Прочитайте перечень из четырех событий и выполните задания 1-3
Перечень событий (процессов) | |
А) Установление ордынской зависимости русских земель | Б) Защита русских земель от агрессии шведских и немецких рыцарей |
В) Монгольское нашествие на Северо-Восточную Русь | Г) Борьба между Москвой и Тверью за первенство в Северо-Восточной Руси |
1. Каждая из иллюстраций, приведенных ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.
1) | 2) | ||
3) | 4) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
2. Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты.
|
|
И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распалялся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские.
Ответ: ____
3. С каким из данных событий (процессов) связано слово «ярлык»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).
Ответ: ____
Объясните смысл слова «ярлык» применительно к указанному Вами событию (процессу).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4-7, рассматривая в каждом задании выбранное событие (процесс). Перед выполнением каждого из заданий 4-7 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 4-7 буквы должны быть одинаковыми.
4. Выбранное событие (процесс): ______ (укажите букву из перечня)
Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).
|
|
Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).
Ответ запишите в таблицу.
! Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывках исторического источника в задании 2.
Ответ:
Личность | Действия |
1. | |
2. |
5. Выбранное событие (процесс): ______ (укажите букву из перечня)
Отметьте штриховкой на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие.
6. Выбранное событие (процесс): ______ (укажите букву из перечня)
Запишите название любого объекта (города, населенного пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом). Объясните, как указанный вами объект (город, населенный пункт, река и др.) связан с этим событием (процессом).
Ответ (название объекта): ___________________________
Объяснение: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выбранное событие (процесс): ______ (укажите букву из перечня)
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания
8, 9.
1) | 2) | ||
3) | 4) |
8. Какие два из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
Ответ:
Памятники культуры России | Памятники культуры зарубежных стран | ||
9. Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.
Выбранный Вами памятник культуры: _____ (укажите порядковый номер).
Город: _________________________________
ФИ ________________________________
Контрольная работа по теме «Русь в середине XII - начале XIIIвв.»
Вариант 2