Аллах знает об отрицательности плохих потупков и не вынужден их творить, однако ему необходимо их совершать

Аллах знает об отрицательности плохих дел,

24

Не вынужден их творить и не нуждается в их творении, однако делает эти плохие дела в качестве развлечения или просто так.

Вышеуказанные состояния - совершенная фикция по поводу Аллаха, так как святая суть Аллаха совершенна. Подобные дела, свидетельствующие о несовершенстве Аллаха, абсолютно невозможны. Таким образом, Аллах далёк от зла и плохих деяний.

Некоторые группы мусульман в противовес этим неопровержимым доказательствам заявляют, что Аллах способен на сотворение зла, то есть может не допустить в рай грешников, мучить поклоняющихся ему, возлагает на людей непосильные им обязанности и в случае их невыполнения посылает наказания. Они заявляют, что Аллах способен творить зло, лгать и несправедливо, немудро и бесцельно созидать. В доказательство своим убеждениям они приводят следующие строки из 23 аята суры "Пророки":

"С Него не спросится за то, что Он вершит, к ним же предъявят (строгий) спрос."

По мнению этих людей, Аллах - деспот, невежа, обманщик, плут, творящий зло и забывший о добрых делах. Надо сказать, что святой образ Аллаха далёк от всего этого. Эти черты совершенно не присущи Аллаху. Это богохульство, причём самое грязное.

Всевышний Аллах в незыблемых и ясных строках Корана заявляет:

"Аллах не желает зла повинующимся Ему."[4]

"Но Бог нечестия не любит."[5]

25

"Не для забавы сотворили Мы и небеса, и землю, и всё, что суще между ними."[6]

"Я создал джиннов и людей лишь для того, чтоб Мне они служили."[7]

О, великий Аллах! Ты пречист и неприкосновенен, и все таинственные существа созданы Тобой не напрасно!

ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ЛЮДЕЙ

Мы убеждены в том, что Аллах не заставляет людей выполнять или не выполнять дела, не предоставив им аргументацию по поводу религиозных обязанностей. Он также не возлагает на людей обязанности сверх их возможностей, ибо это является злом.

Однако тот, кто халатно относится к своим религиозным обязанностям, виновен перед Аллахом и будет представлен к ответу и наказанию. Поэтому каждый человек должен изучить основы религии.

Мы уверены, что Аллах указывает на счастливый и светлый религиозный путь для того, чтобы верующие избавились от невежества и порочности.

То, что Аллах указывает верующим путь к счастью, доказывает Его милосердие. Без руководства Аллаха люди не найдут пути к счастью, не поймут смысла жизни и смерти, добра и зла. Аллах всепрощающ и добр, и это Его всепрощение и доброта

26

Существуют в Его природе и сути, они не отделимы от Него. Его доброта и милосердие постоянны и беспрерывны, даже если созданные Им люди не повинуются Ему и избегают выполнять Его приказы.

О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ

Верующие в принуждение заявляют, что Аллах управляет людьми и другими существами, то есть Он сам провоцирует людей на совершение грехов и сам же за эти грехи наказывает. Аллах сам заставляет людей повиноваться Ему и сам же награждает их за это повиновение.

Группы, признающие принуждение, говорят: "На самом деле Аллах руководит поступками людей и присваивает им свободу действий, ибо человек является орудием и исполнителем воли Аллаха."

В результате этого убеждения отвергается закон причины - следствия между существами.

Следующие этому убеждению люди считают Аллаха единственной и истинной причиной всех последствий и полагают, что в этом и состоит вера в единство Аллаха.

По нашему мнению, тот, кто придерживается этого мнения, считает Аллаха угнетателем, в то время как Аллах далёк от всякого зла.

Другая группа под названием "муфавиза" (поручающие) заявляет: "Аллах предоставил людям совершать действия и поступки по их усмотрению и свёл на нет силу Своей власти над ними." В доказательство своим словам они приводят следующее:

27

"Приписание Аллаху поступков людей означает приписание Ему пороков и несовершенства. Люди и все существа сами являются причиной своих поступков, хотя все причины исходят из главной причины - Аллаха."

Мы убеждены в том, что тот, кто верит в это, несомненно, отвергает Аллаха как повелителя и правителям, а также признаёт ему равного.

Мы, шииты - следуя примеру непорочных имамов (да будет мир с ними!) - убеждены в том, что ни одно из этих двух мнений не является верным. Истинная суть этого вопроса состоит между этими двумя направлениями. 0на настолько тонка, что представители этих направлений не в состоянии её постичь.

На протяжении веков с совершенством науки и философии эта проблема, наконец, была постигнута.

Неудивительно, что некоторые люди, не имеющие понятия о таинственных и мудрых словах имамов, считают эту "промежуточную" точку зрения новым открытием современных западных философов. Десять веков тому назад имам Садык (да будет мир с ним!) заявил:

"Не существует ни принуждения, ни полной свободы. Истина заключена между ними."

СМЫСЛ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Воистину, сколько в этом выражении точности и глубокого смысла! Его смысл вкратце таков:

28

Наши поступки в какой-то мере зависят от нас, и мы - непосредственная причина их внедрения в жизнь. Эти поступки зависят от нашей силы и желания. Однако, с другой стороны, осуществление наших действий и поступков возможно лишь потому, что Аллах позволяет нам это, так как дал нам способность действовать.

В итого надо отметить, что Аллах не заставляет нас совершать действия, и поэтому мы не можем сказать, что Он причиняет нам зло, наказывая нас за наши грехи. Мы сами, обладая свободой выбора, поступаем так или иначе.

Однако Аллах не представил нам абсолютного права поступать по-своему. Мы не имеем права совершать поступки, выходящие из-под власти и силы Аллаха. Наоборот, созидание, власть и правление касаются только Аллаха, и Он сам следит за поступками и действиями Своих созданий.

Так или иначе, предопределение - одно из таинств Аллаха, и только постигшие истину смогут достойно понять его смысл. По этому поводу прочие люди могут себя и не утомлять, ибо слабые и беспомощные ошибятся, запутаются и в конце концов потеряют свои убеждения. Эту истину (промежуточный путь) познать действительно сложно. Это один из тончайших вопросов философии, ответить на который способны лишь исключительные люди. Поэтому многие учёные приняли неверную точку зрения по этому поводу. По той же самой причине было бы неверным заставлять обыкновенных людей понимать эту истину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: