Виды режимов, предоставляемые иностранным лицам в принимающем государстве

Иностранные физические и юридические лица на территории принимающего государства обладают соответствующими правами и несут определенные обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима, распространенных в мировой практике:

  • национальный режим – наделение иностранных физических и юридических лиц такими же правами и обязанностями, какие имеют собственные граждане и юридические лица;
  • режим наибольшего благоприятствования – предоставление физическим и юридическим лицам одного иностранного государства такого же объема прав и полномочий, которыми обладают граждане и юридические лица любого другого иностранного государства.

Национальный режим чаще всего применяется в отношениях с иностранными физическими лицами. Норма о предоставлении национального режима включается во многие международные договоры об оказании правовой помощи, а также закреплена в нормах внутригосударственного законодательства. Режим наибольшего благоприятствования или режим наиболее благоприятствуемой нации, используется обычно в отношениях с иностранными юридическими лицами.

 

18. Особенности правового статуса юридических лиц в МЧП. Проблемы определения национальности юридического лица.
      На сегодняшний день в мире выработаны несколько критериев, которые позволяют законодателю или судье определить соответствующее образование в качестве правосубъектного лица собственного или иностранного правопорядка. К ним относятся критерии учреждения, или регистрации (инкорпорации), местопребывания головных органов (административного центра, центра управления) юридического лица, центра эксплуатации (основной производственной, коммерческой и т.п. деятельности), критерий «контроля». Поскольку данные критерии разрабатывались доктриной, принято различать и соответствую­щие теории, в основу которых положен тот или иной признак: теорию «инкорпорации», теорию «оседлости» - местонахождения административного центра, «центра эксплуатации».
      ^ Теория инкорпорации. В современном международном частном праве основными критериями высту­пают категории инкорпорации и местонахождения юридического лица. (США, Великобритания и др.).
   Содержание теории инкорпора­ции (учреждения) сводится к тому, что компания (применительно к США – корпорация) принадлежит правопорядку страны, в ко­торой она учреждена в соответствии с ее законодательством. При этом компания, образованная по английскому закону и существующая на основании его предписаний, будет признаваться английской компанией в тех государствах, правопорядок которых в этой области строится на принципах инкорпорации.
    ^ Теория оседлости (местонахождения).Из ее содержания следует, что личным статутом юри­дического лица является закон той страны, в которой находится его центр управления (совет директоров, правление, иные исполни­тельные или распорядительные органы).
Данного критерия придерживаются Франция, ФРГ, Бельгия и т.д.

        ^ Теория центра эксплуатации (место деятельности). Согласно этой теории юридическое лицо в качестве личного закона имеет статут той страны, где оно ведет свою производственную деятельность. Этот критерий получил применение в практике развивающихся стран, поскольку они заинтересованы в привлечении иностранного капитала.
      ^ Теория контроля. Когда необходимо установить, кому в действительности принадлежит и кто контролирует юридическое лицо, используется «теория контроля». Она была сформулирована во время Первой мировой войны и использовалась против «враждебных иностранцев», т.е. против юридических лиц, принадлежащих противоборствующей стороне.
    В п.2 ст.1202 ГК РФ установлено, что на основе личного за­кона юридического лица определяются, в частности: 1) статус ор­ганизации в качестве юридического лица; 2) организационно-пра­вовая форма юридического лица; 3) требования к наименованию юридического лица; 4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства; 5) содержание правоспособности юридического лица; 6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; 7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками; 8) способность юридического лица отвечать по своим обязатель­ствам.

 

19. Международные юридические лица и проблемы определения их правового статуса в МЧП.

Подходя к оценке рассматриваемого понятия с позиций историзма, следует подчеркнуть, что в свое время создание юридических лиц подобного рода посредством заключения межгосударственного договора было в целом достаточно редким явлением и сопровождалось практически всегда изъятием их из-под действия общих норм национального гражданского, торгового, таможенного, налогового или иных отраслей права соответствующего государства. Таким государством выступало государство местопребывания центральных органов международного юридического лица. Его правовое положение могло отличаться от правового положения любых других юридических лиц, действующих в конкретной стране, как национальных, так и иностранных. С этим, как представляется, можно было бы связывать выделение так называемых международных юридических лиц в отдельную категорию. В сегодняшних условиях международных отношений при создании соответствующих образований (корпоративного или иного типа) путем заключения межправительственного или межведомственного соглашения, когда явление объединения лиц и капиталов поистине в трансграничном масштабе получило достаточный выход, за товариществами и признаются некоторые важные права, свойственные юридическим лицам.

Сфера действия личного статута. Категория личного статута чрезвычайно важна для юридического лица, поскольку, как было отмечено, именно он отвечает на главный вопрос — является ли данное лицо юридическим, т.е. обладает ли волей, относительно независимой от воли лиц, объединяющихся в нем, иными словами, самостоятельным субъектом права. Таким образом, каждое иностранное юридическое лицо, будучи созданным конкретным правопорядком, имеет последний в качестве личного закона. Этот правопорядок определяет все жизненно важные стороны действительности данного явления — возникновение, функционирование, продолжение существования или прекращение, а также возможные способы и формы преобразования. Тем же правопорядком регулируется и объем правоспособности юридического лица, устанавливаются ее пределы. Личный закон юридического лица, кроме того, указывает формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте. Содержание личного статута дает ответы на вопрос о том, вправе или не вправе рассматриваемое юридическое лицо в своей деятельности выходить за рамки отечественной юрисдикции и каковы условия, форма и специальные требования, предъявляемые к такому выходу. Следовательно, решение проблем личного статуса, личных прав в отношениях данного юридического лица с третьими лицами находится всецело в сфере действия личного статута.

При ликвидации юридического лица, действующего за границей и имеющего на территории иностранного государства имущество, в том числе и недвижимое, личный закон, а не закон места нахождения вещи, как это обычно бывает в МЧП, будет решать судьбу последнего. В отдельных случаях обязательственных отношений, т.е. тогда, когда личность стороны в определенного рода обязательствах приобретает особое значение (например, при выдаче гарантии или поручительства, имеющих акцессорный характер), содержание прав и обязанностей сторон в таком отношении будет также подчиняться личному закону юридического лица, являющегося подобной стороной, а не закону, избранному сторонами для регулирования взаимоотношений в рамках основного обязательства, или закону, применимому к существу отношения Ъ силу коллизионной нормы.

 

20.Государство как субъект МЧП.

В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица (или организации, не являющейся юридическим лицом). Это не значит, что государство с государством не может заключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение опосредуется нормами международного публичного права. В случае возникновения спора он может решаться, например, в соответствии со статьей 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство. Государственный суверенитет означает верховенство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях закреплено в главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в части 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ содержится общая норма, распространившая отечественное гражданское законодательство на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе 5, следует распространять и на участие России в гражданско-правовых отношениях международного характера. Кроме того, в статье 1204 ГК РФ закрепляется правило (новелла российского законодательства), в силу которого к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства коллизионные нормы применяются на общих основаниях.

От имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компетенцией, определенной соответствующими нормативными актами. Согласно Конституции, органами государственной власти являются Президент, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, департаменты и другие органы). Таким образом, если Министерство образования Российской Федерации заключает договор с польским Ягелонским университетом, то участником договора является государство — Российская Федерация — со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

Помимо Российской Федерации в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать ее субъекты, к которым относятся республики, входящие в состав России, края, области, Москва и Санкт-Петербург как города федерального значения, автономные области и автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

При этом законодательство содержит генеральную норму об отказе как самого государства — Российской Федерации, так и ее субъектов, обладающих публичной властью муниципальных образований, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Эта норма предусмотрена пунктом 1 ст. 124 ГК РФ, в силу которой указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками — гражданами и юридическими лицами.

К таким специфическим субъектам гражданского права, как Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, для которых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществлением их функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в ГК РФ) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государственной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила регулируют все гражданские правоотношения, в том числе составляющие предмет МЧП.

Регулированию гражданских отношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств посвящена статья 127 ГК РФ. По существу, содержащееся в ней положение является отсылочным, устанавливая правило, в соответствии с которым особенности ответственности РФ и ее субъектов в международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

 

21.Понятие, виды и доктрины иммунитетов иностранных государств.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

. Под абсолютным иммунитетом понимают случай, когда государство пользуется иммунитетом в полном объеме, независимо от того, участвует ли оно в публично-правовых либо частноправовых отношениях. Функциональный иммунитет — это пользование иммунитетом только при осуществлении актов властвования, т.е. не при участии государства в гражданско-правовых отношениях.

Другая точка зрения сводится к тому, что к видам иммунитета следует относить юрисдикционный иммунитет, который включает:

• судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);

• иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещение совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);

• иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);

• иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства);

• иммунитет от действия законодательства иностранного государства (государство должно легально закрепить возможность применения на его территории иностранного права).

Вышеперечисленные виды (элементы) иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.

До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, еще не нашли своего закрепления в международной конвенции, хотя проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991 г. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных обычаев.

Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридические лица, вступающие в отношения с государством, должны предусматривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения. В этих положениях должно быть закреплено, что государство — участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).

 

22.Коллизионные вопросы вещных прав в МЧП. Закон места нахождения вещи.

Утверждение lex rei sitae в качестве общей (для вопросов недвижимого и движимого имущества) коллизионной нормы, начавшееся в континентальном праве, затронуло в последующем и страны common law.

Основным правилом, предусматриваемым российским законодательством для решения коллизионных вопросов права собственности, является закон местонахождения вещи (ст. 164 Основ гражданского законодательства). Это правило распространяется как на недвижимое, так и на движимое имущество. Из сферы его применения исключены транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры. Коллизионные вопросы права собственности на эти транспортные средства решаются по праву страны, где транспортное средство внесено в реестр.

Статья 164 Основ, закрепившая указанное коллизионное начало, содержит и иные нормы, уточняющие пределы обращения к основному правилу и, таким образом, ограничивающие область его применения.

В российском законодательстве к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) отнесены (ст. 130 ГК РФ) земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам отнесены также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Недвижимостью может быть признано законом и иное имущество. Не принадлежащие к недвижимости вещи, включая деньги и ценные бумаги, являются движимым имуществом.

Обращаясь к определению недвижимого имущества по российскому праву, необходимо иметь в виду, что понятия “собственность”, “имущество”, как и любые другие понятия, составляющие объем коллизионной нормы, не совпадают с одноименными понятиями внутреннего материального права. Коллизионная норма “закон местонахождения вещи” не составляет исключения в ряду двусторонних коллизионных правил, допускающих отсылку к любому иностранному праву, с понятиями которого должны соотноситься понятия коллизионной нормы.

Каков круг вопросов, решаемых на основе закона местонахождения вещи? Определение их начинается с главного: может ли соответствующее имущество быть объектом права собственности или иного вещного права. Регулируются этим правилом также содержание вещных прав, их объем. Что касается вопросов возникновения, перехода и прекращения вещных прав, то решаются они с помощью привязок, не совпадающих с привязкой к закону местонахождения вещи, хотя и близких к ней по значению.

Перемещение имущества из одной страны в другую изменяет содержание права собственности, поскольку его “наполнение”, объем зависит от закона страны, где в данный момент находится имущество.

Иначе строится режим возникновения и прекращения права собственности. Право собственности возникает и прекращается по закону страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права. Российский гражданин сохраняет за собой право собственности на имущество, которое им было приобретено в России, но в последующем перемещено в установленном порядке за границу. Равным образом за иностранцем признается право собственности на имущество, приобретенное у себя на родине и затем правомерно перемещенное в Россию. В каждом из этих случаев признается право собственности, возникшее под действием соответственно российского или иностранного закона, но содержание права в результате перемещения имущества изменяется.

Изъятия из правила lex rei sitae устанавливаются федеральным законом или международным договором РФ. Назовем лишь наиболее существенные.

Одно из изъятий связано с отношениями по наследованию. Статья 169 Основ гражданского законодательства подчиняет их праву страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Что касается коллизионных вопросов наследования строений и другого недвижимого имущества, находящегося в России, то они решаются по российскому праву. Но в модели Гражданского кодекса для стран СНГ и в разделе VII проекта третьей части ГК РФ эта последняя коллизионная норма уступает место норме с двусторонней коллизионной привязкой.

Другое изъятие относится к судьбе имущества ликвидируемого юридического лица. Вопросы права собственности на такое имущество регулируются личным законом юридического лица.

По российскому гражданскому законодательству представительства и филиалы не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ) и наделяются имуществом создавшими их юридическими лицами. В случае ликвидации российского юридического лица судьба имущества его филиала или представительства, находящегося за рубежом, определяется не законом страны местонахождения имущества, а личным законом юридического лица, т. е. российским законом.

Возникновение и прекращение права собственности на имущество, являющееся предметом сделки, определяются по праву места совершения сделки, если иное не установлено соглашением сторон. В отсутствие соглашения сторон об ином применимом праве решающим является право места совершения сделки. По российскому закону (ст. 444 ГК РФ) договор (при отсутствии указания о месте его заключения) признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.

Еще одно изъятие относится к праву собственности на имущество, находящееся в пути по внешнеэкономической сделке. Применимым в этом случае является право страны, из которой это имущество отправлено (по законам о международном частном праве Италии и Швейцарии — право страны назначения имущества), если иное не установлено соглашением сторон.

Собственнику, в случае предъявления им вещных требований о защите права собственности, предоставляется возможность выбора права, которому подчиняются эти требования. Выбор ограничивается: правом страны, где имущество находится, правом страны, в суде которой заявлено требование, или правом страны, в которой транспортное средство внесено в государственный реестр.

Предмет специального регулирования — определение момента перехода права собственности при осуществлении договора международной купли-продажи товаров. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров не содержит положения о моменте перехода права собственности от продавца к покупателю (момент заключения договора или момент передачи товара). По этому вопросу Конвенцией не были преодолены различия в национальном законодательстве.

Момент возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору обозначен в ст. 223 ГК РФ. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, поскольку иное не установлено законом.

В Российской Федерации юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ является государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выступают собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства.

В двусторонних договорах о правовой помощи, заключенных с Азербайджанской Республикой, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Кыргызстан, Эстонской Республикой коллизионные вопросы права собственности регулируются следующим образом:

право собственности на недвижимое имущество определяется по законодательству Стороны, на территории которой находится недвижимое имущество (тем самым воспроизводится начало lex rei sitae);

право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству Стороны, на территории которой находится орган, осуществивший регистрацию транспортного средства (исключение из правила “закон местонахождения вещи”);

возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по законодательству Стороны, на территории которой имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения такого права;

возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Статья 38 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. содержит аналогичные положения. Дополнительно включено указание, относящееся к определению понятия недвижимого имущества. Вопрос о том, какое имущество является недвижимым, решается в соответствии с законодательством страны, на территории которой находится это имущество.

 

Закон места нахождения вещи —lex rei sitae — признан исход- ным коллизионным началом для разрешения вопросов права собст- венности. По закону местонахождения вещи обычно решается во- прос, может ли данная вещь быть предметом права собственности или иного вещного права; по этому закону определяется и объем вещных прав, порядок их возникновения, перехода и прекраще- ния. На протяжении длительного периода времени сфера примене- ния закона места нахождения вещи по отношению к праву собст- венности подвергалась весьма существенным изменениям. Еще в эпоху феодализма в итальянской доктрине был разработан кол- лизионный принцип lex rei sitae, согласно которому право собст- венности на недвижимость или другие вещные права в отноше- нии недвижимости подчиняются праву места нахождения недви- жимости. Впоследствии этот принцип стал общим для всех европейских государств. В его обоснование обычно указывалось, что недвижимость составляет часть государственной территории, а потому законы, действующие в пределах этой территории, рас- пространяются и на ее части. Однако из всех правил бывают исключения. В СССР частная собственность на землю была отменена, но это положение не распространялось на право частной собственности советских гра- ждан на землю в других государствах. Как следует из принципа lex rei sitae, если советский гражданин приобрел недвижимость за границей, то он имеет право владеть и распоряжаться этим иму- ществом в полном объеме в соответствии с законодательством этого государства. Однако суды и административные органы не- которых государств пытались отрицать право советских граждан владеть недвижимостью на их территории, ссылаясь на то, что по их личному закону — советскому праву —право частной собствен- ности на землю отменено. Таким образом, аргументация состояла в том, что по личному закону гражданина, т. е. по советскому за- кону, соответствующие права не признаются. Как справедливо подчеркивает Л. А. Лунц, по существу это означало извращение коллизионных принципов — попытка приме- нить личный закон советского гражданина для таких случаев, ко- гда вообще (по общепринятым в международной практике обыча- ям, а также в соответствии с практикой данной страны) следует 276 Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права применять закон местонахождения вещи. Замена одного коллизи- онного принципа другим, по сути, означала дискриминацию со- ветских граждан, а также отказ в применении к ним националь- ного режима 1. В отношении прав собственности на движимое имущество возникают два основных коллизионных вопроса: а) какой закон регулирует переход права собственности, если собственность при- обретается не в том государстве, где вещь находится, и б) каким законом определяется объем прав собственника, если вещь при- обретена за границей или принадлежит иностранцу. Долгое время в Европе права на движимые вещи (право тре- бования, ценные бумаги, личные вещи, транспортные средства и др.) определялись по личному закону собственника. В Прус- ском общем уложении 1794 г., в Австрийском гражданском уло- жении 1811 г., в Итальянском гражданском кодексе 1865 г. нашел отражение принцип, согласно которому «движимость следует за лицом» (mobilia personan sequunter). Данный принцип применялся до середины XIX в. Затем сфе- ра его применения сузилась и была ограничена случаями право- преемства вследствие смерти собственника в отношении движи- мости и режима супружеского имущества. Почему так произош- ло? Место жительства лица может меняться и не всегда является известным контрагенту, заключающему с ним сделку. Кроме того, контрагент может не знать законодательства государства, где про- живает лицо. И, наконец, последнее: может иметь место житель- ства не в одном, а в нескольких государствах. Все это создает оп- ределенные трудности для разрешения имущественных споров и затрудняет торговый оборот. В настоящее время практически во всех странах Европы (в частности, в Швейцарии, Венгрии, Германии, Польше, Авст- рии, Румынии, Италии, Франции и др.) в отношении движимой собственности действует принцип lex rei sitae. Таким образом, со- временная международная практика отвечает на поставленные выше коллизионные вопросы так: а) вещь, правомерно приобре- тенная в собственность лицом, сохраняется за ее собственником при изменении места нахождения вещи (тем самым признается право собственности на вещь, приобретенную за границей) и б) объем права собственника определяется законом места нахо- ждения вещи. При перемещении вещи из одного государства в другое соответственно изменяется содержание собственности в смысле объема прав собственника. Здесь не имеет значения то обстоятельство, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное государство. Глава 10. Собственность в международном частном праве 277 Возможны определенные исключения из общего правила. Если речь идет об авторском праве, праве на фирму, товарный знак и пр., то более приемлемым становится применение личного закона собственника. Это распространяется также и на случаи ликвидации иностранных юридических лиц. Право собственности на имущество филиала иностранного юридического лица опреде- ляется не законом места нахождения этого имущества, а личным законом юридического лица. Как уже было сказано выше, в коллизионных вопросах собст- венности российское законодательство представлено ст. 1205, 1206 и 1207 ГК РФ. Статья 1205 закрепляет принцип lex rei sitae: «Со- держание права собственности и иных вещных прав на недвижи- мое и движимое имущество, их осуществление и защита опреде- ляются по праву страны, где это имущество находится. Принад- лежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится». В ч. 1 ст. 1206 ГК содержится положение, согласно которому право собственности на имущество, возникшее по месту его на- хождения, не прекращается при перемещении этого имущества в другую страну: «Возникновение и прекращение права собствен- ности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основани- ем для возникновения или прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом». Та- ким образом, признается право собственности на вещь, право- мерно приобретенную за границей. Положение это весьма любо- пытно. Так, например, если лицо правомерно приобретает вещь на территории одного государства и следует на территорию друго- го государства, где эта вещь изъята из гражданского оборота, за ним признается право собственности на данную вещь. Но приоб- ретение такой же вещи на территории данного государства не бу- дет считаться правомерным и не повлечет за собой возникнове- ние права собственности. В этой же статье закреплено положение, предусматривающее предметом сделки товар в пути. Имеется в виду сделка с движи- мой материальной вещью, перевозимой по железной дороге, по морю или воздушным путем. Стороны заключают сделку, направ- ленную на передачу права собственности, не зная, на территории действия какой правовой системы в данное время находится вещь. Часть 2 ст. 1206 ГК предусматривает, что «возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимо- го имущества, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не. предусмотрено законом». 278 Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права А законодательство Венгрии, например, так решает этот во- прос: «К вещным правам на движимые вещи в пути применяется закон государства места назначения. Однако в отношении вещ- ных правовых последствий, связанных с принудительной прода- жей, складированием или залогом таких вещей, следует приме- нять закон места нахождения вещи» (ч. 2 § 23 Закона о междуна- родном частном праве 1979 г.).

23.Правовой режим собственности РФ, находящейся за рубежом.

Правовое положение российской собственности за рубежом Что понимается под собственностью Российской Федерации за границей? Это прежде всего собственность бывшего СССР, ко- торая в силу правопреемства и договоренностей с другими рес- публиками Союза перешла к Российской Федерации. Собствен- ность эту можно подразделить на различные категории: имущест- во государства, имущество государственных органов, вклады Банка России, морские и воздушные суда и др. Часть имущества оказалась за границей в ходе проведенной в 1917—1918 гг. нацио- нализации, часть представляет собой полученное в ходе репара- ций после Второй мировой войны. Статус этой собственности как федеральной был определен постановлением Верховного Совета РФ «О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом» от 17 сентября 1993 г. Определе- ние статуса российской собственности, находящейся за рубежом, необходимо для ответа на вопрос, может ли государственная соб- ственность занимать за границей такое же положение, которая занимает собственность частных лиц. Применительно к рассматриваемому вопросу субъектом права собственности является государство. Общепризнано, что государство обладает судебным иммунитетом, т. е. на него не распространяется юрисдикция других государств. Иммунитет государства определяет и особое положение государственной собственности, которая не мо- жет быть объектом насильственных мер со стороны государства ме- стонахождения, как-то: секвестр, арест, принудительное отчуждение и другие принудительные действия. В случае неисполнения ка- ких-либо обязательств со стороны российского государства, его ор- ганов и организаций государство, на территории которого находится российская собственность, не вправе наложить на нее арест, продать с публичных торгов или зачесть в счет исполнения обязательств. Особое положение государственной собственности приводит к ограничению действия «закона местонахождения вещи». Закон страны местонахождения вещи применяется к любой собственно- сти иностранных лиц, однако в отношении собственности ино- странного государства есть определенные исключения. Только го- сударство либо его органы могут дать свое согласие на применение Глава 10. Собственность в международном частном праве, 295 принудительных мер в отношении государственной собственности. Все это в полной мере относится и к собственности РФ. Законодательство РФ предусматривает передачу государствен- ной собственности в хозяйственное ведение и оперативное управ- ление (ст. 294—296 ГК РФ). Это распространяется и на собствен- ность, находящуюся за рубежом. За государственным юридиче- ским лицом закрепляется определенное имущество, которым оно владеет, пользуется и распоряжается на основании соответствую- щих положений ГК РФ. Если речь идет о государственных юри- дических лицах, самостоятельно занимающихся внешнеэкономи- ческой деятельностью, например государственных промышленных предприятиях, то их имущество не пользуется иммунитетом в от- ношении предварительного обеспечения иска или принудительно- го исполнения решения в случае, если речь идет об обязательст- вах самого юридического лица. А если претензия направлена самому государству или его ор- ганам и в качестве гарантии исполнения обязательств истец тре- бует наложить арест на имущество такого юридического лица, то это имущество будет рассматриваться как государственная собст- венность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Государ- ство может прямо заявить об иммунитете своей собственности, независимо от того, в чьем управлении находится это имущество. Право государства заявить в суде другого государства о том, что какое-либо имущество является его собственностью, призна- валось в судебной практике ряда государств. Причем суд не мог подвергнуть сомнению такое заявление. Так называемая доктрина акта государства применялась прежде всего в англосаксонской системе права и исходила из основного принципа международно- го права — принципа суверенного равенства государств. Из этого принципа следует, что ни одно государство не может осуществ- лять свою власть в отношении другого, его органов и собственно- сти. В последние годы сфера действия доктрины акта государства сузилась, особенно в США. Американские суды стали более диф- ференцировано подходить к актам государства, рассматривая их законность с точки зрения международного права. Несколько подробнее следует остановиться на вопросе осуще- ствления РФ прав собственника за рубежом. Во времена сущест- вования СССР вопросы собственности за рубежом регулирова- лись постановлением Совета Министров СССР «О порядке при- обретения, отчуждения и аренды земельных участков, зданий и сооружений, находящихся за границей, и их регистрации и уче- та» от 25 ноября 1980 г. После распада СССР это постановление продолжало действовать в силу п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглаше- ния о создании Содружества Независимых Государств», которое прямо указывает, что «на территории РСФСР до принятия соот- 296 Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права ветствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Сою- за ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению». В настоящее время полномочия по передаче государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду принадлежат в России Государственному комитету РФ по управ- лению государственным имуществом (Госкомимуществу РФ), позднее получившему статус министерства. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоря- жению объектами федеральной собственности» от 10 февраля 1994 г. В постановлении речь идет о собственности вообще, без различия ее местонахождения. Отношения, связанные с зарубежной "собственностью, регули- руются постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за ру- бежом». В совместном ведении Правительства РФ и Госкомиму- щества РФ находятся вопросы, связанные с продажей, меной, за- логом, дарением, изъятием недвижимого зарубежного имущества РФ, а также ценных бумаг, долей и акций, принадлежащих РФ в находящихся за рубежом юридических лицах. Особо решается вопрос об аренде недвижимости. Если недвижимость сдается в аренду на срок до одного года, то он решается самостоятельно казенными предприятиями и учреждениями, на чьем балансе эта недвижимость находится. Если срок аренды увеличивается до 5 лет, то аренду необходимо согласовать с Госкомимуществом РФ. Для сдачи недвижимости в аренду на срок свыше 5 лет требуется соответствующее решение Правительства РФ. Госкомимущество РФ является органом, представляющим ин- тересы РФ, связанные с российской собственностью за рубежом. От имени РФ этот орган может быть учредителем и участником в находящихся за рубежом юридических лицах. Госкомимущество РФ может вносить федеральную собственность в уставные капи- талы таких.юридических лиц только по решению Правительства РФ, и эта собственность не должна быть представлена имущест- вом, закрепленным за казенным предприятием на праве полного хозяйственного ведения. В ведении Госкомимущества РФ находится круг вопросов, связанных с передачей в управление на конкурсной основе юри- дическим и физическим лицам долей и акций в находящихся за рубежом юридических лицах с российской долей участия. И наконец, Госкомимуществу РФ переданы полномочия предста- вителя Правительства РФ по вопросам правопреемства РФ в от- ношении собственности бывшей Российской империи, бывшего Советского Союза, находящейся за рубежом.

24.Правовой режим культурных ценностей в МЧП. Защита права собственности на культурные ценности в МЧП.
Из общечеловеческого значения культурного и природного наследия исходит Конвенция 1972 г.: культурное и природное наследие, находящееся на территории каждого государства, характеризуется в Конвенции как часть всемирного наследия всего человечества.

Конвенция 1970 г. закрепляет разрешительный порядок вывоза культурных ценностей, определяет, в каких случаях вывоз культурных ценностей (их перечень приводится в Конвенции) и передача права собственности на эти ценности рассматриваются как незаконные, обязывает принимать меры к их возврату.

Дипломатическая конференция, состоявшаяся в Риме в июне 1995 г., приняла Конвенцию ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Российская Федерация подписала эту Конвенцию). Конвенция предусматривает обязанность владельца похищенной культурной ценности вернуть (реституциировать) ее. Любая просьба о реституции должна быть внесена в трехлетний срок, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о принадлежности ее владельцу, и во всех случаях, в пятилетний срок, считая с момента похищения. Однако реституция культурной ценности, являющейся неотъемлемой частью определенного памятника или археологического заповедника (ландшафта) либо частью общественной коллекции, не подлежит никаким срокам давности, кроме трехлетнего срока, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о принадлежности ее владельцу. Владелец культурной ценности, который приобрел эту ценность после ее незаконного вывоза, имеет право требовать от государства-истца, в момент ее возврата, справедливого возмещения, при условии, что он не знал или не предполагал в момент приобретения, что ценность была незаконно вывезена.

В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, защиты культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, а также содействия развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов нашей страны и других стран с культурными ценностями друг друга в РФ принят Закон “О вывозе и ввозе культурных ценностей”.

В Законе определено понятие подпадающих под его действие культурных ценностей и названы категории культурных ценностей, не подлежащие вывозу из Российской Федерации. Вывоз культурных ценностей, не отнесенных к этим категориям, должен осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым компетентным государственным органом. Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе. При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей выдается свидетельство на право их вывоза. Предусмотрены условия временного вывоза и временного ввоза культурных ценностей.

Один из разделов Закона посвящен мерам по предотвращению незаконной передачи права собственности на культурные ценности. В разделе содержатся, в частности, положения об истребовании культурных ценностей из незаконного владения, о письменной форме сделок в отношении культурных ценностей, о порядке осуществления внешнеэкономической деятельности, связанной с этими ценностями.

Закон (ст. 40) устанавливает право автора при выезде за пределы Российской Федерации (временно или на постоянное жительство) вывозить созданные им культурные ценности в любом количестве в порядке, предусмотренном Законом. Юридические и физические лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности приобретения этих культурных ценностей.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре (ст. 17) граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Основы предписывают осуществлять целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с территории Российской Федерации культурных ценностей. Все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, признанные культурным достоянием народов России, подлежат возвращению на родину, независимо от их нынешнего местонахождения, времени и обстоятельств вывоза.

Вопросы, связанные с передачей права собственности на архивы, защитой этого права, вывозом архивов за пределы Российской Федерации, решаются в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.

В Федеральном законе регламентируются условия международного сотрудничества в вопросах выявления и возвращения культурных ценностей Российской Федерации, функции федерального органа по сохранению культурных ценностей, порядок передачи перемещенной культурной ценности, являющейся объектом претензии, государству, заявившему претензию, а также порядок передачи перемещенных культурных ценностей, представляющих собой семейные реликвии.

В ст. 22 Федерального закона идет речь о международных договорах РФ, заключаемых для достижения целей этого Закона, в том числе о договорах, предусматривающих возврат в Российскую Федерацию ее культурных ценностей, разграбленных и незаконно вывезенных с территории Союза ССР оккупационными войсками бывших неприятельских государств. Международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния, подлежат ратификации (ст. 23).

Во многих государствах предусмотрены специальные меры для защиты права собственности и иных вещных прав в отношении такой категории движимых вещей, как культурные ценности.
В ряде государств были приняты законы, запрещающие или ограничивающие вывоз культурных ценностей

Согласно Закону о вывозе и ввозе культурных ценностей от 15 апреля 1993 г., установлены категории культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. Вывоз культурных ценностей, не отнесенных к этим категориям, должен осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым компетентным государственным органом. Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе. При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей выдается свидетельство на право их вывоза. Предусмотрены условия временного вывоза и временного ввоза культурных ценностей. Таким образом, Закон установил ряд ограничений для собственников культурных ценностей. Ряд положений о вывозе и ввозе архивных документов, в том числе и принадлежащих гражданам, содержится в Федеральном законе об архивном деле в Российской Федерации от 22 октября 2004 г. Архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены, но после проведения соответствующей экспертизы. Допускается ввоз в Россию архивных документов, приобретенных или полученных на законном основании. Вывоз и ввоз приобретенных или полученных на законных основаниях копий архивных документов на носителях любого вида осуществляется без ограничений, за исключением тех, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ. 2. В годы Второй мировой войны отечественной культуре в результате гитлеровской агрессии был причинен невосполнимый урон.

 

 

25.Понятие и правовой режим иностранных инвестиций.

     Иностранные инвестиции можно определить как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства и вложенных на территории другого, для ведения в последнем на свои риск предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода или иного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенного капитала.

 

Принцип абсолютного режима иностранных инвестиций предполагает обеспечение полной защиты зарубежных капиталовложений. Справедливый и равноправный режим является традиционным в международном праве, тесно связанным с классическим определением так называемого «должного прилежания», хотя его значение носит абстрактный характер. В официальном комментарии ст. 1 проекта Конвенции о защите иностранной собственности отмечается, что «справедливое и равноправное обращение означает минимальный международный стандарт, который составляет часть обычного международного права. В соответствии с этой точкой зрения данный стандарт охватывает всю систему международно-правовых принципов, в том числе принцип недискриминации и обязанность защищать иностранную собственность.

Под режимом наибольшего благоприятствования понимается включение в международные договоры положения о том, что каждое государство обязуется предоставлять другому договаривающемуся государству в той или иной указанной в договоре сфере их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы, столь же благоприятные, как и те, которые оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Формула которую оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, охватывает режим, которым пользуется любое третье государство независимо от того, основывается он на международном до-говоре, национальном законе или правоприменительной практике.

Следует также заметить, что в дополнение к положению о предоставлении режима наибольшего благоприятствования наша страна обязалась предоставлять зарубежным инвесторам и национальный режим.

Принцип национального режима в странах с развитой экономикой является основополагающим по отношению к инвестиционной деятельности. При предоставлении национального режима зарубежным капиталовложениям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке равноправными субъектами за некоторыми исключениями. Следовательно, «национальный режим» – это такой режим, при котором права инвесторов на территории принимающего государства определяются в основном национальными законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благо-приятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу), т. е. российским инвесторам. Так, например, в ст. 5 Соглашения России с Испанией сказано, что «Каждая из Договаривающихся Сторон, в соответствии с национальным законодательством, будет предоставлять в отношении капиталовложений, осуществляемых инвесторами другой Стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется её собственным инвесторам».

 

26.Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.

Инвестиции — капитал, вложенный в производство, то есть стоимость, возрастающая благодаря своему функционированию в системе, обеспечивающей использование живого труда.(см. далее)

Иностранные инвестиции можно определить как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства и вложенных на территории другого, для ведения в последнем на свои риск предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода или иного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенного капитала.

В доктрине и практике МЧП обычно различают две формы инвестирования:

Ссудная форма — ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов;

Предпринимательская форма - предпринимательский капитал в виде прямых и портфельных инвестиций.

Для прямых инвестиций характерно активное участие инвестора в управлении объектом, в который вложен его капитал. Именно прямые инвестиции ассоциируются с созданием и функционированием за рубежом совместных компаний и предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Через вывоз прямых инвестиций инвестор может либо, учредить за рубежом новую фирму (самостоятельно или совместно с местным партнером), либо купить существенную долю (обычно не менее 10%) в уже действующем за рубежом предприятии или полностью поглотить его. За рубежом подобные предпринимательские структуры обычно имеют статус зарубежных филиалов родительских компаний (дочерние или ассоциированные компании), в отличие от России, где под филиалами понимают то, что на Западе называют отделениями.

Портфельные инвестиции такого контроля обычно не дают и бывают, как правило, представлены отдельными акциями или их небольшими пакетами, облигациями и другими ценными долгосрочными бумагами. Таким образом, осуществление портфельных инвестиций ограничивается, как правило, покупкой незначительного количества ценных бумаг предприятий, банков и других участников инвестиционного процесса.

В некоторых случаях, как это было уже подчеркнуто выше, вложение и функционирование капитала на территории иностранного государства может выходить за рамки указанных форм (например, приобретение частным лицом ценных бумаг, владение которыми тем не менее не позволяет ему участвовать в управлении предприятием) В связи с этим будет, наверное, правомерным ставить вопрос о наличии в международной деловой практике третьей непредпринимательской формы инвестирования.

В силу двойственного характера источников МЧП можно выделить два основных блока правовых норм, целью которых является регулирование инвестиционных отношений — нормы национального законодательства отдельных государств и положения международно-правовых соглашений. Определенное регулирующее воздействие на эти отношения оказывают также нормы инвестиционных контрактов, заключаемых частными иностранными инвесторами со странами — реципиентами капитала.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: