Международные экономические Организации: виды, категории, функции и этапы развития

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент стран Европы, Северной Америки              и международных организаций

 

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ПО                                                             ВЕДУЩИМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ И ФИНАНСОВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМ И ФОРУМАМ

МОСКВА                                                                                          2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ:   виды, категории, функции и этапы развития……………………………..5

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ОБЪЕДИНЕННЫХ  НАЦИЙ (ООН), ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ, ПРОГРАММЫ И КОМИССИИ ……13

Организация Объединенных Наций…………………………………………...14 Экономический и Социальный совет ООН…………………………………...19 Конференция ООН по торговле и развитию………………………………….23 Программа развития ООН……………………………………………..……….27 Программа ООН по окружающей среде………………………………………34 Всемирная продовольственная программа……………………………………36 Международный фонд сельскохозяйственного развития……………………40 Европейская экономическая комиссия ООН……………………………….....42 Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна……………………………………………………………………….....45 Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана…..48 Экономическая комиссия ООН для Африки……………………………….....52 Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии………….56

3. ВЕДУЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………59

Всемирная торговая организация…………………………………………. ….60 Организация экономического сотрудничества и развития……………….….64    Всемирная таможенная организация…………………………………………. 69

4. ОТРАСЛЕВЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭОНОМИЧЕСИЕ ОРГАНИЗАЦИИ………………………….……………..73

Всемирная метеорологическая организация………………………………….74 Всемирная организация здравоохранения………………………………...…..76 Всемирный почтовый союз…………………………………………………….80 Всемирная организация интеллектуальной собственности…………….……82 Международная организация труда…………………………………………...86 Всемирная туристская организация…………………………………………...89 Международная организация гражданской авиации…………………………91 Международная морская организация………………………………………...94 Международный союз железных дорог……………………………………….97 Международный союз автомобильного транспорта…………………………99 Международный союз электросвязи…………………………………………103   Организация Объединенных наций по промышленному развитию……….105 Международная организация по стандартизации…………………………..109 Международное агентство по атомной энергии………………………….…112 Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН…………..115 Организация стран-экспортеров нефти………………………………………118 Международный газовый союз……………………………………………….120 Форум стран-экспортеров газа………………………………………………..122

5. ТОВАРНО-СЫРЬЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ООН...………124

Общий фонд для сырьевых товаров…………………………………………..125 Международная организация по сахару……………………………………..128 Международный совет по зерну……………………………………………...131 Международная организация по кофе……………………………………….134 Международная организация по какао………………………………………136 Международный консультативный совет по хлопку……………………….141

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………..143

 Комиссия ООН по праву международной торговли………………………..144 Международный институт по унификации частного права………………..147 Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО………………………….149 Международная торговая палата……………………………………………..151

7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ   И ИНСТИТУТЫ РАВИТИЯ………………………………………………...154

Международный валютный фонд…………………………………………….155 Всемирный банк……………………………………… ………………………158 Международный банк реконструкции и развития………………………......163 Международная ассоциация развития……………………………………….166 Международная финансовая корпорация……………………………………168 Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций……………………...170 Международный центр по урегулированию инвестиционных споров…….172 Европейский банк реконструкции и развития…………………………….…174 Европейский инвестиционный банк……………………………………….…176 Евразийский банк развития…………………………………………………...178 Азиатский банк развития……………………………………………………...180 Черноморский банк торговли и развития……………………………………182

8. ФОРУМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА…………...…184

Группа «семи»………………………………………………………………….185 Группа «двадцати»……………………………………………………………..187 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество…………...……..190 Объединение БРИКС…………………………………………………………..192

9. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ...…….….194

Европейский союз……………………………………………………………..195 Андское сообщество…………………………………………………………..201 Карибское сообщество и общий рынок……………………………………...203 Общий рынок стран Южной Америки……………………………………....205 Южноафриканский таможенный союз………………………………………207 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива…………209 Североамериканское соглашение о свободной торговле…………………...211 Ассоциация стран Юго-Восточной Азии……………………………………213

10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………...215

Содружество Независимых Государств……………………………………..216 Союзное государство России и Беларуси……………………………………219  Евразийский экономический союз…………………………………………..222 Шанхайская организация сотрудничества…………………………………..225 Организация Черноморского экономического сотрудничества…………...228

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: виды, категории, функции и этапы развития

Международные экономические организации (МЭО) являются структурной формой международного сотрудничества, системой образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.

Международные экономические организации подразделяются на две категории: межгосударственные (межправительственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объ­единения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Межгосударственные экономические организации учреждаются на основе соответствующих межправительственных соглашений (исключения составляют лишь Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которые были созданы для выполнения определенных задач на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН). Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способ­ностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитеты и т.д.).

Сегодня в мире насчитывается более 300 межправительственных экономических образований.

Международные неправительственные организации в отличие от межгосударствен­ных (межправительственных) организаций не являются субъек­тами международного (публичного) права, однако осуществля­ют свою деятельность в национальной, региональной и между­народной системе отношений межгосударственного или иного ха­рактера и имеют статус юридического лица.

В настоящее время количество международных неправитель­ственных организаций превышает 7000 (около 900 из них имеют консультативный статус вООН и ее специализированных учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс при­нятия решений, касающихся предмета их деятельности).

Международные организации в зависимости от направления их деятельности делятся на универсальные и специализированные.

К универсальным международным экономическим организациям относятся:

· Всемирная торговая организация (ВТО)

· Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

· Всемирная таможенная организация (ВТамО)

· Международная торговая палата (МТП)

· Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

· Программа развития ООН (ПРООН)

Кспециализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются:

· Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

· Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

· Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

· Международная морская организация (ИМО)

· Всемирная туристская организация (ЮНВТО)

· Международный автотранспортный союз (МАС)

· Международный газовый союз (МГС)

· Международный союз железных дорог (МСЖД)

· Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК)

· Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

·  Международный институт статистики (МИС)

· Международный институт унификации частного права (УНИДРУА)

В особую группу международных организаций выделяются международные финансовые организации и институты развития:

· Международный валютный фонд (МВФ)

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

· Банк международных расчетов (БМР)

· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

· Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)

· Азиатский банк развития (АзБР)

· Африканский банк развития (АфБР)

· Арабский валютный фонд (АВФ)

· Исламский банк развития (ИБР)

· Межамериканский банк развития (МАБР)

· Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР)

· Евразийский банк развития (ЕАБР)

· Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН)

 

По характеру и видам действия международные экономические организации можно классифицировать по следующим основным категориям:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех го­сударств мира. Это прежде всего система ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными эконо­мическими организациями. Среди них можно выделить Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программу развития ООН (ПРООН ).

В рамках этих универсальных экономических организаций осуществляется регулирование важнейших вопросов экономического развития мира, анализ и прогнозирование тенденций экономического развития отдельных стран, оказывается содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, обеспечивается выработка рекомендаций и способов разрешения проблем в экономической и социальной областях, разработка теоретических и практических подходов к решению мировых проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.

2. Специализированные международные экономические организации, в сфере деятельности которых входит определенный узкий круг экономических отношений. Среди таких организаций – Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международное энергетическое агентство (МЭА ).

3. Межгосударственные организации межрегионального и регионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и фи­нансовых. Примером таких организаций являются Региональные экономические и социальные комиссии ООН, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств.

4. Международные организации, функциони­рующие в отдельных сегментах мирового рынка. К их числу относятся, в частности, Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ),товарно-сырьевые организации системы ООН (Международный совет по зерну (МСЗ), Международ­ная организация по кофе (МОК) и  Международная организация по какао (МОКК ), Международный консультативный комитет по хлопку (МККХ), Международные исследовательские группы по каучуку, никелю, меди, свинцу, цинку.   

Взаимодействие с такими международными организациями дает возможность принимать участие в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение стабильного и предсказуемого

5. Форумы международного сотрудничества, представлен­ные объединениями. Примеры – «Группа восьми», «Группа двадцати», Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти реше­ния часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций.

К этому виду организаций также можно отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

6. Региональные экономические объединения форма межгосударственных экономических отношений, в рамках которой осуществляется объединение национальных производств и сфер обмена нескольких государств в единый хозяйственный комплекс, функционирующий в унифицированном правовом и экономическом пространстве. Среди региональных объединений, в которых участвует Российская Федерация – Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), а такжеряд других региональных объединений, участником которых Россия не является – Европейский союз (ЕС), Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССГПЗ).

Участие в региональных экономических объединениях позволяет обеспечить реализацию многосторонних программ и проектов по приоритетным направлениям взаимодействия и поддержку ключевых многосторонних инфраструктурных проектов, в том числе через механизм технического содействия, совместного развития логистической, сбытовой, сервисной, маркетинговой инфраструктуры важнейших товарных рынков, вплоть до создания единых товаропроводящих систем.

7. Различные иные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.

После окончания Второй мировой войны сложилась функционирующая ныне система международных экономических организаций, отличающихся друг от друга как по формам и целям, так и по кругу решаемых задач. Произошла своеобразная эволюция форм и методов разработки совместной экономической стратегии и многостороннего регулирования мирохозяйственных связей. В этом процессе можно выделить несколько этапов.

Первый этап (с конца Второй мировой войны до конца 1950-х гг.),  когда по инициативе и под эгидой США была создана сеть международных организаций, обеспечивающих многостороннее регулирование экономических процессов. В первую очередь следует отметить Бреттон-Вудские институты - международные организации, созданные по решению Международной валютно-финансовой конференции 1944 года, состоявшейся в Бреттон-Вудсе (США). Итогом работы Конференции стало учреждение двух специализированных организаций ООН – Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Международный валютный фонд (МВФ) как независимое специализированное подразделение ООН должен был содействовать сотрудничеству в валютной сфере и расширению международной торговли, следить за соблюдением валютных соглашений, поддерживать стабильность валют входящих в него стран, предоставлять им краткосрочные кредиты для выравнивания платежных балансов, способствовать созданию системы многосторонних расчетов.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был также создан как независимое специализированное учреждение ООН, но его членами могли стать только государства — члены МВФ. Функции этой международной организации заключались в оказании финансовой помощи в восстановлении и развитии экономики участвующих стран, а также в стимулировании частных иностранных капиталовложений в их экономику.

В 1947 году было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Оно имело временный статус и должно было действовать на период ратификации соглашения о создании Международной торговой организации (МТО) – третьей опоры послевоенной системы международных экономических отношений наряду с МВФ и МБРР. Однако МТО так и не была создана (США отказались ратифицировать ее Устав), поэтому страны, подписавшие ГАТТ, решили применять его принципы в сфере торговых отношений на временной основе. Его деятельность была направлена на либерализацию международной торговли, снижение тарифных и нетарифных барьеров. ГАТТ утверждало два основных принципа: свободу и недискриминацию в международном обмене. Страны, подписавшие ГАТТ, брали на себя обязательства все спорные вопросы решать путем консультаций и переговоров, а не путем торговых войн.

К этому же периоду (1948 г.) относится и создание Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Ее деятельность была тесно связана с реализацией американского «Плана Маршалла», в задачи которого входило восстановление экономики западноевропейских стран, пострадавших от военных действий, привязывание их к экономике США, а также возрождение рынка Западной Европы с целью реализации на нем американских товаров. «План Маршалла» фактически проложил путь капиталам американских транснациональных корпораций (ТНК) в экономику западноевропейских стран. ОЕЭС должна была распределять помощь США между различными европейскими странами и способствовать воссозданию их экономики на рыночной основе. В ней были представлены 16 стран Западной Европы, но не было ни одной страны Восточной Европы.

Второй этап начался в 1960-е годы. К этому времени уже обозначились перемены в мировом хозяйстве в целом: на мировую арену вышла большая группа развивающихся стран, большинство из которых стало членами международных организаций (МВФ, МБРР, ГАТТ). Внутри группы развитых стран перемены также носили существенный характер, в частности, США все больше теряли доминирующие позиции, поскольку возрастающий удельный вес в мировой экономике набирали западноевропейские страны, не в последнюю очередь благодаря развивавшимся там интеграционным процессам. Япония также быстро преодолела последствия войны и пожинала плоды «экономического чуда». Перемены в расстановке сил вызвали необходимость корректировки форм многостороннего регулирования.

Поскольку ОЕЭС внесла большой вклад в экономическое восстановление Западной Европы, то было решено усилить ее роль и расширить круг участников. В результате ОЕЭС была преобразована в 1961 году в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кроме 18 развитых европейских стран в нее вошли также США и Канада. ОЭСР стала важным международным институтом, призванным координировать и разрабатывать единую экономическую политику развитых государств.

Взаимоотношения между развитыми и развивающимися странами постепенно приобретали все большую важность. Это нашло отражение в возникновении новых специализированных подразделений ООН – Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Организации Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), в которых вырабатывалась  политика в отношении стран «третьего мира».

Начало третьего этапа в 1970-е годы ознаменовалось коренным изменением соотношения сил в мире: окончательно распалась колониальная система и развивающиеся страны развернули борьбу за установление нового международного экономического порядка. Все эти страны были представлены в ведущих международных организациях – МВФ, МБРР, ГАТТ и других. 

Все эти причины обусловили возникновение нового международного института — форума для обсуждения жизненно важных экономических проблем и сближения позиций, согласования и координации экономической политики главных индустриально развитых стран. Он начал действовать с 1975 года как неформальное объединение США, Канады, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и Италии. Работа этого форума строилась на основе ежегодных встреч руководителей стран «большой семерки», в ходе которых обсуждались самые сложные вопросы макроэкономической, валютной, кредитно-денежной политики развитых стран, проблемы кризиса внешней задолженности и другие. В 1977 году с принятием в ее ряды России «большая семерка» была преобразована в «Группу восьми».

Четвертый этап. Распад мировой социалистической системы хозяйствования в середине 1980-х гг., переход к рыночным реформам в странах с централизованно управляемой, плановой экономикой, восстановление единства мирового хозяйства означали не только коренное обновление развития этих стран и их взаимоотношений с остальным миром, но и новый этап в эволюции системы международных экономических организаций.

Этот этап ознаменовался окончанием «холодной войны» и вступлением бывших социалистических стран в ведущие международные экономические организации сначала на правах наблюдателей, а потом и полноправных членов. Важным событием стало создание в 1990 году новой уникальной международной организации – Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), конкретная цель которого – содействие переходу к рыночной экономике, развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Банк оказывает техническое содействие развитию малого и микробизнеса, которое финансируется за счет как основных ресурсов ЕБРР, так и ресурсов 11 специальных фондов. Важное место в деятельности ЕБРР занимают вопросы охраны окружающей среды, обеспечения ядерной безопасности и другие. География деятельности Банка все время расширяется, он фактически является крупнейшим прямым инвестором в Центральной и Восточной Европе и СНГ. В определенной степени создание ЕБРР отражает рост влияния Западной Европы на все процессы международных экономических отношений и одновременно — увеличение разногласий между США и странами Европейского Союза.

Особое значение на этом этапе имеет преобразование ГАТТ во Всемирную торговую организацию, членами которой являются уже 162 страны (Россия в августе 2012 года стала 156-м членом ВТО). В отличие от ГАТТ, которое занималось регулированием торговли лишь промышленными товарами, предметом деятельности новой международной организации являются также торговля продукцией сельского хозяйства, торговля услугами, защита прав интеллектуальной собственности и инвестиции, связанные с торговлей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: