В силу простоты пользования, возможности индивидуального взаимодействия, высоких возможностей по переработке информации, наличия программного обеспечения, охватывающего практически все сферы человеческой деятельности, в настоящее время наибольшее значение из всех технических средств обучения приобретают персональные компьютеры.
Однако детальное изучение характера и степени влияния на здоровье школьников работы на дисплеях показало, что длительное пребывание у экрана (монитора) компьютера без соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил может повлечь за собой развитие некоторых заболеваний под влиянием следующих факторов: длительное статическое напряжение, являющееся причиной утомления мышц рук, спины, позвоночника; напряжение зрения, ведущее к нарушениям функций зрительного анализатора; воздействие электростатических и электромагнитных полей, вызывающих неблагоприятные изменения в иммунной системе, нервной и сердечно-сосудистой системах, в появлении риска заболевания экземой в случаях работы с дисплеем в течение 2—6 ч и более в день.
|
|
В связи с этим все виды компьютерной техники, применяемой в работе с детьми, должны иметь гигиенический сертификат, включающий оценку визуальных параметров, и размещаться в специальных кабинетах информатики и вычислительной техники, которые нельзя оборудовать в цокольных и подвальных помещениях. |Площадь этих кабинетов рассчитывают исходя из 6 м2 на одно рабочее место, а высота должна быть не менее 4 м. Нормы параметров микроклимата в кабинетах информатики: температура воздуха 18—21°С, относительная влажность — 55—62 %, подвижность воздуха — 1 м/с. Уровни шума не должны превышать 50 дБ, освещенность на поверхности стола должна составлять 300—500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки учебных материалов, которые не должны создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана свыше 300 лк.
Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать гигиеническим требованиям.
Для снижения отрицательных влияний компьютера на здоровье школьников необходимо соблюдать выполнение определенных гигиенических рекомендаций.
Требования к монитору:
размер экрана дисплея по диагонали должен быть не менее 31 см;
использование мониторов с позитивным изображением (черные символы на белом фоне), так как они устраняют зрительный дискомфорт и снижают время переадаптации зрения при переводе взгляда от светлого учебника к темному фону;
применение антибликовых покрытий экрана и экранных фильтров, снижающих величину излучения;
|
|
полная электротравмобезопасность.
Требования к клавиатуре:
соответствие формы клавиш анатомическому строению пальцев руки школьника;
размер клавиш не должен быть менее 13 мм;
при работе с клавиатурой локтевой сустав должен образовывать угол, равный 90°.
Требования к рабочему месту:
расположение компьютеров с учетом взаимного влияния их излучения;
расстояние между столами с компьютерами должно быть не менее 2 м, а между боковыми поверхностями мониторов — не менее 1,2 м;
оптимальное расстояние глаз до экрана — 60—70 см;
уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты.
Требования к позе школьника во время работы с компьютером:
туловище слегка наклонено вперед;
предплечья опираются на поверхность стола;
поясничная часть спины опирается на спинку стула;
сильные повороты головы следует исключать.
Длительность занятий учащихся на дисплее не должна превышать (по классам): 1-х — 10 мин, 2—5-х — 15 мин, 6—7-х — 20 мин, 8—9 — 25 мин. Для учащихся 10—11-х классов на 1-м часе занятия — 30 мин, на 2-м — 20.
После занятий на рабочем месте следует провести гимнастику для глаз, а после урока на перемене — физические упражнения для профилактики общего утомления.
Роль игр и игрушек в формировании личности ребенка. Классификация детских игр. Воспитательное и обучающее значение игр. Виды и назначение игрушек в различные возрастные периоды жизни ребенка.