Образование в современном обществе

Этика науки.

А) Источники этики науки:

· моральные ценности, ориентация на высшее благо;

· профессионально-специфические научные нормы;

· понимание свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.

ü Гиппократ: первое профессиональное моральное обязатель­ство учёного, где лаконично охарактеризована его ответ­ственность перед человечеством.

ü Адам Смит (1723—1790): «Теория нравственных чувств», со­весть- вершитель всех наших действий.

Б)Принципы этики науки:

ü Добросовестность: точное проведение всех этапов исследования; доказательность новых научных знаний, их неодно­кратная проверка; научная честность и объективность.

ü Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей де­ятельности на полученные ими результаты.

ü Возрастание  гуманизирующего влияния науки и социальной ответственности учёных за их деяния.

ü Использование достижений науки на благо всем людям в демократическом обществе.

II.сознание-наука и её функции в обществе:

1) Понятие «наука»:

Г)   Наука как система знаний и способы добывания таких знаний.

Д) Наука как творческая деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

Е)   Наука как часть духовной культуры об­щества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия.

· Наука и образование: система образования-подготов­ка будущих учёных, со­держание образования -основы научных знаний.

· Наука и религия: разные объяснения многим явлениям, различные картины мира; ученые- верующие, атеисты.

2)Этика науки.

А)Источники этики науки: · моральные ценности, ориентация на высшее благо; · профессионально-специфические научные нормы; · понимание свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем. ü Гиппократ:первое профессиональное моральное обязатель­ство учёного, где лаконично охарактеризована его ответ­ственность перед человечеством. ü Адам Смит (1723—1790): «Теория нравственных чувств», со­весть- вершитель всех наших действий. Б)Принципы этики науки: ü Добросовестность: точное проведение всех этапов исследования; доказательность новых научных знаний, их неодно­кратная проверка; научная честность и объективность. ü Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей де­ятельности на полученные ими результаты. ü Возрастание  гуманизирующего влияния науки и социальной ответственности учёных за их деяния. ü Использование достижений науки на благо всем людям в демократическом обществе.

III.деятельность:

1) Наука в современном обществе как важней­ший социальный институт:

А) XVII—XVIII вв. -первые научные сообщества в Евро­пе;

· вторая половина XVII в. -возникновение первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской акаде­мии наук.

· 1725 г. -учреждение Петербургской акаде­мии наук, позже названной Российской.

Б)   пре­вращение научной работы в профессию, научно-исследовательской деятель­ности — в устойчивую общественную и культурную традицию.

Б)Функции науки социального института:

· Информационная функция науки: в ооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке.

· Культурно-мировоззренческая функция науки: систематизация знаний и представление их в определённых картинах мира.

· Социально-производственная функция науки: техническое освоение научных открытий - суть научно-технической революции.

· Социальная функция науки: использование научных знаний и методов при ре­шении различных общественных проблем.

Образование в современном обществе.

А) Обра­зование как социальный институт.

Б) Функции обра­зования как социального института:

· социализация личности:, передача накоплен­ных знаний, культурных ценностей и норм; общая и профессиональная подготовка.

· канал социальной мобильности: социаль­ные позиции, социальный рост.

· средство самореализации личности, рас­крытие её способностей и талантов.

В)Черты образования в современном обществе:

· инфор­мационные технологии - элемент образова­тельного процесса: содержание образования, средства обучения и контроля уровня подготовки учащихся; электронные носители информации.

· непрерывный характер: функции- компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивная (оперативная подготовка и пе­реподготовка в условиях меняющейся социальной и про­изводственной ситуации), развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста; самообразование- управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобрете­ние систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

· сближение нацио­нальных систем образования: высшая школа, два уровня подготовки — ба­калавриат и магистратура; средняя школа на старшей ступени - профильный характер.

III.деятельность:

1) Наука в современном обществе как важней­ший социальный институт:

А) XVII—XVIII вв. -первые научные сообщества в Евро­пе: · вторая половина XVII в. -возникновение первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской акаде­мии наук. · 1725 г. -учреждение Петербургской акаде­мии наук, позже названной Российской. В) пре­вращение научной работы в профессию, научно-исследовательской деятель­ности — в устойчивую общественную и культурную традицию. Б)Функции науки социального института: · Информационная функция науки: вооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке. · Культурно-мировоззренческая функция науки: систематизация знаний и представление их в определённых картинах мира. · Социально-производственная функция науки: техническое освоение научных открытий - суть научно-технической революции. · Социальная функция науки:использование научных знаний и методов при ре­шении различных общественных проблем.

2)Образование в современном обществе.

А)Обра­зование как социальный институт.

А) Функции обра­зования как социального института: · социализация личности:, передача накоплен­ных знаний, культурных ценностей и норм; общая и профессиональная подготовка. · канал социальной мобильности: социаль­ные позиции, социальный рост. · средство самореализации личности, рас­крытие её способностей и талантов. Б)Черты образования в современном обществе: · инфор­мационные технологии - элемент образова­тельного процесса: содержание образования, средства обучения и контроля уровня подготовки учащихся; электронные носители информации. · непрерывный характер: функции-компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивная (оперативная подготовка и пе­реподготовка в условиях меняющейся социальной и про­изводственной ситуации), развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста;самообразование- управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобрете­ние систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. · сближение нацио­нальных систем образования:высшая школа, два уровня подготовки — ба­калавриат и магистратура; средняя школа на старшей ступени - профильный характер.

IV.образ:

1) современная наука:

А) термин «большая наука»: сфера научной и научно-технической деятельно­сти, теоретических и прикладных исследований и разрабо­ток.

Б)   данные, характеризующие совре­менную науку: начало XX в.- в мире 100 тыс. учё­ных, конец века — свыше 5 млн, 2009 г. - более 7 млн человек; издание журналов-около 10 тыс. в 1900 г.; 90% всех предметов- продукт XX в.; средства государства на раз­витие науки в среднем в мире - 1,7% валового национального продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: