Защита ЭТУ от механических воздействий

Механические ВВФ в той или иной мере оказывают влияние на любое ЭТУ. Величина этого воздействия, в первую очередь, обусловлена спецификой эксплуатационных условий на объекте установки ЭТУ. Так, наибольшее влияние механические ВВФ оказывают на аппаратуру, размещенную на автомобильном и железнодорожном транспорте, речных и морских судах, авиационной и ракетно-космической технике. Однако даже стационарная аппаратура может подвергнуться вибрации, случайным ударам, напри­мер, во время транспортировки к месту эксплуатации или землетрясения, небрежно проводимых погрузочно-разгрузочных работ или при перестановке блока ЭТУ на другое место, поэтому определенная устойчивость к такого рода дестабилизирующим воздействиям должна обязательно быть заложена в конструкцию ЭТУ.

Так, например, для буйковых ЭТУ характерны такие внешние воздействия в штатном режиме эксплуатации, как качка, волна от удара, а при установке буя (часто сбрасываемого с летательного аппарата) возникает механический удар о водную поверхность.

На судовом транспорте механические нагрузки создаются во время шторма при ударах штормовой волны и качке судна. Вибрационные нагрузки на судах обусловлены работой винтов и двигателей. Частота (обычно не превышающая 150 Гц) и амплитуда вибраций зависят от типа судна, его машинного оборудования и места расположения ЭТУ.

Авиационная и особенно ракетно-космическая электроника постоянно испытывает значительные механические перегрузки и воздействие мощного шума от реактивных двигателей. Ударные нагрузки в самолетах возникают при посадке. Перегрузка в 10...15g соответствует резкой посадке, а 30 g — аварийной. Вибрации с частотой до 2 000 Гц имеют место в течение всего полета. Повреждения на ракетах и спутниках могут произойти от сильного акустического шума при запуске двигателя, уровень которого может превышать 140 дБ. Значительные нагрузки возникают при взрывах [200...400 g), что актуально для электронных систем различного современного оружия. Механическое разрушение приводит к полному выходу ЭТУ из строя. Известно, что от 29 до 40 % отказов авиационного электронного оборудования и до 50 % отказов бортовых вычислительных машин связано с воздействиями механических нагрузок.

Невесомость, как механический воздействующий фактор, характеризуется отсутствием гравитационных сил (межпланетные космические аппараты) или равновесием центробежной силы и силы притяжения планеты (орбитальные станции, искусственные спутники). Невесомость оказывает негативное влияние на подвижные части эле­ментов и узлов ЭТУ.

Следовательно, при проектировании ЭТУ зачастую требуется индивидуальный подход к защите от характерного именно для этой ЭТУ комплекса механических ВВФ.

В результате воздействия механических ВВФ могут иметь место следующие повреждения ЭТУ:

· нарушение герметизации из-за нарушения паяных, сварных и клеевых швов и появление трещин в металлостеклянных спаях;

· полное разрушение конструкции корпуса или отдельных ее частей от механического резонанса и усталостных процессов;

· обрыв внешних электромонтажных связей — проводов, жгутов, проводниковых выводов катушек индуктивности, трансформаторов и пр.;

· отслаивание элементов проводящего рисунка;

· расслаивание многослойных печатных плат;

· растрескивание керамических подложек ИМС;

· выход из строя электрических соединителей;

· изменение положения органов управления и настройки;

· выход из строя механических узлов ЭРИ (подшипников, зубчатых зацеплений, крепежа и т. п.).

В соответствии с ГОСТ 16962-71 механические воздействия классифицируются по двадцати степеням жесткости вибрационных, восьми степеням жесткости ударных и семи степеням жесткости линейных (центробежных) нагрузок (табл. 1, 2). Данный стандарт распространяется на изделия электронной техники — пассивные и активные ЭРИ, а также электротехнические изделия.

Значения вибрационных нагрузок по степеням жесткости        

Таблица 1

Вибрационные нагрузки при амплитуде вибрации ие более 0,001 м

Степени жесткости

I III V VII IX XI XIII XV XVII XIX
II IV VI VIII X XII XIV XVI XVIII XX

Диапазон частот, Гц

1... 35 1... 60 1... 100 1... 200 1... 600 1... 2000 1.,. 2000 1... 3000 1... 5000 1... 5000
1... 60 1... 80 1... 200 1... 600 1... 1000 1... 2000 1... 2000 1... 5000 1... 5000 100... 5000

Максимальное ускорение, g

0,5 2 1 10 10 5 15 20 20 40
1 5 5 5 10 10 20 10 30 40

 

Значения ударных и линейных нагрузок по степеням жесткости       

Таблица 2

Вид нагрузки

Степени жесткости

Ударные многократные

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

Ударные одиночные
Линейные

Максимальное ускорение, g

15 40 75 150 - - - -
4 20 75 150 500 1000 1 500 3 000
10 25 50 100 150 200 500 -

Длительность удара, мс

2...15 2...10 2... 6 1...3 - - - -
40...60 20...50 2...6 1...3 1...2 0,2...1 0.2...0.5 0,2...0,5
- - - - - - - -

Значения параметров механических нагрузок, приведенные в табл. 4.8.1 и 4.8.2, рекомендуется использовать при проверке выполнения условий устойчивости электронных модулей к воздействию ударов и вибраций, в том случае когда условия эксплуатации на объекте—носителе отличаются от указанных в ГОСТ 16019-2001, что характерно для ЭТУ специального назначения, работающих в очень жестких условиях.

Следует заметить, что степени жесткости XVI-XX по вибрационным нагрузкам устанавливают для ЭМО миниатюрных и сверхминиатюрных конструкций (например, для бескорпусных ЭРИ, микросхем, полупроводниковых приборов), а степень жесткости XX устанавливают в технически обоснованных случаях в качестве дополнительного требования к другим степеням жесткости.

Выводы ЭРИ, а также места их присоединения, если это указано в ТЗ или опреде­лено в соответствующих стандартах, должны выдерживать без механических повреждений воздействие следующих механических факторов:

· растягивающей силы, направленной вдоль оси (табл. 3), — для выводов, в соответствии с ТЗ или стандартом на ЭТУ, имеющих жесткую заделку или не имеющих таковой;

· изгибающей силы — для гибких лепестковых ленточных и проволочных выводов;

· крутящего момента (табл. 4) — для резьбовых выводов, которые служат для крепления ЭРИ при эксплуатации;

· скручивания — для одножильных осевых проволочных выводов диаметром от 0,3 до 1,2 мм.

 

Значения растягивающей силы

Таблица 3

Площадь сечения вывода ЭРИ, мм2 Растягивающая сила, Н
от 0,1 до 0,2 4,9
от 0,2 до 0,5 9,806
от 0,5 до 2 19,61

 

Значения крутящего момента

Таблица 4

Диаметр резьбы вывода ЭРИ, мм Крутящий момент, Н - м
М2 0,14
М2,5 0,44
М3 0,49
М4 1Д7
М5 1,76
Мб 2,45

Как уже отмечалось, работающие авиационные двигатели, особенно реактивные, рассеивают в окружающую среду значительную часть энергии колебаний звуковой частоты, а пролетающие со сверхзвуковой скоростью самолеты, снаряды и ракеты являются источниками возникновения баллистических волн. При превышении скорости летательного аппарата скорости распространения звуковых колебаний такие волны вызывают ощущение резкого удара и могут воздействовать на различные объекты, в том числе ЭТУ, находящиеся в пределах возбужденного участка среды.

Акустическая вибрация приводит к вынужденным механическим колебаниям деталей и узлов конструкции ЭТУ, причем различные конструктивные элементы по-разному реагируют на такую вибрацию. Так, под действием колебаний звуковой частоты в электровакуумных приборах возникает микрофонный эффект, начинают вибрировать корпуса отдельных ЭРИ и объемные проводники. В отличие от обычных механических колебаний, передающихся через точки крепления электронного модуля, акустический шум возбуждает узел и каждый элемент в нем в результате приложения распределенной нагрузки, величина которой зависит не только от уровня звукового давления, но и от площади поверхности каждого конструктивного элемента. Наибольшую опасность представляет совместное действие вибраций и звукового давления, при котором может возникнуть резонанс.

Как известно из курса физики, звуковым полем называется та область среды, в которой возбуждены звуковые волны, давление которых (в Па) определяется уравнением

,

где F — сила, с которой звуковая волна действует на нормальную по отношению к ней поверхность, Н;

S — площадь поверхности, на которую падает звуковая волна, м2;

ст - ризм| — разность между статическим (в частном случае, атмосферным) давлением и измеренным значением давления в данной точке звукового поля. Интенсивность звука определяется потоком звуковой энергии, проходящей за единицу времени через поверхность, перпендикулярную направлению распространения звуковой волны:

,

где Р — мощность потока звуковой энергии, Вт;

S — площадь поверхности, расположенной в звуковом поле перпендикулярно к движению частиц упругой среды, м2;

v — колебательная скорость частиц среды, м • с-1.

Для измерения интенсивности звуковых колебаний в уровнях звукового давления удобно использовать внесистемную логарифмическую единицу — децибел (сокращенно дБ). Так, уровень в 0 дБ — это порог слышимости звука интенсивностью в 10-12 Вт/м2, уровень шелеста листьев составляет около 10 дБ, а звук реактивного двигателя имеет уровень от 120 до 140 дБ. Размерность в дБ получают путем взятия логарифма от отношения двух величин. Например, если два уровня мощности выражены в одинаковых единицах, то их отношение может быть выражено в децибелах в виде:

,

где Р1 иР2 — первая и вторая величины мощности соответственно, Вт.

При расчете виброускорения, виброскорости и виброперемещения логарифмиче­ский уровень определяется как:

,

где а 0 — начальное значение параметра а, соответствующее нулевому уровню. За стандартную начальную величину виброускорения принимают значение а 0 = 9,81 м/с2.

Тогда абсолютный уровень акустического шума относительно порога слышимости составляет:

,

где р0 = 2*10 -5 Па — значение нулевого уровня акустического давления.

При оценке устойчивости конструкции ЭТУ к воздействию акустического шума необходимо руководствоваться значениями, определенными ГОСТ 16962-71 и представленными в табл. 5.

 

Значения акустического шума по степеням жесткости     

Таблица 5

Максимальный уровень

Степени жесткости

звукового давления,дБ, в диапазоне частот 50... 100 000 Гц

I II III IV V
130 140 150 160 170

Влияние звукового давления можно снизить за счет размещения деталей и узлов ЭТУ в корпусе из материалов, обладающих высоким коэффициентом демпфирования, при этом обеспечив их эффективную виброизоляцию. Между критическими элементами и основанием, на котором предусмотрено их крепление, рекомендуется устанавли­вать изоляторы. Опоры несущей конструкции необходимо выполнять из материалов, имеющих высокие демпфирующие свойства. Все малогабаритные ЭРИ должны быть жестко закреплены на ПП, а для сокращения числа объемных проводников лучше использовать МПП. При особенно высоких уровнях звукового давления иногда применяют заливку компаундом отдельных групп ЭРИ на ПП, а также используют звукоизолирующие перегородки.

 






double arrow
Сейчас читают про: