Домашнее задание по дисциплине Основы формирования здоровья детей.
ТЕМА: РЕЖИМ ДНЯ, ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Выучить тему «Режим дня»: учебное пособие стр. 48-53, контрольные вопросы на стр. 54; монография: стр. 218-228, 236-237.
После изучения темы написать решение ситуационных задач согласно алгоритму.
Содержание обучения
Режим (regime) французское слово, которое означает свод правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Режим дня – распределение во времени и в определенной последовательности основных физиологических потребностей организма ребенка (активного бодрствования, сна и пищи), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования.
Рациональный режим – основа правильной организации жизни ребенка. Правильный, рационально построенный и соответствующий возрастным возможностям ребенка режим является важным фактором формирования здоровья:
|
|
· способствует гармоничному развитию (физическое, нервно-психическое и др.);
· обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности;
· повышает общую сопротивляемость организма;
· создает ровное, бодрое настроение;
· поддерживает интерес к учебной и творческой деятельности, играм,
поскольку предупреждает развитие переутомления.
Жизнь ребенка по режиму - необходимое условие правильного воспитания. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка. «Режим тогда будет иметь воспитательное значение, если он соблюдается систематически. Неопределенность лишает режим всякого значения и обращает его в набор случайных, не связанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключения, кроме тех случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами» (А.С.Макаренко). При постоянном соблюдении правильного режима дня у ребенка формируется организованное поведение, устраняются причины возникновения отрицательных привычек, негативизма.
Четкое выполнение заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня способствует выработке у ребенка определенного динамического стереотипа, который приводит к возникновению у детей достаточно прочных условных «рефлексов на время». Вследствие выработавшегося «рефлекса на время» организм ребенка в каждый момент подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, сон и т.д.) протекают с меньшими физиологическими затратами. Великий физиолог И.П. Павлов говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. В этом основное значение формирования и соблюдения режима дня - становление жизненного стереотипа, когда ведущей причиной поведения становится индивидуально приобретенная программа поведения, основанная на закрепленных механизмах памяти.
|
|
Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
Ø режим питания (кратность питания, количество, время кормления и интервалы между приемами пищи);
Ø длительность отрезков бодрствования (необходимо учесть физиологические особенности работоспособности нервных клеток);
Ø время пребывания на воздухе в течение дня (прогулки);
Ø продолжительность и кратность сна (суточное количество сна и длительность отрезков дневного сна), во время которого должно быть восстановлено деятельное состояние ребенка данного возраста;
Ø воспитательная и учебная деятельность;
Ø продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
Ø игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
Ø свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;
Ø самообслуживание, помощь семье;
Ø личная гигиена.
При составлении режима дня детей разного возраста необходимо обеспечить:
· глубокий, достаточный по продолжительности сон;
· регулярность приема пищи;
· условия для активного деятельного состояния;
· своевременно чередовать активную деятельность на протяжении бодрствования с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе (в целях поддержания его активного деятельного и эмоционально-положительного состояния), т.к. в силу малой выносливости нервной системы длительные, однообразные занятия в одном положении ведут к утомлению;
· соблюдение последовательности компонентов режима: например, для ребенка грудного возраста – пробуждение -кормление - активное бодрствование-сон, после 9-10 месяцев жизни меняется последовательность – сразу после пробуждения потребность в еде не возникает, а организовывать кормление надо через 45 минут или 1 час.
Два ведущих для нормального роста и развития детей фактора режима дня:
· адекватная двигательная активность
· достаточность сна
I. Рациональная двигательная активность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные движения) способствует нормальному функционированию нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма. Движения положительно влияют на психическое развитие детей. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия) нарушает процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ. Длительная гипокинезия (ограничение количества и объема движений) для ребенка – это процесс, нарушающий генетически запрограммированный процесс роста и развития, вследствие чего адаптационные возможности детского организма могут быть утрачены.
Бодрствование – активная форма жизнедеятельности, когда большинство физиологических систем и органов усиленно работают. Бодрствование обеспечивается активностью соответствующего центра, находящегося в подкорковых областях мозга. Раздражение этого центра во время сна приводит к немедленному пробуждению.Необходимо, прежде всего, установление наиболее благоприятных соотношений между бодрствованием и сном, что предоставляет необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большей и меньшей активности мозга. После активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.
|
|
II. Сон ребенка – это естественные компонент его физиологической деятельности, обеспечивающий нормальный ритм процессов высшей нервной деятельности, метаболизма, физического развития, роста и созревания.
Функции сна:
· поддержание работоспособности нервных клеток;
· в период глубокого сна происходит выделение гипофизом гормона роста, поэтому можно образно сказать, что дети растут наиболее интенсивно в стадии глубокого сна, особенно в предутренние часы.
· отдых, полное функциональное восстановление всех систем организма, усвоение энергии и трофических веществ, прежде всего в тканях мозга;
· переработка и хранение информации;
· приспособление организма к изменению освещенности («день-ночь»), световой режим определяет суточный ритмы эндокринной системы, прежде всего эпифиза;
· восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных на борьбу с вирусными заболеваниями.
Выделяют 2 фазы сна: фаза медленного сна и фаза быстрого сна; и 5 стадий (по данным электроэнцефалографии): 1 (дремотная), 2, 3 и 4 – медленноволновые, 5 – парадоксальный сон. 5 стадий составляют цикл сна, продолжительность которого у взрослого человека - 90-120 минут, а у ребенка до 2-3 лет – 60 минут, к 4-5 годам доходит до 90 минут. Наиболее важной для организма человека считается 4 стадия сна, которая является наиболее длительной в первых 2 циклах сна, с 21 до 24 часов. Второй по значимости – быстрый сон. У детей до 10 лет представленность этой фазы в структуре сна больше, чем у взрослых, особенно у новорожденных, что имеет значение для развития мозга.
|
|
Дети засыпают быстрее, чем взрослые. Это объясняется усиленной физической и умственной активностью в период бодрствования, а также быстрой утомляемостью и истощаемостью клеток коры головного мозга.
Продолжительность сна зависит от возраста. У новорожденного ребенка сон носит полифазный характер, т.е. возникает множество раз в течение дня и ночи, и отличия дня и ночи по длительности сна не установились. С годами происходит смена полифазного сна на монофазный. Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого месяца жизни. Для детей раннего и дошкольного возраста обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение или нет. После 4 лет сохранить дневной сон удается не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности во сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6 летнего возраста.
Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования к сну, и наоборот (не более 30 минут), являются свидетельством и сохранности здоровья, нормального режима жизни, и хорошего психологического климата в семье. Особенно важна полноценность сна в периоды интенсивного роста.
Существенная часть детей страдает от недостаточной длительности или качества сна, что приводит к отставанию в развитии функций головного мозга, формированию клинических признаков синдрома хронической депривации сна, напоминающего синдром хронической усталости. Главный результат сокращенного, неполноценного сна – нарушение качества последующего бодрствования, настроения, поведения, контактности с окружающими, снижение интеллекта, внимания и памяти. Кроме того, страдает система иммунитета: частые инфекционные заболевания с более тяжелым и затяжным течением. Часто причиной нарушения нормального сна детей является отсутствие четкого выполнения режима, а также постоянства и единства воспитательных приемов в семье и в детских учреждениях.
Режим дня для детей различного возраста
Возраст | Кормление | Бодрствование (продолжительность каждого периода), ч | Сон, ч | ||||
кол-во | промежутки, ч | Дневной сон | Ночной сон, ч | Средняя суточная длительность | |||
Кол-во в день | Продолжительность, ч | ||||||
До 1 мес. | 7-8 | 2,5-3 | 3 | 21* | |||
1-3 мес. | 7 | 3 | 1-1,5 | 4 | 2** | 10-11 | 18 |
3-6 мес. | 6 | 3,5 | 1,5-2 | 4 | 1,5 | 10-11 | 17 |
6-9 мес. | 5 | 4 | 2-2,5 | 3 | 2 | 10-11 | 16 |
9 мес.-1 год | 5 | 4 | 2,5-3,5 | 2 | 2,5 | 10-11 | 15 |
1-1,5 года | 5 | 3,5-4,5 | 3,5-4 | 2 | 1,5-2 | 10-11 | 14 |
1,5-2 года | 4-5 | 3,5-4,5 | 4,5-5 | 1 | 3 | 10-11 | 13 |
2-3 года | 4-5 | 3,5-4,5 | 5,5-6 | 1 | 2,5 | 10-11 | 12 |
3-5 лет | 4 | 3,5-4,5 | 6,5-7 | 1 | 1-1,5 | 10 | 11-12 |
5-7 лет | 4 | 3,5-4,5 | 7-7,5 | 1 | 1 | 10 | 10-11 |
7-14 лет | 4 | 3,5-4,5 | 7,5-8 | 0 или 1 | 1 | 8-10 | 9*** |
* При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна.
** В первые месяцы жизни ребенку полезен сон на воздухе, начиная постепенно с 20-30 минут дважды в день, затем продолжительность сна на воздухе может увеличиваться до 2-3 часов.
*** Ночной сон: 7-10 лет – 10 час.; 11-14 лет – 9, 5 час.,15-17 лет - 8-9 час.