Вопрос 2. Методы контроля материальных запасов на предприятии

На протяжении последних нескольких лет довольно быстро развиваются новые логистические информационные технологии, которые способствуют улучшению и созданию новых логистических систем. Их использование приносит огромный экономический эффект. Благодаря логистическим информационным системам, предприятия могут прогнозировать, планировать, анализировать, контролировать и регулировать материальный поток. К таким системам можно отнести:

1. Система MPR (Material Requirements Planning)

2. Система MPR II (Material Requirements Planning)

3. Система JIT (Just in Time)

4. Cистема Kanban

5. АВС и XYZ

Давайте рассмотрим данные методы контроля более подробно.

Система MPR (Material Requirements Planning) в переводе с английского означает планирование потребностей в материале. Данная система была разработана американским ученым Оливером Уайтом в 60-х годах. Это система в первую очередь разрабатывалась для производственных предприятий. В свое время система была довольно популярна, но в конце 70-х годов возможности этой системы были усовершенствованные. Она получила название MPR II. Не смотря на это, система MPR лежит в основе многих интегрированных информационных системах управления предприятиями.

MPR система- это программное обеспечение, которое предназначается для планирования материальных потребностей предприятия. Суть системы заключается в том, что любой вид материального ресурса должен быть в наличии в нужное время и в нужном количестве. Это система используется, когда существует сильная зависимость спроса на исходные материальные ресурсы от спроса потребителей на готовую продукцию. Система может работать с многоассортиментными исходными материальными потоками. Используя ее, предприятие может добиться сокращение продолжительности логистического цикла и устранить излишки запасов. Производственными операциями и закупкам материальных ресурсов сопоставимо с периодичностью изменения спроса.

Цели системы-MPR:

· Минимизировать складские запасы сырья и готовой продукции

· Улучшить поступление материалов, компонентов и комплектующих для бесперебойной работы предприятия

· Планирование производственных и закупочных операций,

В процессе реализации этих целей система обеспечивает поток плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования.[6]Объем и время закупок рассчитываются таким образом, что на предприятии поступает то количество материала, которое необходимо в этот плановый период. Это система взаимодействует с снабженческим, складским, производственным и сбытовым подразделением.

Как и любая компьютерная программа, система MPR обрабатывает файлы данных, т.е работает с информацией. В ней есть входная и выходная информация. На рисунке 2.1 представлена схема работы системы MRP c информацией.

.

Рисунок 2.1- схема работы системы MRP c информацией.

Входная информация предоставляется предприятием, в нее входит:

· Основной производственный план-график (Master production Schedule) это документ, который включает в себя информацию о количестве конечного изделия в каждый плановый период отрезка планирования.

· Данные о состоянии запасов(Inventory Status File))- вся информация о состоянии запасов

· Состав изделия(Bill of Materials File) – документ, который описывает перечень сырья и комплектующих, необходимых для конечного продукта

К входной информации предъявляются повышенные требования, поэтому информация долнжа постоянно обновляться в случаях каких либо изменений.

На выходе предприятие получает информацию по подразделениям, объемам и срокам доставки, а именно:

· График заказов закупки или производства материалов и комплектующих (planned Order Schedule) –документ, который предоставляет информацию о объеме сырья, материалов и комплектующих, который должны быть заказаны в каждый плановый период на всем протяжении срока планирования.

· Изменения к графику заказов на закупку или производство материалов и комплектующих (Changes in planned orders)- документ, который содержит в себе корректировки уже запланированных заказов на производство или закупку комплектующих.

Таким образом, система запланировано «проталкивает» материальные ресурсы по подразделениям.[7]

Принцип работы MPR системы

1. Определяется полная потребность в запасах для определенного отрезка времени.

2. Определяется чистая потребность в каждый контренный момент времени, т.е. определяется объем, который необходимо заказать.

3. Чистая потребность преобразовывается в план заказов на необходимые материалы, и если не обходимо вносятся корректировки в действующие планы.

Как и у всех, система –MPR имеет свои недостатки:

1. Из-за стремления снизить запасы и увеличить частоту выполнения заказов увеличивается затраты на обработку заказов и их транспортировку.

2. Огромный объем данных, который надо вычислить и обработать

3. Не чувствительность к кратковременным изменениям спроса

4. Огромное количество отказов по причине большой размерности системы и ее перегруженности.

Данные недостатки повлекли за собой создание системы MPR II, которая обладает большей гибкостью планирования, обеспечивает наиболее лучшую организацию поставок и лучше реагирует на изменение спроса.

Система MPR II была усовершенственна амереканским ученым в конце 70-х годов, ее еще называютпланирование ресурсов производства. MPR II(Manufacturing resource planning) это система, которая относится к детальному планированию производства, к финансовому планированию себестоимости материалов и производственных затрат, а также к моделированию хода производства[8]. Информацию, которая содержит система, могут пользоваться всем службам предприятия.

Работая с этой системой, первоначальным этапом является прогнозирование и оценка производственным мощностей. Так же есть этап объемного планирования, результаты которого являются исходной информацией для планирования потребностей в материалах, изготовляемых и поступающих по кооперации.

Задача систем класса MPR II заключается в том, чтобы создать оптимальный поток сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Целью системы является соединения всех основных процессов, которые реализует предприятие.

Система должна включать функции, которые охватывают следующие области:

1. Планирование продаж и производства (Sales and Operation Planning)

2. Управление спросом (Demand Management)

3. Составление плана производства  (Master Production Schedule);

4. Планирование материальных потребностей (Material Requirements Planning)

5. Спецификация продуктов (Bill of Material);

6. Подсистема фиксации операций с запасами (Inventory Transaction Subsystem);

7. Плановые поставки (Scheduled Receipts Subsystem);

8. Оперативное управление исполнением производственными заказами (Shop Floor Control);

9. Планирование производственных мощностей (Capacity Requirements Planning);

10. Управление входным/выходными потоками (Input/Output Control);

11. Материально- техническое снабжение или закупки (Purchasing);

12. Планирование ресурсов в распределении (Distribution Resource Planning);

13. Планирование и контроль производственных операций (Tooling);

14. Управление финансами (Financial Planning);

15. Моделирование (Simulation);

16. Оценка результатов деятельности предприятия (Performance Measurement).

Результаты использования интегрированных систем стандарта систем MPR II[9]:

· Оптимизация производственных и материальных потоков;

· Снижение запасов на складе;

· Возможность планировать, контролировать и влиять на цикл производства для достижения оптимальной эффективности с использовании производственных мощностей;

· Снижение непроизводственных затрат;

· Автоматизация договорного отдела, которая включает в себя контроль за платежами, отгрузкой и сроком выполнения договорных обязательств;

· Поэтапное внедрение системы.

Система Just-in-Time (JiT) или еще называют система «точно в срок», впервые появилась в автомобильной отрасли в 70-х годах. В наше время, система активно внедряется во многих производственных предприятиях.

Система JiT – это модель управления производством, которая направленная на снижение количества запасов, материалы или комплектующие поступают в нужном объеме, в нужное время и в нужное время. Внедряя систему на предприятии, повышается эффективность производства за счет снижения потерь. Данную систему стоит применять к процессам, которые повторяются регулярно.

Система «точно в срок» характеризуется такими факторами, как[10]:

· Минимальными запасами, в идеале нулевыми

· Не длинная логистическая цепь

· Небольшие объемы производства и пополнение запасов

· Небольшое количество надежных поставщиков и перевозчиков

· Хорошие качество готовой продукции и логистического сервиса

Как и любая система, JiT имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства системы:

· За счет сокращения запасов, увеличиваются финансовые ресурсы,

· При сокращении спроса снижается объем нереализованного товара;

· Возможность быстро реагировать на изменение потребностей рынка, за счет сокращения объема партии выпускаемой продукции.

· При работе с системой JiT производство должно стремиться снижению дефектов, что в свою очередь снижает брак продукции, а также снижает затраты на исправление.

Недостатками системы являются:

· Сложность исправления брака в процессе производство, так как система не предусматривает запасы

· Зависимость производства от качества работы поставщиков

Для удовлетворения резко увеличенного спроса требуется дополнительное время

Система Kanban была разработана и реализована в компании «Toyota».В переводе с японского языка Kanban означает «сигнал» или «карточка». Под системой Kanban обычно понимается специальная карточка, которая используется в качестве сигнальной информации о том, что производство нуждается в дополнительном количестве материала или деталей.

Система Kanban – это система, которая может быстро регулировать количество произведенной продукции на каждой стадии длительности поточного производства. Смысл системы заключается в том, что на всех этапах производственных циклах требуется материал или детали, которые поставляются в тот момент, когда в них есть потребность.

Система представляет собой прямоугольные карточки, которые содержат информацию о количестве необходимых деталей, обеспечивая тем самым работу производства по системе «точно в срок». Карточки бывают двух видом, карточка отбора и производственного заказа. 

Система только намечает общую схему для расчета потребностей в материалах на каждом производственном участке. Одной из основы системы является строгий контроль качества на всех производственных этапах, квалификационные сотрудники и тесное сотрудничество с поставщиками.

Что касается поставщиков, при использование системы Kanban предприятие работает только с теми поставщиками, которые поставляют товар точно в срок. Как правило, предприятие устанавливает длительные партнерские отношения с поставщиками.

Основными принципами работы системы Kanban» являются:

· Поставка материала в нужное время, в нужном объеме и в нужном качестве

· Гибкость производства, для быстрого реагирования на изменения требования рынка

· Заказы выполняются качественно и в короткие сроки.

· Небольшое количество поставщиков

Данная система применяется в тех условиях, когда существует сложность осуществление потребности среднесрочного и долгосрочного планирования точных объемов потребностей в материалах.

АВС–анализ это метод, при помощи которого можно изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить часть ассортимента, которая наиболее выгна для продажи. Весь ассортимент анализируется по двум характеристикак, такие как, объем продаж и прибыль от продаж. В основе анализа лежит правило Парето, согласно которому 20% ассортимента обеспечивает 80% прибыли.

Как показывает практика:

· 10% позиций ассортимента (группа А) дают 80% товарооборота;

· 15% позиций ассортимента (группа В) дают 15% товарооборота;

· 75% позиций ассортимента (группа С) дают 5% товарооборота.

Рассмотрим более подробно каждую группу товаров:.

§ Группа А – очень важные товары, которые всегда должны быть в ассортименте.

§ Группа В – товары средней степени важности.

§ Группа С – наименее важные товары, это претенденты на исключение из ассортимента или товары-новинки.

Если целью анализа заключается сократить товар, то основным параметром будет объем продаж, а если целью являются сокращение затрат, то параметром будет оборачиваемость, объем неликвидных товаров и занимаемая складская мощность. Главным недостатком этого анализа является оценить сезонные колебания спроса на товар

XYZ–анализ - это инструмент, отвечающий степень стабильности продаж и уровня колебаний потребления. Метод данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. С помощью этого показателя можно увидеть отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах.

В качестве параметра могут быть:

· объем продаж,

· сумма продаж,

· сумма реализованной торговой наценки.

Рассчитав этот показатель, мы увидим группировку товаров по трем категориям, которая исходит из стабильности поведения:

§ Категория Х - колебанием продаж составляет от 5% до 15%. Это товары, имеет стабильную величину потребления и высокую степенью прогнозирования.

§ Категория Y- с колебанием продаж от 15% до 50%. Это товары имеет сезонные колебания и среднюю оценку прогнозирования.

§ Категория Z- с колебанием продаж от 50% и выше. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос невозможно.

Так же данный метод используют совмещено. Лидером этих групп остаются АХ группа, самой отсталой группой СZ.

Результаты такого анализа можно использовать для оптимизации ассортимента, оценки рентабельности товарных групп, оценки логистики, оценки клиентов оптовой компании.

Преимущество совмещенного анализа заключаются в:

· Увеличение эффективности в управлении запасами;

· Возрастание доли высокоприбыльных товаров без нарушения ассортиментной политики;

· Выявление причин, влияющих на количество товаров, хранящихся на складе.

При работе с совмещенном анализе выделяется девять групп:

· группа А и В обеспечивают основной товарооборот компании, поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие.

· Товары группы АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас.

·  Товары группы AY и BY имея тенденцию к увеличению товарооборота дают недостаточную стабильность расхода, чтобыобеспечить постоянного наличия, нужно увеличить страховой запас.

· Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. страхового товарного запаса;

· Товары группы СХ, можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

· По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной объемам заказа, но при этом формировать страховой запас.

· ГруппаCZ.Сюда попадают все новые товары, товары, которые доставляются на заказ Эти товары можно просто выводить из ассортимент.. Выводить из ассортимента можно только остатки товаров, которые уже не используются в производстве.

Проанализировав все вышеупомянутое, можно сделать вывод, что нормирование запасов и системы управления запасами необходимы для того, чтобы уменьшить запасы на складах, что в свою очередь снизит издержки на хранение, «замороженные» денежные средства предприятия.

 


[1] Гаджинский А.М. Логистика. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2014. C. 188.

 

[3] Гаджинский А.М. Логистика. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2014 C. 189

[4] Кейлер В.А. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2013. C. 180.

[5] Гаджинский А.М. Логистика. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2014. C. 190.

[6] Григорьев М.Н. Логистика.Продвинутый курс в 2 т. Т.2:учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2016 г.- с. 221

 

[7] Григорьев М.Н. Логистика.Продвинутый курс в 2 т. Т.2:учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2016 г.- с. 221

 

[8] Григорьев М.Н. Логистика.Продвинутый курс в 2 т. Т.2:учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2016 г.- с. 223

[9] Григорьев М.Н. Логистика.Продвинутый курс в 2 т. Т.2:учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2016 г.- с. 224

[10] Григорьев М.Н. Логистика.Продвинутый курс в 2 т. Т.2:учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2016 г.- с. 225

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: