Ребенку, как и каждому взрослому, предстоит пройти процесс адаптации, когда он оказывается в новом коллективе и детский оздоровительный лагерь не исключение. Ребенку предстоит отыскать и, что немаловажно, занять желаемое место в отряде, найти себе новых друзей, выбрать интересующий его вид занятий, преодолеть сопровождающую его тревогу.
Здесь на помощь приходит вожатый, педагог, специалист социально-психологической службы, одним словом взрослый, который на период лагерной смены должен стать значимым объектом для ребенка. Именно эти взрослые привлекают ребенка к коллективной деятельности, которая направлена на сплочение нового коллектива.
Успешная адаптация – это один из ключевых аспектов для педагога, который стремится создать здоровый детский коллектив. В отечественной психологии относительно недавно начали употреблять термин «дезадаптация», который является определением процесса нарушения взаимодействия индивида с окружающей его средой. Дезадаптация запускается в ситуациях резких перемен, как условий жизнедеятельности, так и в условиях среды. Помимо внешних факторов, важны и особенности личности ребенка и его развития, поскольку не каждому ребенку удается подобрать адекватные новой ситуации формы поведения. Так, приезд ребенка в ДОЛ и необходимость взаимодействия с другими детьми может спровоцировать стрессовую реакцию.
Детям, у которых наблюдаются симптомы дезадаптации, необходима помощь профессионального психолога, а к симптомам дезадаптации относятся:
· агрессия к людям, вещам;
· чрезмерная активность или подвижность;
· постоянные фантазии и пребывание в них;
· чувство собственной неполноценности;
· упрямство;
· неадекватные страхи;
· чрезмерная чувствительность;
· неспособность сосредоточить свое внимание;
· неуверенность в принятии даже простых решений;
· повышенная возбудимость;
· повышенная конфликтность;
· чувство собственного отличия от других детей;
· склонность ко лжи и приукрашиванию;
· чрезмерная угрюмость, недовольство;
· неадекватная самооценка.
Эти симптомы формируются тревогой, страхами, опасением ребенка и самих родителей и способны проявляться еще до поездки в ДОЛ. В связи с этим вожатому необходимо уточнять у родителей волнует ли что-либо ребенка, какие у него опасения, было ли желание ехать в детский оздоровительный лагерь, и все это не смотря на возраст ребенка.
Как правило, если ребенок, который прежде не отдыхал в ДОЛ, услышал от сверстников положительные отзывы про отдых, то это будет формировать позитивную мотивацию на отъезд.
Современным детям в своем большинстве процесс адаптации к условиям ДОЛ дается с трудом, поскольку они не всегда умеют эффективно взаимодействовать с другими, редко принимают во внимание желания и особенности окружающих, больше склонны говорить, чем слушать.
Для того, чтобы дети в условиях ДОЛ могли успешнее пройти процесс адаптации и стать частью коллектива, необходимо создать для этого благоприятные условия, однако важно помнить о возрастных и гендерных особенностях ребенка.
Возраст | Мальчики | Девочки | Оптимальное решение |
6-7 лет | Ожидания детей от пребывания в оздоровительном лагере: желание увидеть новое, познакомиться со сверстниками, поиграть в новые игры, попробовать быть самостоятельным. Возникают вопросы: Будут ли меня обижать? Как я буду жить без близких людей? Кто меня защитит? Что делать, если….? | Работу следует начинать с формирования малых групп (пять – шесть человек). Каждый ребенок должен пережить «состояние успеха». С этой целью необходимо в первые же дни выявить индивидуальные способности. В малой группе у детей шести - семи лет быстрее снимается тревожность. Дети должны помогать друг другу одеваться, причесываться. Это необходимо для восполнения «тактильного дефицита». Прикасаясь друг к другу они обретают уверенность. Навык взаимопомощи поможет впоследствии реализации естественной установки на помощь. | |
8-10 лет | Ожидания от пребывания в оздоровительном лагере: быть замеченной и получить высокую оценку личных умений, внешности, самоутверждение. Боятся быть неприятными в сообществе сверстников, тоскуют по дому. | В ДОЛ хотят найти единомышленников, одного – двух; найти интересное занятие, расширить сферу приложения физических сил. Боятся быть неприятными в сообществе сверстников, тоскуют по дому, опасаются авторитетных старших детей. | Для девочек: работа ведется в отряде, главное – создать «ситуацию успеха» для каждого. Следует разработать систему индивидуальных поручений для малых групп (три — четыре человека). Для мальчиков: поднять значимость личности через систему полезных дел, успех. Хорошо работает командный принцип и дух соревновательности. |
11-13 лет | Ожидания от пребывания в оздоровительном лагере зависят от предыдущего опыта жизни в коллективе. Если девочки с ранних лет ездят в лагерь, то они заранее знают, что им будет интересно. Многие едут с сознанием «я уже не маленькая» и пытаются подражать подросткам 14-17 лет. Могут возникать переживания, связанные с недовольством собой, своей внешностью, физиологическими возрастными трудностями. | Ожидания зависят от уверенности в себе, которая, как правило, напрямую связана с уровнем физического развития. Могут возникать переживания, связаны с физиологическими изменениями, характеризуются неуверенностью в себе, неадекватностью, могут быть выражены в замкнутости, попытках отгородиться от коллектива, так как есть изначальный страх быть неприятным. | Мальчиков и девочек социализировать через обще отрядные дела: конкурсы, походы, участие в соревнованиях с другими отрядами. Каждый должен осознавать личный вклад в общее дело. |
14-17 лет. | Ожидания от пребывания в оздоровительном лагере позитивные, поскольку на период пребывания в ДОЛ становятся «самостоятельными. Как правило, нацелены на социализацию. | Педагог должен хорошо помнить о том, что в любой группе, в том числе и во временном детском коллективе, обязательно выявляются носители определенных ролей. В частности, в отряде довольно скоро обозначатся лидеры (формальные или неформальные), приближенные лидера и отверженные. Педагогу важно учитывать этот фактор при распределении поручений. |
Важно, чтобы ведущей деятельностью в условиях формирования временного детского коллектива была игра. Именно в процессе игры ребенок получает новые впечатления, приобретает социальный опыт. Игры помогают обогатить общение детей и взрослых душевной теплотой, уважением. Очень важно обращаться к эмоциональной сфере детей, проводить рефлексию: после игры педагоги проводят обсуждение впечатлений: что понравилось (не понравилось), что хотелось бы улучшить, выясняют, что чувствовал ребёнок в процессе игры. Важно побудить детей говорить искренно, но искренним должен быть и сам взрослый. При обсуждении все участники должны быть искренними, должны думать о чувствах других.
Формирование отрядов происходит по возрастному принципу, так как учитываются особенности функционирования детского коллектива.
Младшие отряды формируются из детей возрастной группы от 7 до 9 лет. Данный возрастной промежуток характеризуется:
· повышенным уровнем активности,
· процессы возбуждения преобладают над процессом торможения,
· непосредственность проявления эмоциональных реакций, из-за высокого уровня возбуждения нервной системы,
· происходит перенасыщение стимул-реакциями, в связи с этим им необходим отдых в течении дня,
· склонны к возникновению различных фобий (темноты, замкнутых пространств, высоты и т.д.)
· чувствительность к критике со стороны взрослых.
Опираясь на данные возрастные особенности, мы можем выделить следующие рекомендации по адаптации детей отдыхающих в ДОЛ в возрасте от 7 до 9 лет:
· выстраивание режима во время пребывания в лагери, что позволит уравновешивать нестабильные психические процессы,
· сдержанная реакция взрослых на непосредственность проявления эмоций, что позволит создать атмосферу доверия и психологической безопасности,
· увеличить физическую активность ребенка при помощи активных игр, игр, построенных на групповом взаимодействии, таким образом, дети будут вовлечены в регенерированния группового объекта деятельности.
Отряды средней возрастной группы формируются из детей 10 -12 летнего возраста. Данный возрастной промежуток характеризуется:
· высокий уровень активности психологических процессов,
· интерес к себе и окружающим людям,
· ориентация на действие больше, чем на размышление,
· четко отслеживать границы «Я» как вожатого, так и детей, в связи с тем, что дети будут пытаться манипулировать,
· вожатые не должны показывать свои предпочтения к кому-либо в отряде, так как это может привести к конфронтации в отряде, что будет оказывать негативное воздействие на дисциплину.
Опираясь на данные возрастные особенности, мы можем выделить следующие рекомендации по адаптации детей отдыхающих в ДОЛ в возрасте от 10 до 12 лет:
· проведение игр в командной форме и элементами интеллектуальной активности,
· приучение ребенка к несению ответственности за собственные поступки и действия.
· расплывчивость границ «Я»
· ревностное отношение к своему месту в группе
Старшие отряды формируются из детей в возрастной категории от 13 до 15 лет, они характеризуются:
· гормональной перестройкой организма, что приводит и к психологической неуравновешенности и достижению половой зрелости,
· фиксация на собственном имидже и внешнем образе,
· высокая социальная активность,
· стремление к построению любовных отношений,
· стремление к демонстрации взрослости,
· конкуренция за лидерство,
· сомнения в авторитете окружающих взрослых,
· потребность в принятии референтной группой.
Опираясь на данные возрастные особенности, мы можем выделить следующие рекомендации по адаптации детей отдыхающих в ДОЛ в возрасте от 13 до 15 лет:
· предоставление принятия собственного решения,
· стремление установить собственные границы «Я», которые позволят коммуницировать с отрядом на уровне личностного уважения и не стремление проверить авторитетность вожатого,
· разговаривать с подростком в системе «равный – равному», что позволит сохранить доверительную атмосферу в отряде,
· выстраивать досуг, опираясь на интересы и потребности отдыхающих детей данной возрастной категории.
В период адаптации ребенка к условиям ДОЛ необходимо создать условия для формирования психологически комфортной среды во временном детском коллективе, ознакомить детей с правилами нахождения в ДОЛ и распорядком дня, определения норм и правил по которым будет существовать временный коллектив.
Адаптация детей к условиям ДОЛ – это самый значимый период в формировании психологически комфортной среды для пребывания ДОЛ и включение их в продуктивную жизнедеятельность ДОЛ.