Приоритеты защиты национальной экономической безопасности

При выработке стратегии защиты национальной экономиче­ской безопасности используют такие ключевые понятия, как нацио­нальные интересы и угрозы национальным интересам.

Задача национальной политики России (как и любой другой страны) — сконцентрироваться для защиты национальных интересов на отражении объективно наиболее опасных угроз, не распыляя огра­ниченные ресурсы для противодействия абсолютно всем угрозам.

Национальные интересы — это совокуп­ность объективных долгосрочных потреб­ностей граждан, которые им трудно защи­щать в одиночку и которые они доверяют защищать политикам и государственным служащим1. Речь идет о потребности в общественных благах (в про­тивоположность частным благам, потребление которых удовлетво­ряет личные интересы).

К национальным интересам постсоветской России в сфере экономики можно отнести:

способность национальной экономики функционировать в режиме эффективного расширенного воспроизводства, обеспечива­ющего ее конкурентоспособность и устойчивость, что требует:

оптимизации структуры производства;

стимулирования инвестиционной и инновационной активности как основы высокого технического и научного уровня произ­водства;

развитие предпринимательства, что требует:

эффективной институциональной инфраструктуры (прежде все­го — режима зашиты прав собственности);

эффективной организационной инфраструктуры (развития банков, страхования, аудита и др.);

3) обеспечение важнейших социальных нужд граждан, в том чис­ле:

социальной защиты (минимизация бедности, оптимизация дифференциации по уровню доходов);

создание условий для развития социального партнерства.

Эти три элемента национальных интересов соответствуют усло­виям развития любой национальной экономики (1-й пункт), рыноч­ного хозяйства (1-й + 2-й пункты) и социального рыночного хозяй­ства (все три пункта).

При формулировке национальных интересов часто упоминают необходимость обеспечить независимость России от иностранных государств и международных организаций в выборе курса экономи­ческой политики. Такая трактовка основана на убеждении, что в со­временном мире каждая страна хочет «поживиться» за счет других; и чем больше экономическая сила какого-либо иностранного госу­дарства, тем большая угроза исходит от него экономике нашей страны.

Действительно, в современном мире идет острая геополитическая и геоэкономическая конкуренция национальных моделей. Однако эта конкуренция вовсе не обязательно ведет к уничтожению более слабого. Опыт Японии и Германии после Второй мировой вой­ны показал, что зависимость от иностранных государств и междуна­родных организаций может привести к эффективным реформам, которые станут основой «экономического чуда» и не уничтожат, а преумножат силу нации. Самое главное, в современном мире даже США, самая сильная страна мира, не могут добиться полной эконо­мической независимости от иностранных государств и организаций (таких, как, например, Япония или страны ОПЕК). Тем более, это не под силу современной России, стремящейся догнать по уровню жизни Португалию. Поскольку достижение полной экономической независимости России неэффективно и малореально, необходимо при защите национальных интересов ограничиться задачей обеспе­чения возможности самостоятельного выбора важнейших (не всех!) направлений экономической политики, заданных сформулирован­ными выше тремя элементами национальных интересов.

Очень важно также правильно понимать, в какой степени к на­циональным интересам современной России в сфере экономики относится обеспечение военной безопасности. Действительно, опыт Югославии 1990-х и Ирака 2000-х гг. показывает, что в современном мире страна, не имеющая современных оборонительных средств, может стать жертвой внешней агрессии по весьма сомнительным поводам, что приведет к разрушению ее экономики.

Долгое время царская Россия, а затем СССР входили в число сильнейших стран мира, поскольку обладали очень сильными вооруженными силами. Однако борьба относительно бедной страны за статус супердержавы вела к тому, что интересы повышения благосостояния народа приносились в жертву амбициям политиче­ской элиты. Современная Россия перестала соревноваться с США и НАТО за военное лидерство, осознав, что эта борьба приведет лишь к истощению ее экономики. Национальные интересы Рос­сии требуют, чтобы военная безопасность страны обеспечивалась в основном политическими средствами. Экономический фунда­мент обороноспособности России должен быть таков, чтобы обес­печить примерное равновесие сил лишь на региональном уровне, причем в расчете на возможное противоборство не столько с НАТО, сколько с вооруженными сепаратистами и с соседними государствами.

Защита национальной безопасности требует противодействия угрозам нацио­нальным интересам. Угрозы национальной безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизнен­но важным интересам личности, общества и государства.

При классификации угроз могут использоваться различные признаки.

Чаще всего используют классификацию угроз на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы национальным интересам можно определить как неспособность к самосохранению и саморазвитию государства.

Среди внутренних угроз экономической безопасности современ­ной России можно выделить следующие:

криминализация экономики, коррупция, сращивание политиков и государственных чиновников с организованной преступностью;

сокращение производственного потенциала из-за высокого износа производственных фондов и снижения инвестиционной активности;

непропорциональное развитие экономики с преобладанием ресурсо добывающих отраслей и слабым развитием наукоемкого производства;

низкое качество жизни большей части российского населения, значительный разрыв в уровне доходов между отдельными слоя­ми и территориями.

Внешние угрозы национальным интересам — это негативное влия­ние капиталистической мир-системы. Эти угрозы могут быть связа­ны с агрессивным поведением зарубежных государств и фирм, peaлизующих свои национальные интересы в сфере экономики вопреки национальным интересам России (промышленный шпионаж, по­глощение российских предприятий с целью ликвидации конкуриру­ющих производств, хищническая эксплуатация биоресурсов в при­брежных водах и др.). Кроме того, внешние угрозы экономической безопасности России могут быть обусловлены чисто объективными процессами, происходящими в мировой экономике,— неустойчи­востью мировой финансовой системы, ростом глобальной трудовой миграции и т.д.

Таблица. Типологизация угроз национальной экономической безопасности

Критерий типологизации

Основные типы угроз национальной экономической безопасности

Источник угроз

Внутренние (источ­ник — на территории РФ)

«Провалы рынка» (угрозы, вызванные орга­ническими недостатками рыночной эконо­мики в рамках национального государства)
«Провалы государства» (угрозы, вызванные неудачной политикой собственного государ­ства)

Внешние (источник расположен за грани­цей)

«Провалы рынка» (угрозы, вызванные орга­ническими недостатками рыночной эконо­мики в рамках мирового хозяйства)
Угрозы, инициированные иностранными государствами
Вероятность реализа­ции угроз

Реальные угрозы (могут осуществиться в любой момент) Потенциальные угрозы (могут реализоваться в случае возникнове­ния определенных условий)

Объект угроз

Угрозы финансовой безопасности Угрозы энергетической безопасности Угрозы демографической безопасности и др.

Возможность прогно­зирования угроз

Прогнозируемые (предсказуемые) Непрогнозируемые (непредсказуемые, случайные)

Последствия угроз

Всеобщие угрозы (отражаются на всей хозяйственной системе государства или на большей ее части)

Локальные угрозы (отражаются на отдельных объектах — отраслях или регионах)

Величина ущерба

Катастрофические угрозы Значительные угрозы Угрозы, вызывающий трудности

 

К наиболее важным внешним угрозам экономической безопас­ности России относятся:

1) завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка Рос­сии и, как следствие — возрастание зависимости нашей страны от импорта многих видов товаров;

дискриминационные меры ряда международных организаций и иностранных государств по отношению к российским товаропро­изводителям, вытеснение отечественных предприятий с традицион­ных внешних рынков;

скупка иностранными фирмами российских предприятий с целью контроля над ними;

растущий объем международного перелива капитала, иници­ируемый транснациональными компаниями, и зависимость от него национальных экономик;

рост международной миграции, создающей угрозы для нацио­нальных рынков труда;

глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспо­собность современных финансовых институтов (как национальных, так и международных) эффективно их контролировать.

Следует подчеркнуть, что почти каждая из перечисленных внеш­них угроз является одновременно и позитивным фактором развития национальной экономики. Если внутренние угрозы на­циональной экономической безопасности необходимо минимизи­ровать (в идеале — полностью их ликвидировать), то внешние угрозы необходимо оптимизировать таким образом, чтобы максимизировать получаемую от них чистую выгоду (разницу между ожидаемыми ва­ловыми выгодами и валовыми потерями).

Чтобы контролировать степень обеспечения национальной экономической безопасности, необходимо разработать систему показателей, отражающих защищенность национальных интересов в сфере экономики.

Критерии и параметры состояния эко­номики, отвечающие требованиям эконо­мической безопасности Российской Феде­рации, разработаны в Указе Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 г. и постановлении Правительства РФ № 1569 от 27 декабря 1996 г. «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической без­опасности Российской Федерации (Основных положений)».

В перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации согласно этим документам входят:

Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уров­не может быть организовано в стране.

Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.

Таблица. Влияние внешних факторов на национальную экономическую безопасность

Фактор Внешние угрозы национальной экономической безопасности Внешние ресурсы национальной экономической безопасности
Конкуренция на товар­ных рынках Завоевание иностранными фир­мами внутреннего рынка России, вытеснение российских товаров с внешних рынков Конкуренция со стороны зарубеж­ных фирм стимулирует внедрение инноваций
Импорт капитала Скупка иностранными фирмами российских предприятий, рост зависимости от международного перелива капитала Привлечение инвестиций, исполь­зование опыта зарубежного ме­неджмента
Миграция рабочей силы Снижение уровня заработной платы из-за конкуренции деше­вой рабочей силы мигрантов Снижение издержек производ­ства, облегчение нехватки трудо­вых ресурсов
Мировая финансовая система Опасность переноса кризисов из-за рубежа Облегчение международных рас­четов

 

Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения.

Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимый с позиции социально-экономической стабильности общества.

Устойчивость финансовой системы.

Рациональная структура внешней торговли.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.

Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функциони­рования особо важных объектов науки.

Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепа­ратистских тенденций.

Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

В феврале 2000 г. секция научного совета при Совете Безопасно­сти РФ разработала перечень и количественные параметры 19 поро­говых значений основных показателей экономической безопасности России. Этот перечень дает наиболее лаконичное пред­ставление о том, каково современное официальное понимание прио­ритетов защиты экономической безопасности России.

Самая большая группа показателей — 11 из 19 (1-й, 3-й, 5-й, 6-й, 8-12-й, 15-й и 16-й) — отслеживают макроэкономические парамет­ры, считающиеся наиболее актуальными с кейнсианской точки зре­ния, — темпы роста, бедность, безработицу, инфляцию, дефицит госбюджета. Таким образом, в целом современная отечественная доктрина национальной безопасности основана на той версии по­нимания этого понятия, которое было типично для развитых стран времен Великой депрессии.

Три показателя (13-й, 14-й и 17-й), связанные с долговыми обязательствами государства, могут считаться отражением идей как кейнсианства, так и камералистики.

Еще три показателя (2-й, 4-й и 18-й) отражают чисто камералистскую позицию, связанную с подчеркиванием независимости и само­достаточности. Эта независимость понимается как обороноспособность (4-й показатель) и продовольственная безопасность (2-й и 18-й показатели).

7-й и 19-й показатели вообще не имеют какого-либо теоретиче­ского обоснования. Не вполне понятно, какое значение в современ­ную эпоху перехода к постиндустриальному обществу имеют пока­затели доли машиностроения/металлообработки в промышленном производстве и отношения прироста полезных ископаемых к объ­емам их погашения. Эти показатели больше соответствуют индуст­риальной эпохе, чем постиндустриальной.

Институционально-правовое понимание национальной безопас­ности вообще не нашло в этой системе показателей никакого отра­жения.

Итак, можно констатировать, что официальная позиция правительства России основана на понимании национальной экономической безопасности, в основном так, как понимали ее кейнсианцы и камералисты. Институциональный подход к пониманию экономи­ческой безопасности России, основанный на идеях Э. де Сото, пока не пользуется популярностью, хотя и высказывался в ряде работ спе­циалистов по проблемам теневой экономики1. Для реализации этого подхода необходимо учитывать следующие важнейшие показатели национальной экономической безопасности России:

частота и тяжесть коррупции, иные рейтинги коррупции;

доля неформальной занятости среди экономически активного населения;

доля теневых доходов в национальном доходе;

доля нелегальных мигрантов среди мигрантов в целом;

Таблица. Пороговые значения показателей экономической безопасности России

№ п/п Показатель Пороговое значение Фактический показатель за 2003 г.
1 Объем ВВП, млрд руб. 21 800 13 300
2 Сбор зерна, млн т 70 67
3 Инвестиции в основной капитал, % ВВП 25 16
4 Расходы на оборону 3,0 2,6
5 Расходы на гражданскую науку, % ВВП 2,0 0,3
6 Доля инновационной продукции во всей промышленной продукции, % 15 3
7 Доля машиностроения и металлообработки в промыш­ленном производстве, % 25 20
8 Доля населения с денежными доходами ниже прожи­точного минимума во всем населении, % 7 21
9 Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населе­ния, разы 8 14
10 Отношение среднедушевых денежных доходов населе­ния к прожиточному минимуму, разы 3,5 2,4
11 Уровень безработицы по методологии МОТ, % экономи­чески активного населения 5,0 8,4
12 Уровень монетизации (М2) на конец года, % ВВП 50 24
13 Государственный внешний и внутренний долг, % ВВП 60 38
14 Доля расходов на обслуживание и погашение государ­ственного долга в расходах федерального бюджета, % 20 27
15 Дефицит федерального бюджета, % ВВП 3 Отсутствует
16 Уровень инфляции, % 125 112
17 Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд долл. 40 77
18 Доля продовольствия, поступившего по импорту, в об­щем объеме продовольственных ресурсов, %    
19 Отношение прироста полезных ископаемых к объемам погашения их в недрах, % 125 По большинству ресурсов менее 100

 

• доля контрафактной продукции на рынках потребительских товаров.

Использование не вполне корректной системы показателей экономической безопасности России ведет к искаженному восприятию ее изменения. Действительно, после кризиса 1998 г. по ряду показа­телей удалось добиться значительного улучшения: ликвидированы проблемы внешней задолженности и бюджетного дефицита, удается сдерживать инфляцию, безработица относительно невелика. Однако высокий уровень коррупции ведет к тому, что общий уровень нацио­нальной экономической безопасности остается низким.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: