Содержание.
Назначение трансмиссии. Типы трансмиссии. Колесная формула. Схемы механических трансмиссий с колесными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 6x6, 8x8. Агрегаты и основные узлы трансмиссии, их назначение и расположитение на давигатеомобиле.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Прежде чем приступить к изучению материала, уясните назначение трансмиссии. Выясните - из каких агрегатов, узлов и механизмов состоит трансмиссия, где они расположены на автомобиле, их назначение, классификация и принцип работы. Усвойте, как классифицируются трансмиссии по устройству, способу изменения передаточного числа, способу управления.
Для характеристики трансмиссии автомобиля применяют колесную формулу, в которой первая цифра указывает общее число колес, а вторая - число ведущих колес автомобиля. Выясните, каково назначение дополнительных агрегатов и узлов, входящих в трансмиссию полноприводного автомобиля, например, с колесной формулой 4x4 по сравнению с трансмиссией автомобиля с колесной формулой 4x2 и др.
Источники: 1.224-247; 2.281-291; Д3.174- 189; Д.10.
Вопросы для самопроверки
1. Назначение трансмиссии.Из каких агрегатов и механизмов состоит трансмиссия у автомобиля с колёсной формулой 4x2 с приводом на задний мост?
2. Что такое колёсная формула автомобиля?
3. Как классифицируются трансмиссии?
4. Назначения сцепления, коробки передач и раздаточной коробки.
5. Назначение карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей.
Тема 14. СЦЕПЛЕНИЕ
Содержание.
Назначение сцепления. Типы сцепления. Устройство однодискового и двухдискового сцеплений с периферийным расположением пружин. Устройство сцеплений с центральной диафрагменной пружиной: нажимной и вытяжной. Назначение и особенности устройства и работы двойного сцепления.
Устройство деталей и узлов сцеплений. Гаситель крутильных колебаний. Устройство механических и гидравлических приводов сцепления. Свободный и рабочий ход педали привода сцепления. Устройство усилителей привода выключения сцепления. Устройство основных деталей и узлов приводов сцеплений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Сцепление - это механизм трансмиссии автомобиля, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отсоединять двигатель от трансмиссии и вновь плавно соединять.
Ознакомьтесь с классификацией сцеплений по типу связи между ведущими и ведомыми частями, по числу ведомых дисков, по способу создания нажимного усилия между ведущими и ведомыми частями сцепления.
Изучая общее устройство сцепления, уясните, что сцепление современного автомобиля состоит из ведомого диска с фрикционными накладками, нажимного диска, кожуха, нажимных пружин (спиральных, расположенных переферийно, и диафрагменных), оттяжных рычагов выключения сцепления, опорных вилок, гасителя крутильных колебаний, деталей и узлов привода выключения сцепления: педали, рычагов, вилки, упорного подшипника, муфты подшипника и др.
Изучите назначение и устройство деталей сцепления. Внимательно проследите, через какие детали передается крутящий момент от маховика на первичный (ведущий) вал коробки передач. При выключении сцепления рычаги выключения поворачиваются вокруг осей, установленных в кожухе сцепления, обеспечивая отвод нажимного диска от ведомого. В сцеплениях с центральной диафрагменной пружиной (нажимной или вытяжной) выключение сцепления (отвод нажимного диска от ведомого) происходит с помощью диафрагменной пружины. Разберитесь в конструкции этих узлов и деталей.
Изучая устройство ведомого диска сцепления, выясните, для чего служит, как устроен и как работает встроенный в него обычно гаситель крутильных колебаний.
При изучении устройства двухдискового сцепления обратите внимание, каким образом обеспечивается чистота выключения сцепления.
Для выключения сцепления применяются приводы механического и гидравлического типов. Изучите устройство и работу приводов сцепления. Разберитесь в устройстве и работе гидравлического привода включения сцепления автомобилей.
В приводы сцепления большегрузных автомобилей обычно включен пневматический усилитель, уясните его назначение. устройство и работу.
Определите какие регулировочные устройства предусмотрены в сцеплении и его приводе.
Источники: 1.224-247; 2.281-291; Д3.174- 189; Д.10.
Вопросы для самопроверки.
1. Назначение и общее устройство сцепления. Как классифицируются сцепления?
2. Принцип работы фрикционного сцепления. Устройство и работа однодискового
сцепленияс периферийным расположением нажимных пружин.
3. Устройство и работа однодискового сцепления с центральной диафрагменной пружиной нажимного типа.
4. Устройство и работа однодискового сцепления с центральной диафрагменной пружиной оттяжного типа.
5. Как устроен ведомый диск сцепления?
6. Особенности устройства и работы двухдискового сцепления.
7. Назначение, устройство и работа гасителя крутильных колебаний.
8. Устройство и работа механических приводов сцепления.
9. Устройство и работа гидравлического привода сцепления.
10. Назначение усилителя привода сцепления. Устройство и работа пневматического усилителя в гидравлическом приводе сцепления автомобилей КамАЗ и др.
11. Назначение и особенности устройства и работы двойного сцепления.
Тема 15. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Содержание
Назначение коробки передач. Схема и принцип работы ступенчатой зубчатой коробки передач. Типы коробок передач. Понятие "передаточное число коробки передач". Устройство механических зубчатых ступенчатых коробок передач с непосредственным управлением. Устройство механизмов управления коробкой передач с непосредственным управлением. Устройство синхронизаторов с блокирующими кольцами и с блокирующими пальцами. Устройство робототизированных механических зубчатых ступенчатых коробок передач с автоматическим управлением.
Гидромеханические коробки передач с автоматическим управлением.
Назначение и устройство раздаточной коробки. Назначение и устройство спидометра. Привод спидометра. Назначение и виды дополнительных коробок передач; делитель автомобилей КамАЗ.