Гностические нарушения неречевого слуха

Специально выделяют такое нарушение неречевого слуха, как

Амузия - нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или отличать одну мелодию от другой, а также писать и понимать ноты.

´ В случае неузнавания и затруднения идентификации коротких мелодических отрывков, аккордов, либо тонов по высоте принято говорить о сенсорной амузии,

´ а при неспособности спеть или проиграть мелодию на музыкальных инструментах (особенно заболевшими профессиональными музыкантами) - о моторной. Иногда больные с амузией начинают оценивать мелодию как болезненное и неприятное переживание, как раздражитель, который вызывает головную боль.

Симптоматика сенсорной амузии проявляется в основном при поражении передне-средних отделов правой височной области, а моторной - задних отделов второй лобной извилины.

Аритмия - при височных поражениях с обеих сторон, что косвенно характеризует и расстройства слуховой памяти.

Кроме того, симптомом повреждения правой височной области является изменение близких по механизму формирования интонационных компонентов речи - больные не только не различают эмоциональную окраску чужой речи, но и сами теряют модуляционные оттенки, свойственные здоровому человеку, не понимают качественных (вопросительных, утвердительных, восклицательных) характеристик высказывания. Больные могут проговорить, но не могут пропеть фразу и, слыша речь, не способны определить - принадлежит ли она мужчине или женщине.

 

Гностические нарушения речевого слуха.

Центральным дефектом здесь является нарушение понимания речи - феномен "отчуждения смысла слова" при его правильном повторении.

Слуховая агнозия. Основной дефект - невозможность идентификации бытовых неречевых звуков при сохранности элементарных слуховых ощущений

Встречается редко: при поражении правой височной области, либо при двустороннем поражении височной области. Основные симптомы:

´ Невозможность больным опознать бытовые шумы.

´ Нарушение слуховой памяти на неречевые звуки. Больной способен различить звуки по высоте, но не может запомнить их.

´ Больной не может различить звуковые комплексы.

 

При грубых нарушениях у человека исчезает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обра щенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или "зашумленную" речь (например, когда одновременно говорят два человека), т.е. речь в усложненных условиях. Особенно трудным является восприятие слов с оппозиционными фонемами.

Акустико-гностическая сенсорная афазия характеризуется также нарушениями экспрессивной речи, чтения и письма.

Спонтанная и диалогическая речь в зависимости от степени выраженности нарушается от "словесной окрошки", представляющей собой набор нечленораздельных по звуковому составу слов, до относительно сохранной, но лексически обедненной речи. Приблизительно в половине случаев наблюдается логорея или склонность к речевой расторможенности.

Экспрессивная речь без произносительных затруднени й, интонационно выразительная и эмоциональная, что дает возможность в какой-то мере понимать больного даже в случаях, когда речь резко нарушена.

Изменена грамматическая структура речи из-за обилия в ней глаголов, вводных слов, наречий и бедности существительных. Наблюдаются дефекты согласования частей речи. Много нестойких литеральных и вербальных парафазии.

Грубо нарушена отраженная речь - повторение отдельных звуков, слов и особенно предложений. Страдает слухоречевая память. Резко ограничен объем удержания речевого ряда. Расстраивается способность называть части тела, предметы и особенно их изображения (при этом подсказка практически не помогает). Письменная речь страдает у всех больных, но в неодинаковой степени, а полный ее распад происходит редко. Письмо, как правило, страдает более значительно. В тяжести нарушений устной и письменной речи нет полного параллелизма - возможна относительная сохранность чтения и письма при тяжелой степени афазии и распад письма при афазии умеренной.

Одним из факторов, определяющих нарушения чтения, является забывание названий букв. Запись диктуемых букв и выбор названий из набора страдает сильнее, чем чтение букв, за счет дефектов слухового различения и удержания услышанного.

 

 

23. Афферентные и эфферентные механизмы произвольных движений. Хуй знает что тут придумать.

Произвольные движения и действия (как совокупность произвольных движений, объединенных единой целью) относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Их морфофизиологической основой являются сложные функциональные системы - иерархически организованные, включающие много уровней и подуровней, характеризующиеся сложным и многозвенным афферентным и эфферентным составом, условно-рефлекторные по своему происхождению, формирующиеся полностью прижизненно, как и другие высшие психические функции.

Произвольные движения включены в разнообразные моторные акты человека, составляя лишь определенную часть (уровень) внутренних. С физиологической точки зрения к произвольным движениям относятся движения поперечнополосатой мускулатуры рук, лица, ног, всего туловища, т.е. обширнейший класс движений.

Произвольные движения — это сложно афферентированные системы, включающие разные виды афферентации, среди которых базальной является кинестетическая афферентация.

Рассмотрим эфферентную часть двигательного анализатора. Эфферентная часть состоит из коры, проводниковой части (пирамидная и экстрапирамидная система.) и эффекторов. В случае движения эффекторами являются мышцы, которые изменяют свое состояние под действием управляющих импульсов из коры головного мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: