Диктант «Проверяю себя»

Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.

В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.

Функции: обучающая и проверочная.

 

Самодиктант или письмо по памяти

Самодиктант или письмо по памяти- учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся.

Выбранный учителем текст, образцовый по содержанию и в языковом отношении, разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть. Ученики пишут по памяти. Учитель следит за письмом учащихся, затем по окончании работы открывает текст, ученики сверяют с ним написанное. Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется преподаватель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико-орфографический анализ его.

 Диктант по памяти:

1)записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);

2) Синее небо,

Синие тени.

Синие реки

Сбросили лёд.

Синий подснежник,

Житель весенний,

На синей проталинке

Смело растёт.                                     

                    Л.Яхнин

 

Комментированный диктант

Комментированный диктант при проведении которого, ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

Идея комментированного управления, или комментирования описана в методике С.Н.Лысенковой.

Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных.

У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».

 

Зрительно- слуховые диктанты

Зрительно- слуховые диктанты - начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

 

Слуховой диктант.       Методика:

ü акустическое восприятие слова или текста;

ü осмысление слова или текста; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический;

ü внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим воображением трудного слова;

ü запись слова;

ü самопроверка.

Зрительный диктант (списывание) – такое орфографическое упражнение, которое исключает слуховое восприятие, не опирается на звучание слова.

Методика:

ü прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;

ü повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (иногда исключается);

ü внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;

ü запись на основе зрительного образа слов;

ü самопроверка по образцу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: