Теоретическое и практическое значение нейропсихологии

Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии.

Теоретическое и практическое значение нейропсихологии.

Проблема локализации ВПФ: исторический аспект.

Теория системной динамической локализации ВПФ. Работы Л.С Выготского и А.Р. Лурия.

Нейропсихологический симптом, синдром, фактор.

Концепция трех структурно-функциональных блоков мозга. Участие всех трех блоков мозга в обеспечении ВПФ.

Энергетический блок мозга.

Блок приема, переработки и хранения информации.

Первичные, вторичные, третичные поля, их функции.

Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

Анатомические и физиологические доказательства межполушарной асимметрии мозга.

Клинические наблюдения о неравнозначности левого и правого полушарий мозга для осуществления ВПФ.

Изучение межполушарной асимметрии на модели «расщепленного мозга».

Причины нарушений ВПФ.

Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении периферического, подкоркового звеньев зрительной системы.

Виды зрительных агнозий. Нарушение зрительно-пространственного гнозиса.

Сенсорные расстройства при поражении различных уровней кожно-кинестетической системы.

Гностические кожно-кинестетические нарушения. Тактильные агнозии.

Сенсорные нарушения слуха при поражении различных уровней слуховой системы.

Гностические нарушения неречевого слуха.

Гностические нарушения речевого слуха.

23. Афферентные и эфферентные механизмы произвольных движений.
24. Пирамидная и экстрапирамидная системы; симптомы поражения на подкорковом и корковом уровне.


Нарушение произвольных движений и действий. Классификация апраксий по А.Р. Лурия.

Нарушение произвольной регуляции ВПФ.

Виды речевой деятельности (экспрессивная и импрессивная речь).

28. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Классификация афазий по А.Р. Лурия.

Виды нарушения памяти.

Модально –неспецифические расстройства памяти и их связь с разными уровнями неспецифической системы.

Модально-специфические расстройства памяти.

Модально-неспецифические расстройства внимания при поражении различных уровней неспецифической системы.

Модально-специфические расстройства внимания.

Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга.

Нарушения мышления при поражении затылочных, теменных, височных отделов мозга.

Особенности нарушения интеллектуальной деятельности при поражении левого и правого полушарий мозга.

Анатомический субстрат эмоций. Основные параметры эмоций.

Нарушения эмоционально-личностной сферы у больных с локальными поражениями мозга (лобных долей, височных, диэнцефальных отделов мозга).

Проблема сознания в общей психологии, неврологии, психиатрии, нейропсихологии.

Нарушение сознания при локальных поражениях мозга.

Нейропсихологические синдромы поражения затылочных, височных, теменных отделов мозга.

Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга.

Синдромы поражения ТРО левого и правого полушарий мозга.

Нейропсихологические синдромы поражения подкорковых структур мозга.

Синдромы поражения мозолистого тела.

Особенности нейропсихологических синдромов при поражении левого и правого полушарий мозга.

Предмет и задачи нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии.

Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.

Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л. С. Выготским и его последователями – А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем и другими психологами.

Общая задача для всех направлений:

· изучение мозговых механизмов психической процессов.

Предмет нейропсихологии:

· изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.

Основоположник нейропсихологии А. Р.Лурия, развивая идеи Л. С.Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии.

Направления нейропсихологии:

· Клиническая нейропсихология (при локальных поражениях мозга). Задача: изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

· Реабилитационное направление – реабилитация после локального поражения мозга. Задача: восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

· Экспериментальная нейропсихология – изучает нарушения ВПФ с помощью экспериментов. Задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.

· Нейропсихология детского возраста. Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.

· Нейропсихология старческого возраста (с 45 лет).

· Нейропсихология индивидуальных различий – исследуется профилелотеральная организация. Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц.

· Нейропсихология пограничных состояний. Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.

· Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами.

 

Теоретическое и практическое значение нейропсихологии.

 

Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии

Основные задачи нейропсихологии:

Теоритические:

· Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет увидеть, с каким мозговым субстратом связан тот или иной вид психической деятельности.

· Нейропсихологический анализ дает возможность выявить те общие структуры, которые имеются в совершенно разных психических процессах.

· Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Практические задачи:

· Диагностика. Оценка состояния (прежде всего когнитивной сферы человека по отдельным психическим функциям).

· Нейрореабилитация. Это комплексное воздействие на человека с помощью различных процедур – лечебной физкультуры, соматических нагрузок, применения лекарственных препаратов, массажа.
Оценка эффективности лечебных процедур. Возможность посмотреть профиль больного на разных этапах лечения. Отслеживание динамики лечения.

· Коррекция (аберитация – «жить по мере сил»). Проблема аберитации особенно остро стоит в связи с проблемой старения человека. При старении происходят закономерные естественные изменения в морфологии мозга и, как следствие, в его функциях. Мозг уменьшается в объёме. Происходит сглаживание рельефа, уменьшается доля вещества коры. Уменьшается скорость проведения импульса. Наступает определённый комплекс ограничений, к которому человек вынужден приспосабливаться, опираясь на то, что более индивидуально проработано, автоматизировано и сохранно. Профессиональное умирает последним.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: