Анализ произведений искусства – 3 Жс.
Продолжение темы: «Жанры. Пейзаж»
Архитектоника построения пространства в пейзаже.
Классицизм. Постимпрессионизм.
Н. Пуссен, основоположник классицизма, совершенно отказывается от быта, от низменного, чтобы сосредоточится на устойчивых и вечных формах бытия.
В основе – идея порядка и гармонии, подобие космического строя и творения человека.
Его пейзажи всегда распадаются на 3 ясных плана, его пространство предназначено для действия.
«Лето. Руфь и Вооз» из цикла «Времена года».
Главное действие разворачивается фронтально на переднем плане. Боковая кулиса дерева замыкает первый план, открывая второй.
Там – фронтальная стена жатвы, вдоль которой движутся фигуры второго действия.
Каждый план является опорой предыдущему.
Третий план – уже наименее существенное дополнение с долевыми просветами.
Фронтальная граница планов, как экран отсекает куски, нужные для каждого действия.
И хотя горизонт довольно высок, пространство не замыкается в чашу, как у Брейгеля, не бурлит, перемешиваясь, как у Рубенса.
|
|
Скорее, это строгая архитектурная конструкция, напоминающая «мерно восходящую к небу лестницу, ступени которой рассчитаны на героев и полубогов». (Я. Тугенхольд).
Так же обнажает архитектонику природы и Сезанн. Но она у него совсем иная: не статичная, как у Пуссена и мастеров Возрождения, а динамичная, необычайно усложненная.
Конечно же, Сезанн не собирался становиться реставратором пуссеновского миропонимания. Он хотел создать качественно новую, но столь же всеобъемлющую, как пейзажи XVII столетия, концепцию видения, учитывающую также и опыт искусства XIX века, – в особенности опыт импрессионистического восприятия природы во временном развитии. Пуссен, "проверенный природой", то есть современным видением, – вот к чему он стремился. В этом суть новейшей классики в отличие от классицизма Нового времени.
У него тоже чётко разделяются планы, есть строгая рациональность в построении пространства.
После зыбкой живописи импрессионистов, разрыхляющей постоянство формы светом и оттенками цвета, Сезанн возвращает плотность и неизменность как формам, так и пространству.
Но его пространственная концепция совершенно отличается от всего, ранее известного.
Пуссен строил мир незыблемым, неизменным. Пространство расстилалось у ног человека, являясь сценой для его деятельности.
В искусстве барокко мир стал очень динамичным, поглотившим человека, но всё равно движущимся в одном ритме с ним (человек вписывается в движение природы).
В искусстве импрессионистов мир сжался до изменчивого мгновения (иногда даже до переходной микродлительности между мгновениями), к тому же субъективно воспринимаемого человеком.
|
|
К. Моне. «Вокзал Сен-Лазар в Париже». «Впечатление. Восход солнца»
Но только у постимпрессионистов мир впервые приобрёл черты такого, что, окружая человека, живёт в ином ритме, иногда даже ускользая у него из-под ног.
Показательно построение первого плана у Сезанна и у Ван Гога, который будто проваливается, и перестаёт быть опорой остальным пейзажным планам и глазу зрителя.
Не мир создан для человека, а человек приноравливается к этому миру. (Собственная жизнь запрокинутого пространства).