Мазурки
Мазурка играет важную роль в творчестве Шопена: это символ Польши, символ Роди-ны. Большинство мазурок были написаны Шопеном уже на чужбине – в Париже.
Мазурка – танец польского происхождения. Слово «мазурка» произошло от названия провинции Мазовия. Ритмическая формула мазурки: .
В своих мазурках Шопен отразил музыкальные впечатления своего детства. Шопен почти не цитирует польских мелодий, но чудесно воссоздает дух и стиль польского танца.
Темы в ритме мазурки встречаются и в других сочинениях Шопена (прелюдиях, полонезах и др.) как светлый и поэтичный образ.
Шопен написал более 50 мазурок. Это романтические миниатюры, а не просто танцы, поэтому мазурки, как и многие пьесы Шопена, исполняются rubato.
Мазурки Шопена многотемные, чаще – рондообразные. В них встречаются ритмы других польских танцев (оберек, куявяк).
Мазурки Шопена можно условно разделить на 3 образные группы:
1) «Бальные» мазурки (например, мазурка B-dur op. 7 №1);
2) «Картинки» (образки – так их называл сам Шопен по свидетельству Ф. Листа) – ма-зурки в деревенском стиле с имитацией деревенского ансамбля (волынка, скрипка, контра-бас), с опорой на Т и D. В этих мазурках часто встречаются необычные лады (например, мазурки C-dur op. 24 №2, C-dur op. 56 №2, F-dur op. 68 №3);
3) Лирические мазурки (жаль, польск. – грусть) – не танцевальные мазурки (нет баса на сильную долю, сглажен танцевальный аккомпанемент). Самый яркий пример – мазурка a-moll op. 17 №4, лирическая поэма. К этой группе относятся и ранняя мазурка a-moll op. 7 №2, и поздняя мазурка a-moll op. 68 №2, и лирико-драматическая мазурка fis-moll op. 6 №1.
Последним сочинением Шопена стала мазурка op. 68 №4, полная глубокой печали и жалобы.
Полонезы
Полонез (букв., фр.) – «польский» [танец]. Это придворный танец-шествие, выражаю-щий горделивый, воинственный дух польской шляхты (аристократии), рыцарства. Ритмичес-кая формула полонеза: .
Для Шопена полонез также важен, как и мазурка – это тоже символ Польши, но герои-ческий, мужественный. Всего Шопен написал 16 полонезов.
Если мазурки Шопена – это чаще всего камерные пьесы с несложной фактурой, то полонезы – в основном виртуозные концертные пьесы, звучащие оркестрально, с развитой фактурой, охватывающей все регистры.
Полонезы можно условно разделить на 2 образные группы:
1) Торжественные бальные полонезы (например, полонез A-dur; тема середины в D-dur звучит как призывное соло трубы);
2) Некоторые полонезы из танца вырастают в большую драматическую фантазию и содержат внутренний контраст. В центральном эпизоде полонеза fis-moll, полного траги-ческого пафоса, – светлая, нежная мазурка. Полонез es-moll – тоже с контрастной серединой; это целая драматическая поэма в ритме полонеза, здесь сложная трехчастная форма:
A (2 темы) B A | C (марш) | A B A |
I часть | реприза |
Вальсы
Всего Шопен написал 17 вальсов. Их можно разделить на группы:
1) Блестящие виртуозные концертные пьесы (в духе «Приглашения к танцу» Вебера), передающие атмосферу бала (№1 Es-dur);
2) Камерные лирические поэмы в ритме вальса, технически несложные – это вальсы для камерного музицирования. Вальс №10 h-moll Шопен написал в 19 лет, вальс №9 As-dur был написан перед прощанием с М. Водзиньской; знаменитый вальс №7 cis-moll посвящен баронессе Ротшильд, он представляет собой трехчастную форму с рефреном: A R | C R | A R.