ПЛАН
Введение................................................................................................................ 2
Содержание.......................................................................................................... 3
Глава 1: Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи....................... 3
$1: Реформа органов государственного управления. Создание Министерства внутренних дел...................................................................................................... 3
$2: Структура и задачи МВД с 1802 – 1811 г..................................................... 5
Глава 2: Министерство полиции России: причины создания, структура и задачи................................................................................................................................. 10
$1: Причины создания Министерства полиции.................................................. 10
$2: Структура и задачи Министерства полиции................................................ 12
Глава 3: Присоединение Министерства полиции к МВД.................................... 18
Заключение............................................................................................................ 20
Список литературы.............................................................................................. 21
Введение
«Создания МВД Российской империи. Его структура и задачи» - одна из важных и актуальных тем для изучения истории ОВД.
|
|
Тема работы актуальна потому, что в России интенсивно шел необратимый процесс становления новых капиталистических отношений, а самодержавие послушно выполняло волю крепостников, которые и не думали ни о каких конституционных преобразованиях.
Еще во времена Екатерины II внутренние дела пришли в упадок. Администрация как высшая, так и местная была развращена. Расстройство финансовое, взяточничество чиновников, снисходительность императрицы к фаворитам ни для кого не были тайной. Вот письмо Александра 1 графу Кочубею: “Наши дела в неимоверном беспорядке. Грабеж со всех сторон; порядок, кажется, изгнан отовсюду”.
Русское самодержавие в первой половине XIX в. свое высшее назначение видело в том, чтобы отстоять во что бы то ни стало всевластие трона. И эту цель можно было достичь или путем откровенной реакции, или приспособлением развивающихся капиталистических отношений к нуждам и запросам господствующего класса. Как известно, русское самодержавие выбрало второй путь. В своих замыслах Александр 1 вынужден был пойти дальше воззрений своей “августейшей бабки”.
Актуальность нашего исследования определила цель работы:
Целью работы является рассмотрение создания структуры и задач МВД в 1802-1825 гг. XIX века.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи.
2. Министерство полиции России: причины создания, структура и задачи.
3. Присоединение Министерства полиции к МВД.
|
|
Содержание
I. Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи.
Реформа органов государственного управления. Создание Министерства внутренних дел.
В первые десятилетия XIX в. в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. Созданная в это время система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями до 1906 г., когда была учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты "Основные законы Российской Империи", ставшие по существу первой Конституцией России..
Реформа государственных учреждений определялась как внутренними причинами - необходимостью приведения в соответствие системы управления с изменявшимися социально-экономическими условиями, для обеспечения традиционного в России деятельного участия государства в экономической, общественной жизни, так и внешними обстоятельствами - прежде всего войнами с наполеоновской Францией.
Следует учитывать и субъективные факторы проведения реформ в это время, игравшими не последнюю роль в истории России, а именно политическую ориентацию и преобразовательные планы вступившего на престол в 1801 г. императора Александра I и его ближайшего окружения. Начало царствования Александра I "характеризуется горячим и искренним приступом к реформам по инициативе самого юного императора. В то же время это был период самых розовых, хотя и очень неопределенных надежд и ожиданий со стороны общества!'1.
Реформы государственного аппарата вызвали надежды в одних и опасения в других кругах русского общества (оказавшиеся напрасными), расценивавших их как начало движения в сторону ограничения самодержавия, к конституционной монархии.
В это время декларировалось повышение роли Сената в управлении государством: был создан высший законосовещательный орган "Непременный совет", преобразованный вскоре в Государственный совет, был организован Комитет министров; проводились другие изменения в системе государственного управления, предпринималась очередная попытка кодификации российского законодательства.
Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование в сентябре 1802 г. новых органов центрального управления - министерств
В Манифесте 8 сентября 1802 г. об образовании восьми министерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, прин-ципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.
Структура и задачи МВД с 1802 – 1811 г.
«Должность Министра Внутренние Дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. В управлении своем имеет он все части Государственной промышленности, кроме части Горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в Государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии...»(1).
Компетенция Министерства внутренних дел и задачи, стоявшие перед ним, были определены в статье IV Манифеста о создании министерств. Министр внутренних дел был обязан "заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи", что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией, исполнение большого объема внутренних функций государства.
|
|
МВД руководило всеми отраслями государственной промышленности (кроме горной): государственного строительства, торговли, почтой и др.
Структура центрального аппарата МВД Российской Империи в 1802 г.(2)
Попечения о народном продовольствии | Спокойствия и благочиния | Государственного хозяйства | Общественного призрения |
Экспедиции
|
Первым министром внутренних дел стал один из ближайших друзей Александра I 34-летний граф, впоследствии князь, председатель Государственного Совета и Комитета министров при Николае I Виктор Павлович Кочубей, который пригласил на службу в МВД М.М. Сперанского, образованнейшего человека своего времени, ставшего одним из крупнейших государственных деятелей России XIX в. Он возглавил главное структурное подразделение МВД - Департамент внутренних дел, в состав которого входили четыре так называемые экспедиции. Руководство полицией сосредоточивалось во второй экспедиции Департамента - экспедиции спокойствия и благочиния, состоявшей из двух отделений. Первому отделению подчинялась сельская, второму - городская полиция.
На первое отделение возлагались - сбор ведомостей о происшествиях, предотвращение "ложных слухов" писем, ересей... а главное - наблюдение "за неповиновением крестьян законной власти". Второе отделение, как руководившее городской полицией, занималось, по существу, контролем за соблюдением Устава благочиния, а также состоянием и содержанием полицейских и пожарных команд.
Губернаторы, являвшиеся чиновниками Министерства внутренних дел, начиная с 1805 г., представляли в МВД ежегодные отчеты, по содержанию и форме соответствовавшие ежегодным отчетам министра царю. Аналогично министерскому, в губернаторском отчете специальный раздел посвящался деятельности полиции.
Отчеты Министерства внутренних дел о своей деятельности публиковались в издаваемом с 1804 г. МВД "Санкт-Петербургском журнале". Это имело большой общественный резонанс, так как впервые широкая общественность стала получать многие сведения о положении в Империи, в том числе о состоянии преступности, числе несчастных случаев, пожаров и т.д. Данные о состоянии преступности считались одним из основных документов "доброго или худого устройства полиции"3.
|
|
Одним из первых вопросов, который пришлось решать руководству МВД, было материальное обеспечение служащих полиции, которые не могли жить по средствам из-за мизерности получаемых ими окладов, что нередко приводило к реализации ими возможностей, имевшихся у полицейских для получения "небезгрешных доходов". По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции "на жалованье по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи”4.
Компетенция второй экспедиции Департамента полиции МВД, распределение функций между входившими в нее двумя отделениями, место ее в системе других структурных подразделений претерпели изменения в 1806 г.
По сравнению с предыдущим периодом, новое распределение функций между отделениями было более сложным - проводилось не по видам полиций (сельская и городская), а по отраслям деятельности, полицейских органов, что больше соответствовало централизованному, "министерскому" характеру управления полицией. Функции каждого отделения определялись более подробно и были добавлены новые.
Первое отделение собирало сведения по губерниям о всех происшествиях, занималось "делами цензуры", контролировало проведение массовых зрелищ, публичных собраний. Комплектование полицейских команд, назначение, увольнение, награждение полицейских чиновников - также находилось в ведении первого отделения. Рассмотрение жалоб на полицию по поводу "медлительности, проволочки, насилии личном и имущественном" было компетенцией второго отделения. Таким образом, управление кадрами полиции было централизовано, вопросы прохождения службы полицейскими чиновниками решались в министерстве. Это было одним из условий относительной независимости и самостоятельности полиции от руководства местной администрации. Второе отделение занималось и вопросами "прямого неповиновения власти и восстановления порядка".