Институциональная структура соц. сферы

Сущность и специфика социальной сферы

Определение социальной сферы.

Сфера услуг превращается в доминирующий сектор экономики. Решающий фактор расширения сферы услуг – рост общественной производительности труда, улучшение качества жизни людей, рост их благосостояния.

Закон Э. Энгеля: чем выше уровень доходов, тем большая часть расходов приходится на социальные услуги, связанные с развитием человека (30-40% - услуги, 18-20% - питание).

Сфера услуг – совокупность разнородных отраслей и видов экономической деятельности в национальной экономике, труд работников которых направлен на производство особой потребительной стоимости в форме конкретной трудовой деятельности и её полезного эффекта, удовлетворяющего потребности общества и производства в целом, а так же личные потребности людей.

Экономические виды деятельности по оказанию социальных услуг образуют социальную сферу.

Социальная сфера – совокупность отраслей, непосредственно влияющих на формирование и развитие человеческого капитала и потенциала людей, как непосредственно, так и через создание социальных условий жизнедеятельности..

К соц. сфере относятся:

а) социально-культурные отрасли:

- образование;

- культура;

- здравоохранение;

- физическая культура и спорт;

- туризм.

С социальной сферой тесно связана наука.

б) обеспечивающие отрасли:

- ЖКУ;

- пассажирский транспорт;

- связь в части обслуживания населения;

- непроизводственные виды бытового обслуживания.

Все отрасли соц.сферы производят особое экономическое благо – услугу (организационно-техническая сторона деятельности), их деятельность имеет социальную направленность, в них значительна роль человеческого фактора (социально-экономическая сторона деятельности).

Свойства социальных услуг.

Свойства услуги нельзя абсолютизировать.

Универсальные свойства услуг (не только социальных):

- неосязаемость;

- невозможность хранить и накапливать (увеличивает риск и сезонность, локализованость и рассредоточенность);

- потребитель участвует в производственном процессе;

- неоднородность и изменчивость качества услуг (в т.ч. зависит от личности потребителя);

- нет передачи собственности;

- разнородность и комплексность.

Специфические свойства социальных услуг:

- нематериальное накопление;

- общественные блага;

- услуга может быть одновременно общественным благом и благом индивидуального потребления (возможна частичная коммерциализация социальной сферы).

Социальные услуги могут быть нерыночными и рыночными. Наиболее общественно значимые услуги входят в систему конституционных государственных гарантий бесплатного предоставления их населению.

Классификация отраслей, видов деятельности и услуг в соц.сфере

В официальной международной статистике используется деление экономики на 3 сектора:

- первичный (с.х, охота, рыболовство, лесное хоз);

- вторичный;

- третичный (сфера услуг).

Для идентификации хоз. деятельности используется Международная отраслевая стандартная классификация видов экономической деятельности (МСОК-4) ООН. Суть классификатора: 21 раздел (важнейшие отрасли экономики), 99 подразделов, включая резервные (по характеру производимых товаров и услуг, организация производства, вид сырья, характер и технология обработки).

В 2003 в РФ был введён ОКВЭД, разработанный на основе Статистической классификации видов экономической деятельности в ЕЭС. В ОКВЭД 17 разделов (10 – сфера услуг). В 2014 году был разработан ОКВЭД 2 (отличается названием видов деятельности).

Для классификации услуг использовался ОКУН, который с 2015 года заменён на ОКПД 2 для гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в ЕЭС.

 

Государственные и муниципальные услуги, оказываемые населению

«Сервисная» концепция государства. Понятие «государственные услуги» стало использоваться с началом административной реформы в 2005 г. Услуги делятся на гос. и муниципал.

Закон №210-ФЗ от 27.07.10 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

- ГУ – деятельность по реализации функций ФОИВ, ГВФ, ИОГВ субъекта РФ, ОМС при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных ФЗ и ЗС РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных полномочий органов, предоставляющих ГУ;

- МУ - деятельность по реализации функций ОМС, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных полномочий органа, предоставляющего МУ, по решению вопросов местного значения.

Производство и предоставление ГУ и МУ -деятельность государства, необходимая для реализаций его функций и удовлетворения потребности организаций и граждан. Исполнителями ГУ могут выступать гос. и муниципал. органы, государственные и негосударственные коммерческие и некоммерческие организации.

Принципы предоставления ГУ:

- правомерность;

- заявительный порядок обращения за предоставлением ГУ и МУ;

- правомерность взимания с заявителей госпошлины и иной платы;

- открытость деятельности органа, предоставляющего услуги;

- доступность обращения за предоставлением услуги;

- возможность получения услуг в электронной форме.

Для повышения качества предоставления услуг и ответственности поставщиков вводятся административные регламенты – нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и стандарты предоставления услуг.

Особенности ГУ:

- ограниченный выбор поставщика услуг;

- услуги могут носить принудительный характер;

- применяются нерыночные способы распределения ресурсов.

Вероятны фиктивные и избыточные ГУ.

Формирование бюджета отраслей и учреждений соц. сферы должно осуществляться на базе государственных программ. «Программный» бюджет формируется с 2014 года.

Институциональная структура соц. сферы

Проведение социальной политики, реализующей принятую обществом социальную стратегию, осуществляют специальные институциональные структуры.

Институты социальной политики – элемент социальных институтов, обеспечивающий проведение социальной политики в государстве.

Все институты социальной политики могут быть условно разделены на:

- профильные, для которых проведение социальной политики является основной задачей их деятельности;

- непрофильные, создающие внешние условия для проведения социальной политики.

Основными профильными институтами социальной политики являются входящие в систему органов государственной власти ведомства социального блока, или социальные ведомства.  

Задачи и функции социальных ведомств:

- отвечают за использование бюджетных ресурсов, выделяемых для финансирования отдельных направлений социальной политики (социальная поддержка населения, политика занятости, развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.);

- содействие научно-техническому прогрессу в конкретной социальной сфере;

- реализация крупных, имеющих государственное значение, социальных программ.

Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

- Министерство здравоохранения Российской Федерации

- Министерство культуры Российской Федерации

- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

- Министерство просвещения Российской Федерации

- Министерство спорта Российской Федерации

- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

  *Федеральная служба по труду и занятости


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: