Текст задается на дом для подготовки к написанию в классе.
Подготовленный, или разученный диктант
Этот диктант даёт ребёнку возможность подготовиться, разучить текст диктанта, т. е. разобрать все трудные случаи написаний в тексте диктанта, потренироваться на подобных примерах на уроке и дома, выполняя упражнение. Ученику разрешается (при желании) выучить текст диктанта.
Разученный диктант записывается под диктовку на следующем уроке.
Как правило, текст подготовленного диктанта насыщен орфограммами. Учитель может варьировать сложность такого диктанта в зависимости от подготовленности класса: использовать текст с разными видами орфограмм и пунктограмм, текст, который включает смешиваемые учениками языковые явления.
Графический диктант
Вырабатывает умение записывать реальный лексический, грамматический материал в виде графических схем.
Предъявляемый учителем языковой материал (слова, словосочетания, предложения, текст) ученики записывают в виде принятых в школьной практике графических изображений.
Для графического диктанта могут быть использованы схемы состава слова, однородных членов предложения, схема структуры словосочетания, простого предложения, осложнённых и сложных предложений.
Ход выполнения. Учитель диктует языковой материал первый раз – дети слушают, затем слово или предложение повторяется 2-3 раза, ученики записывают материал в виде схем; последнее чтение – для самопроверки.
: –, – и –.
× кого?
глаг. + сущ. в р.п.
^^^^^^ –––––– ====== – – – – –
Немой диктант
Цель диктанта -развивать умение переводить образы видимых предметов, явлений, действий в слова и предложения (= записать то, что вижу).
–Учащимся предъявляется материал (визуально – картинки, рисунки, фото; кинестетически – движения, действия, позы), который вербализуется и записывается.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Пользуйтесь тематическими сборниками диктантов. (рекомендованными источниками методической литературы).
2. Не увлекайтесь творческими диктантами
3. Помните: у каждого вида диктанта своё назначение
4. Четко следуйте методике
5. Выберите те виды, которые наиболее эффективны для вашего класса.
Список литературы
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997.
Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995.
Ладыженская. Речь. М., Педагогика, 1990.
Лимпан-Орлова Г.К. Пиши правильно. М., Логос, 1991.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов, М., Просвещение, 1984.
Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.
Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф. Айрис-пресс, 1997.
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.,1991.
Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный год.//РЯШ, 2003, № 4.