И национальные интересы России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

План:

1) Роль международного права в обеспечении национальной безопасности
2) Национальная безопасность, международное право и внешняя политика России
3) Верховенство норм международного права и национальные интересы России
4) Международно-правовые средства обеспечения национальной безопасности
Вывод

 

 

Роль международного права в обеспечении

Национальной безопасности

Международное право, его система и многочисленные механизмы

реализации создавались народами земли в течение многих столетий

именно с целью поддержания мира и безопасности государств. В преамбуле Устава ООН прямо говорится о назначении современного международного права: «избавить грядущие поколения о т ужасов новой

мировой войны». Поэтому принято вести речь о праве международной

безопасности как точке соприкосновения международного права и национальной безопасности.

Дело в том, что безопасность одного государства связана с безопасностью мира в целом: безопасность отдельного государства зависит

от обеспечения безопасности всех государств, безопасность всех предполагает безопасность каждого государства. Э то особенно четко прослеживается в целом ряде нормативных актов международного характера. Например, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) содержи т

большое количество моментов регламентации совместного обеспечения

отдельных видов безопасности, важных для стран-участни ков: экологическая, военная, миграционная, и информационная и др.

Важнейшую роль в международно -правовом обеспечении национальной безопасности играю т нормы международного уголовного права. Под международным уголовным правом или международным прав о-

охранительным правом понимается отрасль международного права,

принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и

международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее

предупреждение, профилактику и преследование.

Большую роль в борьбе с терроризмом играет международное сотрудничество, которое основано на большом количестве международных актов: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля

2005 г. № A/Res/59/290 «Международная конвенция о борьбе с актами

ядерного терроризма» (91-е пленарное заседание)

 

2) Национальная безопасность, международное

Право и внешняя политика России

 

Основные концептуальные приоритеты и понятия, отражающие

роль международного права в обеспечении национальной безопасности

страны, содержатся в……..

Концепции внешней политики Российской Федерации (утвержденной Президентом Российской Федерации В.Путиным

12 февраля 2013 г.). В ней высшим приоритетом внешне-политического

курса России, формально-юридическим отражением которого являются

международно-правовые обязательства России, провозглашается «защищенность личности, общества и государства». Следовательно, главные цели внешней поли тики: обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета, авторитета и территориальной целостности; создание благоприятных внешних условий для устойчивого

и динамичного роста экономики России, реализации прав и свобод человека; активное продвижение курса на всемерное укрепление между-

народного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы

 

О международной безопасности говорится и в Стратегии национальной безопасности. В ней подтверждается, что Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международно го права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, проводя при этом для защиты своих национальных

интересов рациональную и прагматичную внешнюю по ли тику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.

 

Стратегия кратко очерчивает международные организации, необходимые для обеспечения национальной безопасности. Прежде всего,

это – Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Кроме того, различные блоковые организации, типа «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия

и Ки тай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), Шанхайской организации сотрудничества, а также другие неформальные международные

институты могут быть использованы в интересах национальной безопасности.

 

3) Верховенство норм международного права

и национальные интересы России

пример, Всемирной организацией здравоохранения был разработан документ, озаглавленный «Стандарты сексуального образования в Европе: документ для лиц, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения». Он предусматривает необходимость сексуально го образования детей, начиная с момента рождения. Понятно, что для национальной безопасности России реализация таких «стандартов» катастрофична.

 

Разъяснение позиции:

С этой целью, 6 декабря 2013 го да Конституционный суд РФ по -

станови л, что толь ко он может разрешить вопрос о применимости законодательных норм, которые препятствуют исполнению постановления

Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), но не были ранее признаны неконституционными. Дело в том, что согласно ст.15 Конституции РФ правила международного договора России выше по юридической силе тех правил, которые предусмотрены законами Российской

Федерации. Российская Федерация в с т. 1 Федерального за кона от

30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав

человека и основных свобод и протоколов к ней» при знала юрисдикцию

Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.

Постановления Европейского суда, принимаемые в отношении

Российской Федерации, являются составной частью правовой си с темы

России. Однако толь ко Конституционный су д может решить проблему

соответствия Конституции той и ли иной норме законов, а следователь-

но, в случае непротиворечия Основному закону нормы, препятствую-

щей исполнению постановления Европейского суда по правам человека,

предложить «возможные способы реализации решения международной

инстанции», как сказано в Постановлении.

 

В контексте суверенитета России важно отметить и вопрос о верховенстве международных договоров Российской Федерации. Основополагающая норма содержится в ч. 4 с т. 15 Конституции РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила между-

народного договора». При э том не всегда международный договор Российской Федерации непосредственно изменяет положения российского

законодательства. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от

25.12.2012) «О международных до говора х Российской Федерации» в

статье 6 прямо указывает формы выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Согласие

Российской Федерации на обязательность для нее международно го до-

говора может выражаться путем: подписания договора; обмена доку-

ментами, образующими договор; ратификации договора

 

4) Международно-правовые средства обеспечения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: