
· тяжёлое°
· точное°
· сельскохозяйственное°
· автомобилестроение ·
ВЫВОД. Главная народнохозяйственная функция Западной Сибири – поставка нефти и газа в европейскую часть страны. Роль угля в последнее время снижается.
Зачёт. (20 минут)
Задания даются по нарастающей от варианта А до В. Учащиеся в обязательном порядке выполняют задания, начиная с уровня А.
Уровень А – соответствует оценке “3”, тест, определяющий минимальный базовый уровень по теме.
Уровень Б – соответствует оценке “4”, включает ведущие понятия по теме.
|
|
Уровень В – соответствует оценке “5”, усложнённые и творческие задания.
В “5” | ||
Б “4” | на выбор | |
А “3” | Объяснить понятия | 1) составить схему |
Тест (стр.163-164 в “Контрольных и проверочных работах по географии”) | 2) сформулировать проблему |
Тест.
1.Распределите экономические районы по мере удаления их от Тихого океана. | 1. Восточная Сибирь; 2. Западная Сибирь; 3. Дальний Восток. |
2.Установите соответствие:
Район 1) Дальний Восток; 2) Западная Сибирь. | Сочетание ресурсов А. Гидроресурсы, руды цветных металлов, лес. Б. Каменный уголь, нефть, газ. В. Лес, рыба, цветные металлы. |
3. Установите соответствие:
Особенности 1) наивысшая численность населения; 2) самые мощные ГЭС; 3) наивысшая доля городского населения. | Район А. Восточная Сибирь; Б. Западная Сибирь; В. Дальний Восток. |
4. В западной Сибири зона Севера занимает:
1. Большую часть территории;
2. Примерно половину;
3. Меньшую часть.
5. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют:
1. Лесные;
2. Топливно-энергетические;
3. Рудные.
6. Комплекс конструкционных материалов развит в Западной Сибири:
1. На севере;
2. На юге.
7. Установите соответствие:
Промышленный центр: 1. Уренгой; 2. Новокузнецк; 3. Новосибирск. | Основная отрасль: А. Чёрная металлургия; Б. Добыча газа; В. Машиностроение. |
8.Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы:
1. Собственные;
2. Привозные.
Б. Объяснить понятия.
1 вариант ТПК, металлургическая база | 2 вариант Технология, отрасль специализации |
В. Творческие задания по выбору учащихся.
1. Дорисуйте схему Сибирской металлургической базы.
2. Есть такая песнь у народов манси:
Мы уйдём, покинем землю,
Чтобы больше не родиться,
И на быстрых конях-лыжах
Не скользить за соболями.
Наши лодки, как могилы,
На песках сгниют тоскливо,
И в деревнях опустелых
Будут жить лишь мыши.
О какой проблеме коренных жителей Севера говорится в стихотворении?
Какие проблемы коренного населения вы бы добавили ещё? Предложите пути решения этих проблем.
Итог урока.
Домашнее задание.
· § 64.
· Рассмотреть проблемы и подготовиться к дискуссии (1-я группа – с.311, 2-я группа – с.314).
· Нанести номенклатуру на контурную карту и выучить.
Примечание: материал рассчитан на 2 спаренных урока.
Приложение