При выработке стратегии защиты национальной экономической безопасности используют такие ключевые понятия, как национальные интересы и угрозы национальным интересам.
Задача национальной политики России (как и любой другой страны) — сконцентрироваться для защиты национальных интересов на отражении объективно наиболее опасных угроз, не распыляя ограниченные ресурсы для противодействия абсолютно всем угрозам.
Национальные интересы — это совокупность объективных долгосрочных потребностей граждан, которые им трудно защищать в одиночку и которые они доверяют защищать политикам и государственным служащим1. Речь идет о потребности в общественных благах (в противоположность частным благам, потребление которых удовлетворяет личные интересы).
К национальным интересам постсоветской России в сфере экономики можно отнести:
способность национальной экономики функционировать в режиме эффективного расширенного воспроизводства, обеспечивающего ее конкурентоспособность и устойчивость, что требует:
|
|
оптимизации структуры производства;
стимулирования инвестиционной и инновационной активности как основы высокого технического и научного уровня производства;
развитие предпринимательства, что требует:
эффективной институциональной инфраструктуры (прежде всего — режима зашиты прав собственности);
эффективной организационной инфраструктуры (развития банков, страхования, аудита и др.);
3) обеспечение важнейших социальных нужд граждан, в том числе:
социальной защиты (минимизация бедности, оптимизация дифференциации по уровню доходов);
создание условий для развития социального партнерства.
Эти три элемента национальных интересов соответствуют условиям развития любой национальной экономики (1-й пункт), рыночного хозяйства (1-й + 2-й пункты) и социального рыночного хозяйства (все три пункта).
При формулировке национальных интересов часто упоминают необходимость обеспечить независимость России от иностранных государств и международных организаций в выборе курса экономической политики. Такая трактовка основана на убеждении, что в современном мире каждая страна хочет «поживиться» за счет других; и чем больше экономическая сила какого-либо иностранного государства, тем большая угроза исходит от него экономике нашей страны.
Действительно, в современном мире идет острая геополитическая и геоэкономическая конкуренция национальных моделей. Однако эта конкуренция вовсе не обязательно ведет к уничтожению более слабого. Опыт Японии и Германии после Второй мировой войны показал, что зависимость от иностранных государств и международных организаций может привести к эффективным реформам, которые станут основой «экономического чуда» и не уничтожат, а преумножат силу нации. Самое главное, в современном мире даже США, самая сильная страна мира, не могут добиться полной экономической независимости от иностранных государств и организаций (таких, как, например, Япония или страны ОПЕК). Тем более, это не под силу современной России, стремящейся догнать по уровню жизни Португалию. Поскольку достижение полной экономической независимости России неэффективно и малореально, необходимо при защите национальных интересов ограничиться задачей обеспечения возможности самостоятельного выбора важнейших (не всех!) направлений экономической политики, заданных сформулированными выше тремя элементами национальных интересов.
|
|
Очень важно также правильно понимать, в какой степени к национальным интересам современной России в сфере экономики относится обеспечение военной безопасности. Действительно, опыт Югославии 1990-х и Ирака 2000-х гг. показывает, что в современном мире страна, не имеющая современных оборонительных средств, может стать жертвой внешней агрессии по весьма сомнительным поводам, что приведет к разрушению ее экономики.
Долгое время царская Россия, а затем СССР входили в число сильнейших стран мира, поскольку обладали очень сильными вооруженными силами. Однако борьба относительно бедной страны за статус супердержавы вела к тому, что интересы повышения благосостояния народа приносились в жертву амбициям политической элиты. Современная Россия перестала соревноваться с США и НАТО за военное лидерство, осознав, что эта борьба приведет лишь к истощению ее экономики. Национальные интересы России требуют, чтобы военная безопасность страны обеспечивалась в основном политическими средствами. Экономический фундамент обороноспособности России должен быть таков, чтобы обеспечить примерное равновесие сил лишь на региональном уровне, причем в расчете на возможное противоборство не столько с НАТО, сколько с вооруженными сепаратистами и с соседними государствами.
Защита национальной безопасности требует противодействия угрозам национальным интересам. Угрозы национальной безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
При классификации угроз могут использоваться различные признаки.
Чаще всего используют классификацию угроз на внутренние и внешние.
Внутренние угрозы национальным интересам можно определить как неспособность к самосохранению и саморазвитию государства.
Среди внутренних угроз экономической безопасности современной России можно выделить следующие:
криминализация экономики, коррупция, сращивание политиков и государственных чиновников с организованной преступностью;
сокращение производственного потенциала из-за высокого износа производственных фондов и снижения инвестиционной активности;
непропорциональное развитие экономики с преобладанием ресурсо добывающих отраслей и слабым развитием наукоемкого производства;
низкое качество жизни большей части российского населения, значительный разрыв в уровне доходов между отдельными слоями и территориями.
Внешние угрозы национальным интересам — это негативное влияние капиталистической мир-системы. Эти угрозы могут быть связаны с агрессивным поведением зарубежных государств и фирм, peaлизующих свои национальные интересы в сфере экономики вопреки национальным интересам России (промышленный шпионаж, поглощение российских предприятий с целью ликвидации конкурирующих производств, хищническая эксплуатация биоресурсов в прибрежных водах и др.). Кроме того, внешние угрозы экономической безопасности России могут быть обусловлены чисто объективными процессами, происходящими в мировой экономике,— неустойчивостью мировой финансовой системы, ростом глобальной трудовой миграции и т.д.
|
|
Таблица. Типологизация угроз национальной экономической безопасности
Критерий типологизации | Основные типы угроз национальной экономической безопасности | |
Источник угроз | Внутренние (источник — на территории РФ) | «Провалы рынка» (угрозы, вызванные органическими недостатками рыночной экономики в рамках национального государства) |
«Провалы государства» (угрозы, вызванные неудачной политикой собственного государства) | ||
Внешние (источник расположен за границей) | «Провалы рынка» (угрозы, вызванные органическими недостатками рыночной экономики в рамках мирового хозяйства) | |
Угрозы, инициированные иностранными государствами | ||
Вероятность реализации угроз | Реальные угрозы (могут осуществиться в любой момент) Потенциальные угрозы (могут реализоваться в случае возникновения определенных условий) | |
Объект угроз | Угрозы финансовой безопасности Угрозы энергетической безопасности Угрозы демографической безопасности и др. | |
Возможность прогнозирования угроз | Прогнозируемые (предсказуемые) Непрогнозируемые (непредсказуемые, случайные) | |
Последствия угроз | Всеобщие угрозы (отражаются на всей хозяйственной системе государства или на большей ее части) Локальные угрозы (отражаются на отдельных объектах — отраслях или регионах) | |
Величина ущерба | Катастрофические угрозы Значительные угрозы Угрозы, вызывающий трудности |
К наиболее важным внешним угрозам экономической безопасности России относятся:
1) завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России и, как следствие — возрастание зависимости нашей страны от импорта многих видов товаров;
дискриминационные меры ряда международных организаций и иностранных государств по отношению к российским товаропроизводителям, вытеснение отечественных предприятий с традиционных внешних рынков;
|
|
скупка иностранными фирмами российских предприятий с целью контроля над ними;
растущий объем международного перелива капитала, инициируемый транснациональными компаниями, и зависимость от него национальных экономик;
рост международной миграции, создающей угрозы для национальных рынков труда;
глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (как национальных, так и международных) эффективно их контролировать.
Следует подчеркнуть, что почти каждая из перечисленных внешних угроз является одновременно и позитивным фактором развития национальной экономики. Если внутренние угрозы национальной экономической безопасности необходимо минимизировать (в идеале — полностью их ликвидировать), то внешние угрозы необходимо оптимизировать таким образом, чтобы максимизировать получаемую от них чистую выгоду (разницу между ожидаемыми валовыми выгодами и валовыми потерями).
Чтобы контролировать степень обеспечения национальной экономической безопасности, необходимо разработать систему показателей, отражающих защищенность национальных интересов в сфере экономики.
Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации, разработаны в Указе Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 г. и постановлении Правительства РФ № 1569 от 27 декабря 1996 г. «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».
В перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации согласно этим документам входят:
Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.
Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.
Таблица. Влияние внешних факторов на национальную экономическую безопасность
Фактор | Внешние угрозы национальной экономической безопасности | Внешние ресурсы национальной экономической безопасности |
Конкуренция на товарных рынках | Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России, вытеснение российских товаров с внешних рынков | Конкуренция со стороны зарубежных фирм стимулирует внедрение инноваций |
Импорт капитала | Скупка иностранными фирмами российских предприятий, рост зависимости от международного перелива капитала | Привлечение инвестиций, использование опыта зарубежного менеджмента |
Миграция рабочей силы | Снижение уровня заработной платы из-за конкуренции дешевой рабочей силы мигрантов | Снижение издержек производства, облегчение нехватки трудовых ресурсов |
Мировая финансовая система | Опасность переноса кризисов из-за рубежа | Облегчение международных расчетов |
Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения.
Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимый с позиции социально-экономической стабильности общества.
Устойчивость финансовой системы.
Рациональная структура внешней торговли.
Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.
Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки.
Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций.
Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
В феврале 2000 г. секция научного совета при Совете Безопасности РФ разработала перечень и количественные параметры 19 пороговых значений основных показателей экономической безопасности России. Этот перечень дает наиболее лаконичное представление о том, каково современное официальное понимание приоритетов защиты экономической безопасности России.
Самая большая группа показателей — 11 из 19 (1-й, 3-й, 5-й, 6-й, 8-12-й, 15-й и 16-й) — отслеживают макроэкономические параметры, считающиеся наиболее актуальными с кейнсианской точки зрения, — темпы роста, бедность, безработицу, инфляцию, дефицит госбюджета. Таким образом, в целом современная отечественная доктрина национальной безопасности основана на той версии понимания этого понятия, которое было типично для развитых стран времен Великой депрессии.
Три показателя (13-й, 14-й и 17-й), связанные с долговыми обязательствами государства, могут считаться отражением идей как кейнсианства, так и камералистики.
Еще три показателя (2-й, 4-й и 18-й) отражают чисто камералистскую позицию, связанную с подчеркиванием независимости и самодостаточности. Эта независимость понимается как обороноспособность (4-й показатель) и продовольственная безопасность (2-й и 18-й показатели).
7-й и 19-й показатели вообще не имеют какого-либо теоретического обоснования. Не вполне понятно, какое значение в современную эпоху перехода к постиндустриальному обществу имеют показатели доли машиностроения/металлообработки в промышленном производстве и отношения прироста полезных ископаемых к объемам их погашения. Эти показатели больше соответствуют индустриальной эпохе, чем постиндустриальной.
Институционально-правовое понимание национальной безопасности вообще не нашло в этой системе показателей никакого отражения.
Итак, можно констатировать, что официальная позиция правительства России основана на понимании национальной экономической безопасности, в основном так, как понимали ее кейнсианцы и камералисты. Институциональный подход к пониманию экономической безопасности России, основанный на идеях Э. де Сото, пока не пользуется популярностью, хотя и высказывался в ряде работ специалистов по проблемам теневой экономики1. Для реализации этого подхода необходимо учитывать следующие важнейшие показатели национальной экономической безопасности России:
частота и тяжесть коррупции, иные рейтинги коррупции;
доля неформальной занятости среди экономически активного населения;
доля теневых доходов в национальном доходе;
доля нелегальных мигрантов среди мигрантов в целом;
Таблица. Пороговые значения показателей экономической безопасности России
№ п/п | Показатель | Пороговое значение | Фактический показатель за 2003 г. |
1 | Объем ВВП, млрд руб. | 21 800 | 13 300 |
2 | Сбор зерна, млн т | 70 | 67 |
3 | Инвестиции в основной капитал, % ВВП | 25 | 16 |
4 | Расходы на оборону | 3,0 | 2,6 |
5 | Расходы на гражданскую науку, % ВВП | 2,0 | 0,3 |
6 | Доля инновационной продукции во всей промышленной продукции, % | 15 | 3 |
7 | Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % | 25 | 20 |
8 | Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении, % | 7 | 21 |
9 | Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, разы | 8 | 14 |
10 | Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму, разы | 3,5 | 2,4 |
11 | Уровень безработицы по методологии МОТ, % экономически активного населения | 5,0 | 8,4 |
12 | Уровень монетизации (М2) на конец года, % ВВП | 50 | 24 |
13 | Государственный внешний и внутренний долг, % ВВП | 60 | 38 |
14 | Доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга в расходах федерального бюджета, % | 20 | 27 |
15 | Дефицит федерального бюджета, % ВВП | 3 | Отсутствует |
16 | Уровень инфляции, % | 125 | 112 |
17 | Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд долл. | 40 | 77 |
18 | Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, % | ||
19 | Отношение прироста полезных ископаемых к объемам погашения их в недрах, % | 125 | По большинству ресурсов менее 100 |
• доля контрафактной продукции на рынках потребительских товаров.
Использование не вполне корректной системы показателей экономической безопасности России ведет к искаженному восприятию ее изменения. Действительно, после кризиса 1998 г. по ряду показателей удалось добиться значительного улучшения: ликвидированы проблемы внешней задолженности и бюджетного дефицита, удается сдерживать инфляцию, безработица относительно невелика. Однако высокий уровень коррупции ведет к тому, что общий уровень национальной экономической безопасности остается низким.