Правовая база, регулирующая сферу охраны труда

Во исполнение норм ТК РФ, принят целый ряд иных нормативных актов посвященных охране труда, среди которых можно назвать:

Постановление Правительства Российской Федерации N 399 от 23 мая 2019 г. "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"

Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 25.02.2018)

Перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. (Этот перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 163 от 25.02.2019);

Постановление Минтруда Российской Федерации N 28 от 24.04.2016 "О создании сертификации работ по охране труда в организации";

Постановление Минтруда Российской Федерации N 14 от 08.02.2016 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации".

Все упомянутые выше правовые акты подлежат применению лишь в той мере, в какой не противоречат ТК (ст. 422, 423 ТК).

Анализ правил ст. 210 (Основные направления государственной политики в области охраны труда) ТК показывает, что в них исчерпывающим образом перечислены основные направления государственной политики в области охраны труда. Они устанавливают формы реализации упомянутых основных направлений. К последним относятся:

а) осуществление согласованных действий госорганов, органов местного самоуправления, органов власти субъектов Российской Федерации, работодателей и их объединений, профсоюзов (иных представительных органов работников) в области охраны труда;

б) разработка и принятие соответствующих правовых актов, а также коллективных договоров, соглашений, локальных правовых актов в которых предусматривается проведение мероприятий по охране труда.

Во исполнение требований ст. 210 и 209 ТК в последние годы принят ряд правовых норм в области охраны труда, имеющих типовой и межотраслевой характер среди которых:

- межотраслевые Типовые инструкции по охране труда для работников розничной торговли (утв. постановлением Минтруда Российской Федерации N 9 от 12.02.2016).

- межотраслевые Правила по охране труда при работе с эпоксидными смолами и материалами на их основе (утв. постановлением Минтруда Российской Федерации N 56 от 14.08.2016).

«Нормы ТК РФ, предусматривают также сотрудничество органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях обеспечения безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является одним из элементов системы государственного управления охраной труда и отражает принцип социального партнерства»

Правительство Российской Федерации приняло постановление N 399 от 23 мая 2014 г. В постановлении, в частности:

- утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и госорганы, которые должны эти акты утвердить. Перечень предусматривает разработку следующих видов актов:

- определен следующий порядок разработки и утверждения указанных выше актов:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

 

               Расследование несчастных случаев на производстве

Одной из обязанностей работодателя является расследование и учет произошедших несчастных случаев. Законодатель переписал заново все статьи, которые посвящены этим вопросам. В действующем Трудовом кодексе их пять. В результате поправок таких статей стало вдвое больше. Однако в целом их содержание не изменилось.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

Статья 227 ТК РФ подробнее раскрывает лиц, участвующих в производственной деятельности помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору. К ним, в частности, относятся:

- работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;

- студенты и учащиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику;

- лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

-   лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

- лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;

- члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Согласно ст. 227 ТК РФ (в новой редакции) расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат также и случаи, которые произошли во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту проведения работы (выполнения поручения) и обратно.

При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение:

- в государственную инспекцию труда;

- в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

- в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;

- в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

- в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя);

- в территориальное объединение организаций профсоюзов.

О несчастном случае, происшедшем на находящемся в плавании судне (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности), капитан судна обязан незамедлительно сообщить работодателю (судовладельцу), а если судно находится в заграничном плавании - также в соответствующее консульство Российской Федерации.

Работодатель (судовладелец) при получении сообщения о происшедшем на судне групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом обязан в течение суток направить извещение:

- в государственную инспекцию труда;

- прокуратуру по месту регистрации судна;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, если несчастный случай произошел на ядерной энергетической установке судна или при перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

- территориальное объединение организаций профсоюзов;

-исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в территориальный орган Роспотребнадзора России.

Непосредственно сам порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве приводится в семи статьях ТК РФ в новой редакции. Но принципиальных изменений он не претерпел.

Основная новелла - право на самостоятельное дополнительное расследование несчастных случаев, которое предоставлено государственным инспекторам труда:

- при выявлении сокрытого несчастного случая;

- поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;

- получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования несчастного случая.

Государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от срока давности несчастного случая.

Необходимо обратить внимание и на изменения, которые внесены в порядок оформления результатов несчастных случаев. Сейчас есть лишь формы актов, которые заполняют, если установлена связь полученной травмы с производством (см. постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73). В противном же случае акт о несчастном случае нужно составлять в произвольной форме. Однако новая редакция кодекса и в этой ситуации предусматривает заполнение акта о расследовании несчастного случая "по установленной форме".

В соответствии с поправкой в ст. 226 объемы обязательного финансирования работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) увеличиваются с 0,1 процента до 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Россия в XX веке за достаточно короткий исторический отрезок времени сумела перейти от фабричного к заводскому и индустриальному способам производства. В 80-х годах наука заняла господствующее положение в новом способе производства товаров. Учителя, ученые, инженеры, специалисты составили новую производительную силу. Они стали производить товары, знания, идеи. На время выполнения ее материнских обязанностей законодатель предусмотрел сокращение рабочего времени, предоставив возможность работать в более удобный период с сохранением заработной платы и в более комфортных условиях. Это было сделано потому, что инновационная экономика основана на способе производства, где господствующее положение занял умственный труд.

В начале XXI века общественно необходимые потребности в физической силе женщин и детей остались в историческом прошлом. Новый способ производства – инновационная экономика – требует сокращения рабочего времени женщины, занятой умственным трудом, при росте заработной платы и увеличении общественно необходимого времени для самообразования и воспитания детей.

Экономико-правовая концепция, лежащая в основе нового Трудового кодекса, родилась во время промышленной революции XVIII века и основана на получении прибыли за счет увеличения числа женской рабочей силы, а так же за счет увеличения рабочего времени простого физического труда за нормальными его пределами.

Правовая политика нового кодекса направлена на то, чтобы страна, где больше половины нищих специалистов, ученых, инженеров, учителей составляют женщины, превратилась в державу продавщиц, уборщиц с высшим образованием.

Настоящий Трудовой кодекс в первую очередь ужесточил положение женщин в наукоемких оборонных отраслях промышленности, где низкая оплата труда и напряженная экономическая ситуация, что повлекла увольнение женщин из этих отраслей.

В нормах статьи 253 Трудового кодекса законодатель отказался от запрета применения труда женщин на тяжелых работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах и вместо этого ввел ограничение, добавив к этому еще и работы с опасными условиями труда. Таким образом, законодатель, отказавшись от запрета, допустил применение женского труда на самых опасных участках. Это означает, что законодательная власть допустила увеличение рабочей силы за счет женщин, что повлекло обесценивание стоимости труда, уменьшение заработной платы тех же шахтеров.

В ст. 253 ТК РФ указано, что перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Норму ст. 253 ТК, допускающую женщин к работе с опасными условиями труда, нельзя считать правовой нормой, так как она противоречит требованиям части 3 ст. 37 Конституции РФ, где прямо сказано, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как видно, права женщин на безопасные условия труда ограничены не в этих перечисленных целях, а только для получения большей прибыли собственниками частных и государственных организаций. Следует отметить, что законодатель в ч. 3 ст. 41 Конституции РФ предусмотрел, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровье людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Однако такая ответственность для законодателей не предусмотрена.

Требованиями ст. 254 ТК РФ для беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, предусмотрен перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе, а также снижение норм выработки обслуживания. Нормы права ст. 261 нового Трудового кодекса о гарантиях беременным женщинам и имеющих детей, при расторжении трудового договора сохранил норму права, запрещающую расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя. Однако допустил увольнение беременных женщин при ликвидации организации без трудоустройства.

Экономико-правовая концепция регулирования труда женщин направлена на выжимание и присвоение работодателями результатов прибавочного труда с целью увеличения прибыли за счет увеличения рабочего времени женщин за его нормальным пределом, а также за счет привлечения дополнительной женской рабочей силы на рынок труда. Это общее экономическое положение нашло юридическое воплощение в нормах права ст. 97, 98, 99, 259 Трудового кодекса, которые допускают женский наемный труд за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по соглашению сторон трудового договора. Такая норма в законе предусмотрена в интересах исключительно работодателя. С юридической точки зрения указанные нормы статей, разрешающие работу за пределами нормативов продолжительности рабочего времени, противоречат требованиям ч. 5 ст. 37 Конституции РФ и ст. 91 Трудового кодекса РФ, где установлена юридическая гарантия нормальной продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю.

В силу требований норм права ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепивших положение о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, указанные нормы нового кодекса, разрешающие женщинам работать за пределом нормальной продолжительности рабочего времени, должны быть признаны антиконституционными. Иначе государство не отражает интересы всего гражданского общества, а поддерживает узкой части населения России – работодателей. Трудовой кодекс установил авторитарный способ регулирования рабочего времени женщин при установлении перерыва для кормления ребенка.

В Трудовом кодексе право женщины на отдых связано не с ее волеизъявлением, а с заявлением, которое может совпадать с желанием женщины. В судебной практике известна масса трудовых споров, когда женщины вынуждены писать заявления об увольнении «по собственному желанию», об уходе в отпуск без сохранения заработной платы не на основании добровольного волеизъявления, а по принуждению со стороны работодателя.

Такая конституция норм права, регулирующих отдых женщин, ставит и их в ущемленное положение по отношению к работодателю и не гарантирует им судебную защиту нарушенных трудовых прав на отдых. Суд уже не будет допрашивать свидетелей, исследовать иные доказательства для установления подлинного волеизъявления женщины и обстоятельств написания заявления, а ограничиться ее письменным заявлением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: