Воспитание детей с задержкой психического развития — инфантильность

Возьмем простой пример. К первому типу задержки психического развития относят тех детей, у которых наблюдается так называемый психологический инфантилизм. Для таких детей характерна беспомощность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность, сильная зависимость от матери. Задержку психического развития таким детям ставят на основе их сравнения с другими, более самостоятельными и независимыми детьми.

Родителям «инфантильных» детей предлагаются различные методики, нацеленные на развитие самостоятельности, однако полностью «излечить» таких детей практически невозможно — они так и остаются эмоциональными, ранимыми, обидчивыми и несамостоятельными.

Причина подобного поведения становится понятной при системном анализе их поведения. Все вышеперечисленные свойства характерны для анально-зрительных детей — в потенциале самых послушных и усидчивых.

Видовая роль анального человека сохранить накопленный опыт и передать его будущему поколению. Для полноценного выполнения этой роли природа наделила анальных людей такими свойствами как усидчивость, аналитический склад ума и системное мышление, очень хорошая память, перфекционизм, обстоятельный подход к любому делу.

Другими свойствами анального вектора являются ригидность мышления, неумение быстро адаптироваться в быстро изменяющихся условиях окружающей среды, страх опозориться.

Ребенок с анальным вектором абсолютно ведом и безынициативен, нуждается в четком руководстве к действию. Для психологического комфорта анальному ребенку необходима адекватная похвала.

Очень важны для анально- зрительного ребенка отношения с матерью — она является гарантом его защищенности. Именно мама говорит, что нужно делать, поддерживает и хвалит в случае успеха, а также устанавливает с ребенком крепкую эмоциональную связь, помогающую ему справиться с врожденным страхом смерти, характерным для зрительного вектора.

При отсутствии поддержки со стороны матери у анально- зрительного ребенка возникает обида, упрямство, он бессознательно пытается вернуться в то время, когда мама уделяла ему много времени.

Психологи считают такое состояние психологическим инфантилизмом. На самом деле такая реакция возникает в том случае, если ребенок ощущает сильное давление ландшафта и недостаток внимания матери. Он словно сигнализирует ей своим «младенческим поведением»: «Мама, мне нужна твоя поддержка и твоя адекватная похвала — лучший стимул для моего развития».

Подчас родители, не понимая врожденных свойств, стараются развить в ребенке то, что в нем не заложено природой. Разумеется, из самых лучших побуждений, ведь «такому рохле и плаксе» будет очень сложно выжить в нашем мире, где скорость решает все. Это типичный подход кожных родителей, живущих во временном ритме, отличном от ритма анального ребенка.

Вместо того чтобы дать ему спокойно завершить начатое дело, будь то поглощение манной каши, складывание пирамидки из кубиков или сидение на горшке, кожные родители, раздражаясь от медлительности малыша, начинают его подгонять, чем повергают неокрепшую психику малыша стрессу.

Ребенок, видя раздражение родителей, подсознательно чувствуя их агрессивность и разочарование, теряет чувство защищенности, необходимое для его нормального развития. Следствием утраты защищенности становится ступор и невозможность воспроизвести самые простые действия.

Аналогичная ситуация возникает и на приеме у врача, оценивающего уровень психического развития ребенка. Незнакомая обстановка, необходимость общаться с незнакомым (читай, страшным) человеком — все это повергает ребёнка с анальным вектором в стресс. А наличие зрительного вектора способно породить крайне эмоциональную реакцию на внешние раздражители, вплоть до истерики. В таких условиях крайне сложно дать объективную оценку уровню психического развития ребенка.

Следует также учитывать, что для нормального развития психики ребёнка со зрительным вектором необходима крепкая эмоциональная связь, прежде всего, с матерью. При отсутствии такой связи ребенок оказывается один на один со своим врожденным страхом — страхом смерти, тормозящим его развитие, мешающим приобрести необходимые навыки, порождающим чувство неуверенности, что может быть расценено как неразвитость психики ребенка.

Для коррекции задержки психического развития у детей со зрительным вектором порой достаточно создать с ними крепкую эмоциональную связь и помочь им вывести страх наружу — из состояния «страх за себя» в состояние «страх задругих», т. е. в сочувствие и сострадание. Научаясь сострадать, сначала на неживом и растительном уровне, потом на животном уровне, ребенок постепенно выходит на высший уровень развития — уровень человека, когда сострадание проявляется по отношению к людям и миру в целом.

Освобождение от страха способствует развитию интеллекта ребенка, поскольку исчезает барьер, мешающий усвоению необходимых навыков. Именно поэтому, если у вашего ребенка диагностировали задержку психического развития, необходимо проанализировать, какими врожденными свойствами он наделен и создать оптимальные условия для их развития. Не нужно учить «рыбку» летать — это не сделает ее счастливой и успешной. А вот научив свою «рыбку» плавать, вы сделаете ее по-настоящему счастливой.

   1.4.2 Воспитание детей с ЗПР— отстающий… гений?

Ситуация может усугубиться, если, помимо анального и зрительного вектора, у ребенка присутствует звуковой вектор. Если анальный ребенок — это просто интроверт, то анально- звуковой ребенок является интровертом вдвойне. Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка — невероятно чувствительный сенсор, негативно реагирующий на любые резкие грубые звуки, а также на порицательную интонацию голоса.

Звуковые дети с раннего детства могут выделяться на фоне своих сверстников любовью к тишине и одиночеству. Они с большим трудом адаптируются в новых коллективах и сторонятся обычных детских развлечений, сопровождающихся громким шумом.

Маленький звуковичок, как правило, замкнутый, нескладный, говорит тихим голосом. На вопросы отвечает с некоторой задержкой, часто переспрашивает. Не потому, что не знает, — он сосредоточен на своем внутреннем мире, на своих ощущениях.Внешне такая внутренняя сосредоточенность может выглядеть как рассеянность и заторможенность.

Для звуковых детей характернаамимичность — их лица крайне сдержанно выражают эмоции, вводя в заблуждение взрослых, не наделенных звуковым вектором. Оценивая поведение ребенка «через себя», они даже не подозревают о том, какие эмоции бурлят в душе ребенка, сохраняющего внешнее спокойствие.

Звуковики наделены мощным абстрактным мышлением, способным продуцировать настоящие инновационные идеи. При правильном подходе к их воспитанию и обучению, звуковики показывают отличные результаты в изучении иностранных языков, физики и математики.

Наиболее комфортно звуковые дети ощущают себя ночью, когда они бессознательно выполняют свою видовую роль — вслушиваются в тишину, стараясь предотвратить «нападение хищника на стаю». Эти дети с большим трудом укладываются вечером и, даже попав в постель, долго не могут уснуть, проживая свою особую внутреннюю жизнь в мире фантазий, идей и Музыки Тишины. Как следствие — утром эти дети с трудом просыпаются и в первой половине дня чувствуют себя вялыми и недееспособными, что негативно сказывается на процессе обучения и дает повод специалистам диагностировать задержку психического развития.

Другим фактором, способным стать причиной серьезной задержки психического развития маленького звуковика, является неблагоприятная экология звука, окружающая ребенка. Постоянный шум, крики, скрип дверей, шум стройки или магистрали, расположенной неподалеку, — все это крайне пагубно сказывается на психическом развитии звукового ребенка. Как следствие, у звуковичка даже в самом раннем детстве могут наблюдаться признаки депрессии — апатия, нежелание к обучению, затрудненность контакта с окружающими. Все это может быть ошибочно диагностировано как задержка психического развития.

В особо тяжелых случаях контактность ребенка может снизиться вплоть до полного аутизма. Громкие скандалы в семье, разговор с ребенком на повышенных тонах, оскорбления в его адрес приводят к тому, что организм пытается снизить нагрузку на сверхчувствительный сенсор — в результате нейронные связи, отвечающие за обучаемость, постепенно отмирают. В итоге ребенок слышит звуки, но не может осознать полностью их смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: