Этика науки.
А) Источники этики науки:
· моральные ценности, ориентация на высшее благо;
· профессионально-специфические научные нормы;
· понимание свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.
ü Гиппократ: первое профессиональное моральное обязательство учёного, где лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством.
ü Адам Смит (1723—1790): «Теория нравственных чувств», совесть- вершитель всех наших действий.
Б)Принципы этики науки:
ü Добросовестность: точное проведение всех этапов исследования; доказательность новых научных знаний, их неоднократная проверка; научная честность и объективность.
ü Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты.
ü Возрастание гуманизирующего влияния науки и социальной ответственности учёных за их деяния.
ü Использование достижений науки на благо всем людям в демократическом обществе.
|
|
II.сознание-наука и её функции в обществе: | |
1) Понятие «наука»: | |
Г) Наука как система знаний и способы добывания таких знаний. Д) Наука как творческая деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Е) Наука как часть духовной культуры общества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия. · Наука и образование: система образования-подготовка будущих учёных, содержание образования -основы научных знаний. · Наука и религия: разные объяснения многим явлениям, различные картины мира; ученые- верующие, атеисты. | |
2)Этика науки. | |
А)Источники этики науки: · моральные ценности, ориентация на высшее благо; · профессионально-специфические научные нормы; · понимание свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем. ü Гиппократ:первое профессиональное моральное обязательство учёного, где лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством. ü Адам Смит (1723—1790): «Теория нравственных чувств», совесть- вершитель всех наших действий. | Б)Принципы этики науки: ü Добросовестность: точное проведение всех этапов исследования; доказательность новых научных знаний, их неоднократная проверка; научная честность и объективность. ü Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты. ü Возрастание гуманизирующего влияния науки и социальной ответственности учёных за их деяния. ü Использование достижений науки на благо всем людям в демократическом обществе. |
III.деятельность:
|
|
1) Наука в современном обществе как важнейший социальный институт:
А) XVII—XVIII вв. -первые научные сообщества в Европе;
· вторая половина XVII в. -возникновение первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук.
· 1725 г. -учреждение Петербургской академии наук, позже названной Российской.
Б) превращение научной работы в профессию, научно-исследовательской деятельности — в устойчивую общественную и культурную традицию.
Б)Функции науки социального института:
· Информационная функция науки: в ооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке.
· Культурно-мировоззренческая функция науки: систематизация знаний и представление их в определённых картинах мира.
· Социально-производственная функция науки: техническое освоение научных открытий - суть научно-технической революции.
· Социальная функция науки: использование научных знаний и методов при решении различных общественных проблем.
Образование в современном обществе.
А) Образование как социальный институт.
Б) Функции образования как социального института:
· социализация личности:, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм; общая и профессиональная подготовка.
· канал социальной мобильности: социальные позиции, социальный рост.
· средство самореализации личности, раскрытие её способностей и талантов.
В)Черты образования в современном обществе:
· информационные технологии - элемент образовательного процесса: содержание образования, средства обучения и контроля уровня подготовки учащихся; электронные носители информации.
· непрерывный характер: функции- компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста; самообразование- управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
· сближение национальных систем образования: высшая школа, два уровня подготовки — бакалавриат и магистратура; средняя школа на старшей ступени - профильный характер.
III.деятельность: | |
1) Наука в современном обществе как важнейший социальный институт: | |
А) XVII—XVIII вв. -первые научные сообщества в Европе: · вторая половина XVII в. -возникновение первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. · 1725 г. -учреждение Петербургской академии наук, позже названной Российской. В) превращение научной работы в профессию, научно-исследовательской деятельности — в устойчивую общественную и культурную традицию. | Б)Функции науки социального института: · Информационная функция науки: вооружение людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке. · Культурно-мировоззренческая функция науки: систематизация знаний и представление их в определённых картинах мира. · Социально-производственная функция науки: техническое освоение научных открытий - суть научно-технической революции. · Социальная функция науки:использование научных знаний и методов при решении различных общественных проблем. |
2)Образование в современном обществе. | |
А)Образование как социальный институт. | |
А) Функции образования как социального института: · социализация личности:, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм; общая и профессиональная подготовка. · канал социальной мобильности: социальные позиции, социальный рост. · средство самореализации личности, раскрытие её способностей и талантов. | Б)Черты образования в современном обществе: · информационные технологии - элемент образовательного процесса: содержание образования, средства обучения и контроля уровня подготовки учащихся; электронные носители информации. · непрерывный характер: функции-компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста;самообразование- управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. · сближение национальных систем образования:высшая школа, два уровня подготовки — бакалавриат и магистратура; средняя школа на старшей ступени - профильный характер. |
IV.образ:
|
|
1) современная наука:
А) термин «большая наука»: сфера научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок.
Б) данные, характеризующие современную науку: начало XX в.- в мире 100 тыс. учёных, конец века — свыше 5 млн, 2009 г. - более 7 млн человек; издание журналов-около 10 тыс. в 1900 г.; 90% всех предметов- продукт XX в.; средства государства на развитие науки в среднем в мире - 1,7% валового национального продукта.