Оглавление
Введение...................................................................................................................... 3
Факторы опасности в спорте...................................................................................... 4
Травмирование на занятиях по физической подготовке
..................................................................................................................................... 6
Мероприятия ВУЗА по предупреждению травматизма и спортивных травм у студентов..................................................................................................................... 8
Первая помощь при травмах................................................................................... 11
Заключение............................................................................................................... 12
Список использованных источников:...................................................................... 12
Введение
Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая — физическая культура — направлены на приоритетное совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и самообразовательной функции студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста, закреплено и конкретизировано рядом легитимных документов нашего государства. Естественно, что вузам и кафедрам физического воспитания предоставлены широкие возможности для творческих инициатив, использования инноваций с учетом специфики, уровней притязаний учебного заведения, контингента студентов, преподавателей, тренеров и климато-географических условий.
Физическую культуру следует отнести к социогуманитарным дисциплинам как определяющую взаимообусловленность человека и социальной среды в процессе формирования его личностных качеств. Физическая культура успешно реализует функцию развития личности, если активизирует и побуждает ее к деятельности, выступающей тем механизмом, который определяет возникновение ее прогрессивных изменений.
Здоровье человека определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, является чутким барометром ее социально-экономического развития. Этой проблеме в содержании высшего профессионального образования уделено особое внимание.
Признание ценности здорового образа жизни предполагает следующие его свойства: надежность, самодостаточность, целевой характер, устойчивость во времени и пространстве, предсказуемость, способность выступать как источник других ценностей и благ, удовлетворять родовые человеческие потребности. В образовательном процессе здоровый образ жизни является самостоятельной социокультурной ценностью, поведенческим идеалом общества, ориентированным на укрепление и сохранение здоровья для себя и будущих поколений, позволяющим продуктивно осуществлять социокультурную деятельность
Факторы опасности в спорте
Сфера деятельности физической культуры и спорта представляет собой среду обитания человека, которая подвергается влиянию природных экосистем (естественные факторы опасности), результатов хозяйственной деятельности человека (технические и антропогенные факторы опасности) и социальных явлений.
Естественные факторы опасности обусловлены природными процессами. Природные факторы опасности разделяются в зависимости действия на человека явлений живой и неживой природы.
Факторы действия живой природы — это все многообразие животного и растительного мира, включая возбудителей болезней.
Факторы действия неживой природы: — климатические явления (температура и влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное давление, осадки, световое излучение, магнитные поля, газовый состав воздуха, прозрачность воздуха, условия и т.п.); — факторы водной среды (температура, состав и т.п.); — почвенные факторы (состав, кислотность, температура и т.п).
Источники возникновения техногенных факторов опасности: — способы строительства, подготовки и контроля состояния мест занятий спортом; — оборудование мест для занятий сертифицированными и подходящими для определенного вида спорта техническими средствами (волейбольная сетка, баскетбольный щит, баскетбольная ферма, футбольные ворота и т.д.); — обеспечение безопасным, соответствующим государственным и спортивным стандартам инвентарем; — разработка и утверждение мер противопожарной безопасности применительно к спортивным сооружениям во время занятий спортом и проведения спортивных соревнований и др.
Воздействие антропогенных факторов определяется комплексной организацией спортивных занятий и соревнований. Ими могут быть: — отсутствие достаточно продолжительного периода предварительной общефизической, психической и двигательной подготовки, во время которой соответствующие способности спортсмена доводятся до уровня, позволяющего приступить к обучению двигательным действиям; — неправильное формирование двигательного навыка при начальном обучении, т. е. формирование ошибочной техники; 27 — неправильная структура процесса обучения, т. е. отсутствие постепенности и последовательности в постановке задач, выборе методов и средств обучения; — неправильный выбор упражнений и нагрузок: чрезмерные нагрузки при недостаточном восстановлении, стремление продлить пребывание в состоянии пика спортивной формы, сокращение времени отдыха для увеличения общего времени тренировки, недостаточный для восстановления перерыв между соревнованиями; — отсутствие индивидуального подхода к спортсмену без учета его возраста, состояния здоровья, степени подготовленности и тренированности, уровня и особенностей развития (типологические особенности нервной деятельности, темперамент, психологические особенности), условий жизни, труда и учебы, мотивации; — непрофессионализм судей, допускающий травмирующие действия спортсменов; — плохая организация быта, питания, доставки участников и судей; — плохо подготовленная правовая база проведения спортивных занятий и соревнований и др.
Определение факторов потенциально опасного действия окружающей среды и деятельности человека на начальной стадии организации физкультурно-спортивных мероприятий позволяет прогнозировать вероятность происшествий, наносящих вред жизни и здоровью человека.
Выявленные факторы опасности акцентируют внимание на необходимости своевременной подготовки к их предотвращению и планировании мер безопасности физкультурно-спортивного мероприятия.
Травмирование на занятиях по физической подготовке
Травмой называется всякое повреждение организма, вызванное резким или внезапным воздействием на него изменившихся условий внешней среды. К ним относятся механические, физические, температурные или другие специфические воздействия. Преболезненные перенапряжения, болезненные состояния организма являются предрасполагающими факторами для возникновения травмы. Травмы, полученные во время учебных занятий и соревнований, называются спортивными.
Физическая культура в нашей стране является важным средством подготовки гармоничной, всесторонне развитой личности. Она рассматривается как одна из форм общей культуры человечества, поэтому занятия физической культурой должны происходить в исключительно благоприятных санитарно-гигиенических, материально-технических, условиях. Действуя профилактически, предохраняя занимающихся от возможных неблагоприятных последствий (травм), занятия физкультурой диктуют необходимость повышения знаний и строгого соблюдения правил предупреждения травматизма и техники безопасности.
О каждой травме, произошедшей в процессе учебных занятий, тренировочной, спортивно – массовой работы, необходимо немедленно ставит в известность заведующего кафедрой физического воспитания и медицинский персонал учебного заведения.
В случаях легкого травмирования, пострадавшему оказывается помощь лаборантом, или преподавателем, имеющим средства оказания первой медицинской помощи, находящиеся в специальной аптечке на кафедре физического воспитания. В тяжелых случаях обращаются к врачам скорой помощи.
На занятиях физического воспитания студент обязан:
1. Беспрекословно выполнять все указания и требования преподавателя, связанные с соблюдением дисциплины;
2. Для предупреждения травматизма при занятиях спортом обязательно выполнять положение о врачебном контроле;
3. Хорошо знать меры профилактики травм общего характера и по тому виду спорта, по которому ведется занятие;
4. Являться на занятие в установленное время и в специальном спортивном костюме;
5. Знать приемы самостраховки;
6. Соблюдать правила личной и общественной гигиены;
7. Проходить медицинское обследование в установленные сроки;
8. Уметь оказывать первую до врачебную помощь при повреждениях;
9. Строго выполнять указания о режиме тренировки;
10. После перенесенной болезни, предоставлять преподавателю медицинскую справку, о разрешении допуска к занятиям;
11. Сообщать преподавателю перед занятием о своем плохом самочувствии, недомогании, болезненном состоянии;
12. Вести регулярный дневник самоконтроля;
13. Консультироваться с преподавателем о планируемой работе, ее объеме и интенсивности, соблюдать последовательность в занятиях, постепенность в управлении нагрузок, занятия должны быть регулярными, без перерыва;
14. Не пренебрегать разминкой;
15. Не заниматься, непосредственно после приема пищи;
16. Постоянно изучать специальную литературу, повышать свои знания в области анатомии, физиологии, спортивной медицины, теории и методики спортивной тренировки;






