Структура и задачи МВД с 1802 – 1811 г

ПЛАН

Введение................................................................................................................ 2

Содержание.......................................................................................................... 3

Глава 1: Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи....................... 3

$1: Реформа органов государственного управления. Создание Министерства внутренних дел...................................................................................................... 3

$2: Структура и задачи МВД с 1802 – 1811 г..................................................... 5

Глава 2: Министерство полиции России: причины создания, структура и задачи................................................................................................................................. 10

$1:  Причины создания Министерства полиции.................................................. 10

$2:  Структура и задачи Министерства полиции................................................ 12

Глава 3: Присоединение Министерства полиции к МВД.................................... 18

Заключение............................................................................................................ 20

Список литературы.............................................................................................. 21

 

Введение

«Создания МВД Российской империи. Его структура и задачи» - одна из важных и актуальных тем для изучения истории ОВД.

Тема работы актуальна потому, что в России интенсивно шел необратимый процесс становления новых капиталистических отношений, а самодержавие послушно выполняло волю крепостников, которые и не думали ни о каких конституционных преобразованиях.

Еще во времена Екатерины II внутренние дела пришли в упадок. Администрация как высшая, так и местная была развращена. Расстройство финансовое, взяточничество чиновников, снисходительность императрицы к фаворитам ни для кого не были тайной. Вот письмо Александра 1 графу Кочубею: “Наши дела в неимоверном беспорядке. Грабеж со всех сторон; порядок, кажется, изгнан отовсюду”.

Русское самодержавие в первой половине XIX в. свое высшее назначение видело в том, чтобы отстоять во что бы то ни стало всевластие трона. И эту цель можно было достичь или путем откровенной реакции, или приспособлением развивающихся капиталистических отношений к нуждам и запросам господствующего класса. Как известно, русское самодержавие выбрало второй путь. В своих замыслах Александр 1 вынужден был пойти дальше воззрений своей “августейшей бабки”.

Актуальность нашего исследования определила цель работы:

Целью работы является рассмотрение создания структуры и задач МВД в 1802-1825 гг. XIX века.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач: 

 

1. Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи.

              

2. Министерство полиции России: причины создания, структура и задачи.

 

3. Присоединение Министерства полиции к МВД.

 

Содержание

I. Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи.

Реформа органов государственного управления. Создание Министерства внутренних дел.

      В первые десятилетия XIX в. в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. Созданная в это время система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями до 1906 г., когда была учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты "Основные законы Российской Империи", ставшие по существу первой Конституцией России..

      Реформа государственных учреждений определялась как внутренними причинами - необходимостью приведения в соответствие системы управления с изменявшимися социально-экономическими условиями, для обеспечения традиционного в России деятельного участия государства в экономической, общественной жизни, так и внешними обстоятельствами - прежде всего войнами с наполеоновской Францией.

      Следует учитывать и субъективные факторы проведения реформ в это время, игравшими не последнюю роль в истории России, а именно политическую ориентацию и преобразовательные планы вступившего на престол в 1801 г. императора Александра I и его ближайшего окружения. Начало царствования Александра I "характеризуется горячим и искренним приступом к реформам по инициативе самого юного императора. В то же время это был период самых розовых, хотя и очень неопределенных надежд и ожиданий со стороны общества!'1.

       Реформы государственного аппарата вызвали надежды в одних и опасения в других кругах русского общества (оказавшиеся напрасными), расценивавших их как начало движения в сторону ограничения самодержавия, к конституционной монархии.

      В это время декларировалось повышение роли Сената в управлении государством: был создан высший законосовещательный орган "Непременный совет", преобразованный вскоре в Государственный совет, был организован Комитет министров; проводились другие изменения в системе государственного управления, предпринималась очередная попытка кодификации российского законодательства.

          Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование в сентябре 1802 г. новых органов центрального управления - министерств

          В Манифесте 8 сентября 1802 г. об образовании восьми министерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, прин-ципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.

 

Структура и задачи МВД с 1802 – 1811 г.

          «Должность Министра Внутренние Дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. В управлении своем имеет он все части Государственной промышленности, кроме части Горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в Государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии...»(1).

          Компетенция Министерства внутренних дел и задачи, стоявшие перед ним, были определены в статье IV Манифеста о создании министерств. Министр внутренних дел был обязан "заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи", что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией, исполнение большого объема внутренних функций государства.

          МВД руководило всеми отраслями государственной промышленности (кроме горной): государственного строительства, торговли, почтой и др.

              

 

Структура центрального аппарата МВД Российской Империи в 1802 г.(2)

 

 

 


                                                                

     
 

 


Попечения о народном продовольствии Спокойствия и благочиния Государственного хозяйства Общественного призрения

 

 

Экспедиции

 

 

 


          Первым министром внутренних дел стал один из ближайших друзей Александра I 34-летний граф, впоследствии князь, председатель Государственного Совета и Комитета министров при Николае I Виктор Павлович Кочубей, который пригласил на службу в МВД М.М. Сперанского, образованнейшего человека своего времени, ставшего одним из крупнейших государственных деятелей России XIX в. Он возглавил главное структурное подразделение МВД - Департамент внутренних дел, в состав которого входили четыре так называемые экспедиции. Руководство полицией сосредоточивалось во второй экспедиции Департамента - экспедиции спокойствия и благочиния, состоявшей из двух отделений. Первому отделению подчинялась сельская, второму - городская полиция.

          На первое отделение возлагались - сбор ведомостей о происшествиях, предотвращение "ложных слухов" писем, ересей... а главное - наблюдение "за неповиновением крестьян законной власти". Второе отделение, как руководившее городской полицией, занималось, по существу, контролем за соблюдением Устава благочиния, а также состоянием и содержанием полицейских и пожарных команд.

          Губернаторы, являвшиеся чиновниками Министерства внутренних дел, начиная с 1805 г., представляли в МВД ежегодные отчеты, по содержанию и форме соответствовавшие ежегодным отчетам министра царю. Аналогично министерскому, в губернаторском отчете специальный раздел посвящался деятельности полиции.

          Отчеты Министерства внутренних дел о своей деятельности публиковались в издаваемом с 1804 г. МВД "Санкт-Петербургском журнале". Это имело большой общественный резонанс, так как впервые широкая общественность стала получать многие сведения о положении в Империи, в том числе о состоянии преступности, числе несчастных случаев, пожаров и т.д. Данные о состоянии преступности считались одним из основных документов "доброго или худого устройства полиции"3.

          Одним из первых вопросов, который пришлось решать руководству МВД, было материальное обеспечение служащих полиции, которые не могли жить по средствам из-за мизерности получаемых ими окладов, что нередко приводило к реализации ими возможностей, имевшихся у полицейских для получения "небезгрешных доходов". По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции "на жалованье по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи”4.

          Компетенция второй экспедиции Департамента полиции МВД, распределение функций между входившими в нее двумя отделениями, место ее в системе других структурных подразделений претерпели изменения в 1806 г.

          По сравнению с предыдущим периодом, новое распределение функций между отделениями было более сложным - проводилось не по видам полиций (сельская и городская), а по отраслям деятельности, полицейских органов, что больше соответствовало централизованному, "министерскому" характеру управления полицией. Функции каждого отделения определялись более подробно и были добавлены новые.

          Первое отделение собирало сведения по губерниям о всех происшествиях, занималось "делами цензуры", контролировало проведение массовых зрелищ, публичных собраний. Комплектование полицейских команд, назначение, увольнение, награждение полицейских чиновников - также находилось в ведении первого отделения. Рассмотрение жалоб на полицию по поводу "медлительности, проволочки, насилии личном и имущественном" было компетенцией второго отделения. Таким образом, управление кадрами полиции было централизовано, вопросы прохождения службы полицейскими чиновниками решались в министерстве. Это было одним из условий относительной независимости и самостоятельности полиции от руководства местной администрации. Второе отделение занималось и вопросами "прямого неповиновения власти и восстановления порядка".

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: