Сущность и специфика социальной сферы
Определение социальной сферы.
Сфера услуг превращается в доминирующий сектор экономики. Решающий фактор расширения сферы услуг – рост общественной производительности труда, улучшение качества жизни людей, рост их благосостояния.
Закон Э. Энгеля: чем выше уровень доходов, тем большая часть расходов приходится на социальные услуги, связанные с развитием человека (30-40% - услуги, 18-20% - питание).
Сфера услуг – совокупность разнородных отраслей и видов экономической деятельности в национальной экономике, труд работников которых направлен на производство особой потребительной стоимости в форме конкретной трудовой деятельности и её полезного эффекта, удовлетворяющего потребности общества и производства в целом, а так же личные потребности людей.
Экономические виды деятельности по оказанию социальных услуг образуют социальную сферу.
Социальная сфера – совокупность отраслей, непосредственно влияющих на формирование и развитие человеческого капитала и потенциала людей, как непосредственно, так и через создание социальных условий жизнедеятельности..
|
|
К соц. сфере относятся:
а) социально-культурные отрасли:
- образование;
- культура;
- здравоохранение;
- физическая культура и спорт;
- туризм.
С социальной сферой тесно связана наука.
б) обеспечивающие отрасли:
- ЖКУ;
- пассажирский транспорт;
- связь в части обслуживания населения;
- непроизводственные виды бытового обслуживания.
Все отрасли соц.сферы производят особое экономическое благо – услугу (организационно-техническая сторона деятельности), их деятельность имеет социальную направленность, в них значительна роль человеческого фактора (социально-экономическая сторона деятельности).
Свойства социальных услуг.
Свойства услуги нельзя абсолютизировать.
Универсальные свойства услуг (не только социальных):
- неосязаемость;
- невозможность хранить и накапливать (увеличивает риск и сезонность, локализованость и рассредоточенность);
- потребитель участвует в производственном процессе;
- неоднородность и изменчивость качества услуг (в т.ч. зависит от личности потребителя);
- нет передачи собственности;
- разнородность и комплексность.
Специфические свойства социальных услуг:
- нематериальное накопление;
- общественные блага;
- услуга может быть одновременно общественным благом и благом индивидуального потребления (возможна частичная коммерциализация социальной сферы).
Социальные услуги могут быть нерыночными и рыночными. Наиболее общественно значимые услуги входят в систему конституционных государственных гарантий бесплатного предоставления их населению.
|
|
Классификация отраслей, видов деятельности и услуг в соц.сфере
В официальной международной статистике используется деление экономики на 3 сектора:
- первичный (с.х, охота, рыболовство, лесное хоз);
- вторичный;
- третичный (сфера услуг).
Для идентификации хоз. деятельности используется Международная отраслевая стандартная классификация видов экономической деятельности (МСОК-4) ООН. Суть классификатора: 21 раздел (важнейшие отрасли экономики), 99 подразделов, включая резервные (по характеру производимых товаров и услуг, организация производства, вид сырья, характер и технология обработки).
В 2003 в РФ был введён ОКВЭД, разработанный на основе Статистической классификации видов экономической деятельности в ЕЭС. В ОКВЭД 17 разделов (10 – сфера услуг). В 2014 году был разработан ОКВЭД 2 (отличается названием видов деятельности).
Для классификации услуг использовался ОКУН, который с 2015 года заменён на ОКПД 2 для гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в ЕЭС.
Государственные и муниципальные услуги, оказываемые населению
«Сервисная» концепция государства. Понятие «государственные услуги» стало использоваться с началом административной реформы в 2005 г. Услуги делятся на гос. и муниципал.
Закон №210-ФЗ от 27.07.10 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:
- ГУ – деятельность по реализации функций ФОИВ, ГВФ, ИОГВ субъекта РФ, ОМС при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных ФЗ и ЗС РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных полномочий органов, предоставляющих ГУ;
- МУ - деятельность по реализации функций ОМС, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных полномочий органа, предоставляющего МУ, по решению вопросов местного значения.
Производство и предоставление ГУ и МУ -деятельность государства, необходимая для реализаций его функций и удовлетворения потребности организаций и граждан. Исполнителями ГУ могут выступать гос. и муниципал. органы, государственные и негосударственные коммерческие и некоммерческие организации.
Принципы предоставления ГУ:
- правомерность;
- заявительный порядок обращения за предоставлением ГУ и МУ;
- правомерность взимания с заявителей госпошлины и иной платы;
- открытость деятельности органа, предоставляющего услуги;
- доступность обращения за предоставлением услуги;
- возможность получения услуг в электронной форме.
Для повышения качества предоставления услуг и ответственности поставщиков вводятся административные регламенты – нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и стандарты предоставления услуг.
Особенности ГУ:
- ограниченный выбор поставщика услуг;
- услуги могут носить принудительный характер;
- применяются нерыночные способы распределения ресурсов.
Вероятны фиктивные и избыточные ГУ.
Формирование бюджета отраслей и учреждений соц. сферы должно осуществляться на базе государственных программ. «Программный» бюджет формируется с 2014 года.
Институциональная структура соц. сферы
Проведение социальной политики, реализующей принятую обществом социальную стратегию, осуществляют специальные институциональные структуры.
Институты социальной политики – элемент социальных институтов, обеспечивающий проведение социальной политики в государстве.
Все институты социальной политики могут быть условно разделены на:
- профильные, для которых проведение социальной политики является основной задачей их деятельности;
- непрофильные, создающие внешние условия для проведения социальной политики.
|
|
Основными профильными институтами социальной политики являются входящие в систему органов государственной власти ведомства социального блока, или социальные ведомства.
Задачи и функции социальных ведомств:
- отвечают за использование бюджетных ресурсов, выделяемых для финансирования отдельных направлений социальной политики (социальная поддержка населения, политика занятости, развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.);
- содействие научно-техническому прогрессу в конкретной социальной сфере;
- реализация крупных, имеющих государственное значение, социальных программ.
Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Министерство культуры Российской Федерации
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Министерство спорта Российской Федерации
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
*Федеральная служба по труду и занятости