Режим дня для детей различного возраста

Домашнее задание по дисциплине Основы формирования здоровья детей.

ТЕМА: РЕЖИМ ДНЯ, ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Выучить тему «Режим дня»: учебное пособие стр. 48-53, контрольные вопросы на стр. 54; монография: стр. 218-228, 236-237.

После изучения темы написать решение ситуационных задач согласно алгоритму.

Содержание обучения

Режим (regime) французское слово, которое означает свод правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

    Режим дня – распределение во времени и в определенной последовательности основных физиологических потребностей организма ребенка (активного бодрствования, сна и пищи), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Рациональный режим – основа правильной организации жизни ребенка. Правильный, рационально построенный и соответствующий возрастным возможностям ребенка режим является важным фактором формирования здоровья:

· способствует гармоничному развитию (физическое, нервно-психическое и др.);

·  обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности;

· повышает общую сопротивляемость организма;

· создает ровное, бодрое настроение;

· поддерживает интерес к учебной и творческой деятельности, играм,

поскольку предупреждает развитие переутомления.

Жизнь ребенка по режиму - необходимое условие правильного воспитания. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка. «Режим тогда будет иметь воспитательное значение, если он соблюдается систематически. Неопределенность лишает режим всякого значения и обращает его в набор случайных, не связанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключения, кроме тех случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами» (А.С.Макаренко). При постоянном соблюдении правильного режима дня у ребенка формируется организованное поведение, устраняются причины возникновения отрицательных привычек, негативизма.

Четкое выполнение заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня способствует выработке у ребенка определенного динамического стереотипа, который приводит к возникновению у детей достаточно прочных условных «рефлексов на время». Вследствие выработавшегося «рефлекса на время» организм ребенка в каждый момент подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, сон и т.д.) протекают с меньшими физиологическими затратами. Великий физиолог И.П. Павлов говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. В этом основное значение формирования и соблюдения режима дня - становление жизненного стереотипа, когда ведущей причиной поведения становится индивидуально приобретенная программа поведения, основанная на закрепленных механизмах памяти.

Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

Ø режим питания (кратность питания, количество, время кормления и интервалы между приемами пищи);

Ø длительность отрезков бодрствования (необходимо учесть физиологические особенности работоспособности нервных клеток);

Ø время пребывания на воздухе в течение дня (прогулки);

Ø продолжительность и кратность сна (суточное количество сна и длительность отрезков дневного сна), во время которого должно быть восстановлено деятельное состояние ребенка данного возраста;

Ø воспитательная и учебная деятельность;

Ø продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

Ø игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

Ø свободное время, возможность обеспечить двигательную актив­ность ребенка по собственному выбору;

Ø самообслуживание, помощь семье;

Ø личная гигиена.  

При составлении режима дня детей разного возраста необходимо обеспечить:

· глубокий, достаточный по продолжительности сон;

· регулярность приема пищи;

· условия для активного деятельного состояния;

· своевременно чередовать активную деятельность на протяжении бодрствования с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе (в целях поддержания его активного деятельного и эмоционально-положительного состояния), т.к. в силу малой выносливости нервной системы длительные, однообразные занятия в одном положении ведут к утомлению;

· соблюдение последовательности компонентов режима: например, для ребенка грудного возраста – пробуждение -кормление - активное бодрствование-сон, после 9-10 месяцев жизни меняется последовательность – сразу после пробуждения потребность в еде не возникает, а организовывать кормление надо через 45 минут или 1 час.

  Два ведущих для нормального роста и развития детей фактора режима дня:              

· адекватная двигательная активность

· достаточность сна    

 I. Рациональная двигательная активность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные движения) способствует нормальному функционированию нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма. Движения положительно влияют на психическое развитие детей. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия) нарушает процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ. Длительная гипокинезия (ограничение количества и объема движений) для ребенка – это процесс, нарушающий генетически запрограммированный процесс роста и развития, вследствие чего адаптационные возможности детского организма могут быть утрачены.

     Бодрствование – активная форма жизнедеятельности, когда большинство физиологических систем и органов усиленно работают. Бодрствование обеспечивается активностью соответствующего центра, находящегося в подкорковых областях мозга. Раздражение этого центра во время сна приводит к немедленному пробуждению.Необходимо, прежде всего, установление наиболее благоприятных соотношений между бодрствованием и сном, что предоставляет необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большей и меньшей активности мозга. После активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.           

    II. Сон ребенка – это естественные компонент его физиологической деятельности, обеспечивающий нормальный ритм процессов высшей нервной деятельности, метаболизма, физического развития, роста и созревания.

Функции сна:

· поддержание работоспособности нервных клеток;

· в период глубокого сна происходит выделение гипофизом гормона роста, поэтому можно образно сказать, что дети растут наиболее интенсивно в стадии глубокого сна, особенно в предутренние часы.

· отдых, полное функциональное восстановление всех систем организма, усвоение энергии и трофических веществ, прежде всего в тканях мозга;

· переработка и хранение информации;

· приспособление организма к изменению освещенности («день-ночь»), световой режим определяет суточный ритмы эндокринной системы, прежде всего эпифиза;

· восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных на борьбу с вирусными заболеваниями.

Выделяют 2 фазы сна: фаза медленного сна и фаза быстрого сна; и 5 стадий (по данным электроэнцефалографии): 1 (дремотная), 2, 3 и 4 – медленноволновые, 5 – парадоксальный сон. 5 стадий составляют цикл сна, продолжительность которого у взрослого человека - 90-120 минут, а у ребенка до 2-3 лет – 60 минут, к 4-5 годам доходит до 90 минут. Наиболее важной для организма человека считается 4 стадия сна, которая является наиболее длительной в первых 2 циклах сна, с 21 до 24 часов. Второй по значимости – быстрый сон. У детей до 10 лет представленность этой фазы в структуре сна больше, чем у взрослых, особенно у новорожденных, что имеет значение для развития мозга.

Дети засыпают быстрее, чем взрослые. Это объясняется усиленной физической и умственной активностью в период бодрствования, а также быстрой утомляемостью и истощаемостью клеток коры головного мозга.

Продолжительность сна зависит от возраста. У новорожденного ребенка сон носит полифазный характер, т.е. возникает множество раз в течение дня и ночи, и отличия дня и ночи по длительности сна не установились. С годами происходит смена полифазного сна на монофазный. Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого месяца жизни. Для детей раннего и дошкольного возраста обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение или нет. После 4 лет сохранить дневной сон удается не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности во сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6 летнего возраста.

    Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования к сну, и наоборот (не более 30 минут), являются свидетельством и сохранности здоровья, нормального режима жизни, и хорошего психологического климата в семье. Особенно важна полноценность сна в периоды интенсивного роста.  

    Существенная часть детей страдает от недостаточной длительности или качества сна, что приводит к отставанию в развитии функций головного мозга, формированию клинических признаков синдрома хронической депривации сна, напоминающего синдром хронической усталости. Главный результат сокращенного, неполноценного сна – нарушение качества последующего бодрствования, настроения, поведения, контактности с окружающими, снижение интеллекта, внимания и памяти. Кроме того, страдает система иммунитета: частые инфекционные заболевания с более тяжелым и затяжным течением. Часто причиной нарушения нормального сна детей является отсутствие четкого выполнения режима, а также постоянства и единства воспитательных приемов в семье и в детских учреждениях.

Режим дня для детей различного возраста

Возраст

Кормление

Бодрствование (продолжительность каждого периода), ч

Сон, ч

кол-во

промежутки, ч

Дневной сон

Ночной сон, ч

Средняя суточная длительность

Кол-во в день Продолжительность, ч
До 1 мес. 7-8 2,5-3 3       21*
1-3 мес. 7 3 1-1,5 4 2** 10-11 18
3-6 мес. 6 3,5 1,5-2 4 1,5 10-11 17
6-9 мес. 5 4 2-2,5 3 2 10-11 16
9 мес.-1 год 5 4 2,5-3,5 2 2,5 10-11 15
1-1,5 года 5 3,5-4,5 3,5-4 2 1,5-2 10-11 14
1,5-2 года 4-5 3,5-4,5 4,5-5 1 3 10-11 13
2-3 года 4-5 3,5-4,5 5,5-6 1 2,5 10-11 12
3-5 лет 4 3,5-4,5 6,5-7 1 1-1,5 10 11-12
5-7 лет 4 3,5-4,5 7-7,5 1 1 10 10-11
7-14 лет 4 3,5-4,5 7,5-8 0 или 1 1 8-10 9***

* При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна.

** В первые месяцы жизни ребенку полезен сон на воздухе, начиная постепенно с 20-30 минут дважды в день, затем продолжительность сна на воздухе может увеличиваться до 2-3 часов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

*** Ночной сон: 7-10 лет – 10 час.; 11-14 лет – 9, 5 час.,15-17 лет - 8-9 час.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: