Возрастное нормирование основных режимных моментов

Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей должна составлять: грудной возраст - не менее 5-6 часов в день (дневной сон на воздухе и прогулки - в холодное время 2 раза по 1,5-2 часа, летом – 6-8 часов), в раннем и дошкольном возрасте не менее 4 часов в холодное время, летом – 6-8 часов и более, в младшем школьном – не менее 3-3,5 часов, в среднем – 2,5-3 ч, старшем – 2-2,5 ч.

    Продолжительность обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома: от 1,5 лет до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные занятия) продолжительностью 8-10 минут; для детей 4-го года жизни – 11 занятий, не более 15 минут; для детей 5-го года жизни – 12 занятий, не более 20 минут; для детей 6-го года жизни – 15 занятий, не более 25 минут; для детей 7-го года жизни – 17 занятий, не более 30 минут. Перерыв между занятиями - 10 минут.

    Продолжительность подготовки домашних заданий: 2-3 класс до 1,5 ч, 4-5 класс – до 2 ч, 6-8 класс – до 2,5 ч, 9-11 класс – до 3,5 часов.

    Занятия по собственному выбору в кружках и спортивных секциях – в младшем школьном возрасте – 1-1,5 ч, среднем и старшем – 1,5-2,5 ч. Просмотр телепередач с 3-4 лет не более 20 минут в день, занятия у компьютера – не более 3 раз в неделю по 10-15 минут.

    Общественно-полезный труд с 5 лет по 20-30 минут в день, с 7 до 11 лет – не более 30 минут, 12-14 лет – 40 минут, 15-17 лет – 1,5 ч.

При правильно составленном режиме дня отмечаются активность детей
в течение всего времени бодрствования и преимущественно уравновешенное состояние психики, хороший аппетит, спокойный сон. Такое поведение детей является показателем соответствия режима их возрастным и индивидуальным особенностям.


Примерный режим дня детей дошкольного возраста

Элементы режима

Время

Дети 3-4 лет Дети 5-7 лет
Пробуждение, утренний туалет 7.30-8.00 7.00-7.30
Утренняя гимнастика, водные процедуры 8.00-8.30 7.30-8.30
Завтрак 8.30-9.00 8.30-9.00
Игры, посильный труд в быту 9.00-9.30 9.00-9.30
Подготовка к прогулке, прогулка 9.30-11.30 9.30-11.30
Возвращение с прогулки, игры, занятия с родителями 11.30-12.00   11.30-12.30  
Обед 12.00-12.30 12.30-13.00
Подготовка ко сну, сон 12.30-15.00 13.00-15.30
Полдник, игры 15.00-16.00 15.30-16.30
Подготовка к прогулке, прогулка 16.00-18.00 16.30-18.30
Возвращение с прогулки, игры, занятия с родителями 18.00-19.00 18-30-19-00
Ужин 19.00-19.30 19.00-19.30
Спокойные игры, подготовка ко сну 19.30-20.30 19.30-21.00
Сон 20.30-7.30 21.00-7.00

Примерный режим дня детей старшего возраста

Вид деятельности

Время дня

Младший шк. возраст Старший шк. возраст
Подъем 7.00 7.00
Утренняя зарядка, гигиенические процедуры 7.00 - 7.30 7.00 - 7.30
Завтрак 7.30 - 7.50 7.30 - 7.50
Дорога в школу, утренняя прогулка до начала занятий 7.50 - 8.20 7.50 - 8.20
Занятия в школе 8.30 - 14.00 8.30 - 14.30
Горячий завтрак в школе 11.00  11.00 
Обед 13.30 -14.30 13.30 -14.30
Прогулка, игры или спорт на воздухе (лыжи, коньки, футбол и т.д.) 14.30 - 16.00 14.30 - 16.00
Полдник 16.00 16.00
Приготовление домашних заданий 16.15 - 17.30 16.15 – 18.00
Прогулка на свежем воздухе 17.30-19.00 18.00 – 19.30
Ужин и свободные занятия 19.30 -20.00 19.30 - 21.30
Подготовка ко сну (умывание, чистка одежды, обуви) 20.00 - 20.30 21.30 - 22.00
Сон 20.30 - 7.00 22.00- 7.00

 

Перечень контрольных вопросов

1. Режим дня, определение. Место режима дня в концепции формирования здоровья детей.

2. Значение рационального режима дня для развития ребенка, физиологическое обоснование.

3. Основные элементы режима дня, их краткая характеристика.

4. Принципы составления режима дня для детей различного возраста.

5. Сон как биологическая потребность организма. Функции сна, особенности у детей. Структура сна, возрастные особенности.

6. Кратность и продолжительность дневного и ночного сна у детей различного возраста.

7. Критерии адекватности сна у детей. Клинические последствия нарушения сна у детей.

8. Возрастное нормирование основных режимных моментов у детей различного возраста.

9. Примерный режим дня детей грудного возраста.

10.  Примерный режим дня детей раннего возраста.

11.  Примерный режим дня детей дошкольного возраста (3-4 лет, 5-7 лет).

12.  Примерный режим дня детей школьного возраста (младший школьный, старший школьный).

Практические навыки

1. Назначить режим дня детям различного возраста.

Перечень ситуационных задач

Задача № 1.

Во время первого осмотра ребенка после выписки из родильного дома мать спрашивает у участкового педиатра, какой должен быть режим дня у новорожденных детей. Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка? Каковы критерии правильной организации режима дня.

Задача № 2.

    Ребенку 1 месяц. Какие изменения в режиме дня происходят у детей в этом возрасте? Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка? Каковы критерии правильной организации режима дня?

Задача № 3.

    Ребенку 3 месяца. Какие изменения в режиме дня происходят у детей в этом возрасте? Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка? Каковы критерии правильной организации режима дня?

Задача № 4.

    Ребенку 6 месяцев. Какие изменения в режиме дня происходят у детей в этом возрасте? Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка? Каковы критерии правильной организации режима дня?

Задача № 5.

    Ребенку 9 месяцев. Какие изменения в режиме дня происходят у детей в этом возрасте? Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка? Каковы критерии правильной организации режима дня?

Задача № 6.

    Ребенку 1,5 года. Какие изменения в режиме дня происходят у детей в этом возрасте? Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка? Каковы критерии правильной организации режима дня?

Задача № 7.

         Ребенку 2 года. Режим питания – 4 раза в день. Дневной сон – 1 раз в день, продолжительность – 1 час. Ночной сон – 9 часов, засыпание 1 час. Продолжительность прогулок – 4-5 часов в день, преимущественно в коляске. Дома занятия с ребенком не проводят, только читают на ночь. Ребенок предпочитает просмотр мультфильмов и других телепередач по 2-3 часа в день. Играет преимущественно самостоятельно, игровая деятельность представлена манипулированием игрушек без определенного сюжета, двигается мало. Оцените режим дня ребенка. Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка?

Задача № 8.

    Ребенок 4 лет посещает школу раннего развития (2 раза в неделю, 4 вида занятий, продолжительность - 20 минут, перерывы – 10 минут), художественную школу (2 раза в неделю, продолжительность занятий – 30 минут) и танцы (2 раза в неделю, продолжительность занятий – 1 час). Дома мать проводит с ребенком 3 занятия по 30 минут ежедневно. Продолжительность прогулок в течение составляет 2-2,5 часа. Соблюдается ли возрастное нормирование описанных разделов режима дня? Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка?

Задача № 9.

    Ребенок 6 лет. Подъем в 7.30. Занимается утренней гимнастикой ежедневно. В течение всего года каждое утро обливается холодной водой. Режим питания – 4 раза в день. Продолжительность прогулок – 4-5 часов в день, во время прогулок играет с другими детьми в подвижные игры. Ежедневные учебные занятия в первой половине дня – 2-3 занятия, продолжительностью 30 минут. Помогает родителям по дому, убирает в своей комнате. Дома предпочитает играть с конструктором, рисовать, самостоятельно и совместно с родителями читать книги. Дневной сон – 1 раз в день, продолжительность – 1 час. Ночной сон – 10 часов. Оцените режим дня ребенка. Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка?

Задача № 10.

    Ребенок 9 лет. Подъем в 7.30. С 8.30 до 13.00 – занятия в школе. Домашнее задание начинает выполнять сразу после возвращения из школы, время выполнения - 3 часа. Домашних обязанностей не имеет. Пребывание на свежем воздухе не более 2 часов. 2 раза в неделю занимается плаванием, продолжительность занятий 1 час. Свободное время любит проводить дома, просматривая телевизионные передачи или играя в компьютерные игры. Спать ложиться в 23 часа. Режим питания – 4 раза в день. Оцените режим дня ребенка. Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка?

Задача № 11.

    Подросток 13 лет. Подъем в 7.00. С 8.30 до 14.30 – занятия в школе. Домашнее задание выполняет 3 часа. Занимается дзюдо - 2 раза в неделю по 2 часа, английским языком - 3 раза в неделю по 2 часа. Пребывание на свежем воздухе не более 1 часа. Режим питания – 3 раза в день. В свободное время любит играть в компьютерные игры, переписываться с друзьями в социальных сетях (по 3-4 часа в день). Спать ложиться в 24 часа. Оцените режим дня ребенка. Дайте рекомендации по рациональной организации режима дня. Каково положительное влияние рационального режима дня на формирование здоровья и здорового образа жизни у детей? Каковы физиологические механизмы влияния рационального режима дня на формирование здоровья ребенка?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: