Схема – классификация видов диктантов
Текущий и итоговый контрольные диктанты
A. Текущий контрольный диктант.
Текущий контрольный диктант проводится для проверки знаний учащихся по изученным темам или отдельным вопросам.
Методика проведения контрольного диктанта такова: сначала учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного, затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют про себя и записывают.
После того как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.
В качестве текущего контрольного диктанта проводится словарный.
B. Итоговый контрольный диктант.
Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течении длительного времени, например, четверти или полугодия.
Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.
|
|
Уместно вспомнить методические советы К.Д.Ушинского относительно того, как надо диктовать: «Диктовать должно медленно, ясно, но целыми предложениями, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков».
Рекомендуется выполнение грамматического задания
Объем контрольных диктантов по классам
класс | 1чет | 2чет | 3чет | 4чет |
количество слов по классам | ||||
1 | 8-12 | 15-17 | 17-20 | 20-25 |
2 | 25-30 | 30-35 | 35-40 | 40-45 |
3 | 45-50 | 50-55 | 55-60 | 60-65 |
4 | 65-70 | 70-75 | 75-80 | 80-85 |
Требования к тексту
Текст должен быть:
ü Связный
ü Понятный учащимся
ü Интересный, по содержанию и форме изложения
ü Должен давать новую информацию об окружающем мире
ü Носить воспитывающий характер
Виды обучающих диктантов
Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.
1) Выборочный диктант
2) Распределительный диктант
3) Выборочно-распределительный диктант
4) Свободный диктант
5) Восстановленный диктант
6) По аналогии
7) Предупредительный диктант
8) Диктант с обоснованием
9) Объяснительный диктант
10) Диктант «Проверяю себя»
11) Самодиктант или письмо по памяти
12) Комментированный диктант
13) Зрительно-слуховые диктанты
14) Творческий диктант
Выборочный диктант
Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже - предложения на закрепляемое правило.
|
|
Выборочный диктант бывает: картинный, слуховой, зрительный.
1)выписать только слова из «Словаря»:
Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
2) выписать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ
На столе стоит кувшин с водой. Расцвели душистые ландыши. Ребята, давайте жить дружно.
Распределительный диктант
Распределительный диктант - это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам, по указанию учителя.
1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;
2)записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную о, в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а;