1.1Игра- «гусеница». Закрепление знаний о составе районов.
Например: один называет субъект РФ, следующий называет его административный центр, следующий к какому экономическому району относится и так цепочкой пока не замкнется круг.
1.2 Объявление учителем темы урока.
- тема нашего урока сегодня «Дальний Восток.Факторы формирования района.
II.Мотивация и целеполагание.
- Дальний Восток- самый большой по территории (36% площади страны) и самый контрастный среди районов России: на юге Приморья растут виноград и женьшень, возделывается рис, водятся тигры, а на островах Северного Ледовитого океана находится ледяная зона и обитают белые медведи. Это также самый «морской» район – его берега омывают шесть морей двух океанов. Дальний Восток – единственный район России. где есть действующие вулканы, где случаются цунами и тайфуны. Это район, территория которого лежит в четырех часовых поясах
В чем же заключается уникальность ЭГП Дальнего Востока? На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.
|
|
Далее учитель предлагает бегло просмотреть & 58 и самостоятельно сформулировать цели и задачи урока. Корректирует предложения обучающихся и подводит к единой цели урока:
- сформировать знания о составе района, особенностях ЭГП
III.Изучение нового материала.
3.1 Самостоятельная работа с картой в атласе.
- выявить состав района.
Фронтальная проверка самостоятельной работы: обучающиеся называют и показывают на настенной карте субъекты РФ входящие в состав Дальнего Востока.
3.2 Работа в группах
- первая группа знакомится с текстом на стр 241 учебника, работает с атласом и определяет ГП;
- вторая группа знакомится с текстом на стр 241 учебника, работает с атласом и выявляет особенности ЭГП;
- третья группа знакомится с текстом на стр 242 учебника
3.3 Обучающиеся заполняют и объясняют свою часть схемы – конспекта
(на доске или компьютере)
факторы | характерные черты | Выводы |
ГП | вытянут вдоль побережья Тихого океана и его морей; территория состоит из материковой части, которая граничит на Западе с Якутией и Читинской областью, полуостровной части-Камчатка и островной Сахалин, Курильские, Командорские острова,остров Врангеля. | на всех этапах развития Дальнего Востока ГП остается важнейшим фактором формирования района |
ЭГП | район является составной частью межконтинентального моста между Европой и странами Азиатско – Тихоокеанского региона. Специфика положения заключается в том, что сильно различается положение северных районов и южных районов, где сконцентрирована большая часть экономики и основные транспортные магистрали, порты.Особая черта – удаленность от основных экономических центров страны. | Самый большой по площади район, занимает исключительно важное стратегическое ЭГП. Важнейший ресурс развития экономики |
Геополитическое положение | район находится на стыке границ следующих стран: Китая, Японии, КНДР. Япония и Китай отличаются высоким уровнем экономического развития.Россия ведет торговлю с Японией, Кореей,США. Мощный Тихоокеанский флот с прямым выходом в открытый океан играет огромную роль в геополитике страны. | на разных этапах развития геополитическое положение страны менялось, в настоящее время улучшается. |
IY.Контроль знаний.
|
|
Каждая группа делает выводы о факторах формирования этого района.
Y.Рефлексия
- Достигли ли мы поставленных целей и задач урока? В какой степени? Какие затруднения встретились? Оцените свою работу на уроке?
Учитель подводит итог урока.
YI Домашнее задание
Ответить на вопросы в конце параграфа 58.
Интегрированный урок географии и информатики по теме: «Природа Дальнего Востока».
Обучающие цели урока:
· Организовать самостоятельную деятельность учащихся при оценке природно – ресурсного потенциала Дальнего Востока;
· Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
· создать электронный материал по данной теме.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
· создать условия для развития у школьников умений анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику природным ресурсам; формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
· создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. Воспитательные цели:
· содействовать развитию умения общаться между собой
· помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Задачи:
· ознакомить учащихся с особенностями природы Дальнего Востока;
· выявить различия климата северных и южных частей района;
· определить зависимость густоты речной сети от муссонного климата.
Оборудование:
· физическая карта Дальнего Востока;
· атласы;
· геологическая карта;
· электронный учебник «География».
Тип урока: интегрированный урок география – информатика (2 часа).
Ход урока:
I.Организационный момент: учитель определяет готовность к уроку, создает положительный настрой на урок.
Учащиеся проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.
II. Целеполагание, мотивация: Учитель называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя ц е л и урока:
Знать:
1) геологическое строение, особенности рельефа Дальнего Востока;
2) различия климата северных и южных частей района;
3) зависимость густоты речной сети от муссонного климата;
4) своеобразие природных зон;
5) характерные особенности физико-географических районов;
6) особенности и богатство морей;
7) своеобразие природных ресурсов.
Уметь: оценивать природные ресурсы и обозначать на контурной карте, создавать электронный материал по данной теме.
Научиться: оформлять работу в группе в виде единого слайда.
Учащиеся записывают тему урока в тетради, определяют и записывают цели:
1)Знать: природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока и дать его оценку.
2)Уметь: анализировать картографические, статистические материалы, оценивать природные ресурсы.
3)Научиться: оформлять работу в группе в виде единого слайда.
III.Первичное усвоение материала: учитель предлагает учащимся прочитать п.59 и разбить на семь возможных слайдов, затем определяются темы слайдов.
|
|
IV.Основное усвоение материала: Класс делится на семь групп. Перед учащимися ставится задача: составить презентацию природно – ресурсного потенциала Дальнего Востока после рассказа учителя. Каждый учащийся вытягивает карточку с темой и требованиями к созданию слайдов. Формирует слайды и защищает их.