Практическая работа № 4

Тема «Литература 50-80-х годов 20 века»

Цель: познакомиться с особенностями развития русской литературы данного периода, совершенствовать навыки составления отзыва о художественном произведении и анализа стихотворения.

 

 

1)Прочитайте справочный материал и дайте определение «оттепели», каковы её хронологические рамки, периоды (отрезки). Каково значение «оттепели» для развития русской литературы. (Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь учебником «Литература, 11 класс, часть 2» под редакцией В. П. Журавлёва, страницы 383-384.

Прочитайте справочный материал и определите, что такое «период застоя», каковы его хронологические рамки, справедливо ли такое название для литературы, какие процессы происходили в ней в данный период. (Для ответа на вопрос воспользуйтесь учебником «Литература, 11 класс, часть 2» под редакцией В.П. Журавлёва, страница 385.

 

 

2)Напишите отзыв об одном из произведений А. И. Солженицына: «Один день Ивана Денисовича» или «Матрёнин двор» / пьесе А. И. Вампилова «Утиная охота».

Примерный план отзыва

1. О чём это произведение?

2. Какова его основная мысль?

3. Кто главные герои произведения, дайте их характеристику.

4. Какие эпизоды вам особенно запомнились?

5. Над чем вас заставило задуматься это произведение?

Отзыв необходимо писать связным рассказом, как сочинение, где одна мысль плавно перетекает в другую. Избегайте повторений слов, ваш рассказ должен быть чётким и логичным. Каждый пункт плана – это новый абзац, он должен быть полным, создавать впечатление хорошего знания текста.

Помощь в написании отзыва вам окажет учебник Журавлева В. П. «Литература, 11 класс, часть 2», 1 вариант – страницы 310, 317-318, 2 вариант – страницы 401-402.

 

Образец отзыва на рассказ В. М. Шукшина «Срезал»

В центре произведения – фигура Глеба Капустина – начитанного и ехидного мужика. Особую страсть он питает к горожанам – любит помериться с ними силой интеллекта.

Завязкой сюжета является приезд к старухе Агафье Журавлёвой сына Константина Ивановича. Он кандидат наук, жена его – тоже, дочь – школьница. В подарок матери привозят они то, что в их понимании необходимо для деревенской жизни: электрический самовар, халат и деревянные ложки.

Среди жителей деревни немало людей, которые сделали карьеру и считались знатными. К этой категории можно отнести и кандидата наук Журавлёва. Непременным ритуалом приезда таких людей в родную деревню был их рассказ о своей жизни. При этом они шли на общение с народом с открытой душой, видя в земляках искренний интерес к себе. Глеб же любил устраивать из таких встреч целый спектакль, ожидая удачного момента, чтобы «срезать» зазевавшегося, по его мнению, человека, найти ошибку в суждении или уличить в незнании какого-либо исторического факта.

Ничего не подозревающий кандидат встречает гостей радостно, по-дружески. Вместо воспоминаний о детстве Капустин начинает беседу на философские темы, Журавлёв пытается уклониться от дискуссии, отшутиться, но в планы Глеба это не входит. Капустин доказывает, что провинциалы, над ущербностью которых готовы посмеяться кандидаты, ни в чём не уступят по части интеллекта, хоть и не отмечены учёными степенями.

В разговоре с Журавлёвыми Капустин им открыто объявляет им цель своих скандальных обвинений: «Люблю по носу щёлкнуть – не задирайся выше ватерлинии». Конечно, в споре с Журавлёвым Капустин не прав. В его словах много изощрённых оскорблений и обвинений. Но в позиции Капустина немало здравого смысла: совершая открытия и создавая новые книги, представители науки нередко просто прикрываются словами о народном благе, забыв о том, как живёт народ на самом деле и что изменится в его реальной жизни от этих статей и открытий.

Особое впечатление произвёл эпизод спора Капустина с кандидатами, как постепенно вежливый и учтивый тон сменился на грубый, речь Константина Ивановича наполнилась жаргонными словами после неудобных вопросов кандидата.

Рассказ Шукшина заставляет задуматься о многом. Общество должно внимательно относиться к интеллектуальному потенциалу русского человека, поставить заслон на пути ложного искусства, массовой литературы, распространяющей дурной вкус. Шукшин своим произведением прежде всего «щёлкнул по носу»любителей разговаривать с народом с позиции знати и кичиться своим высоким положением. Писатель ещё раз заставляет нас вспомнить, что социальный статус, помимо благ и привилегий, накладывает на человека определённые обязанности. Прежде всего он должен ему соответствовать во всех отношениях. Для этого надо постоянно работать над собой, расти в профессиональном и творческом плане, а не упиваться прежними заслугами.

 

 

3)Сделайте анализ стихотворения Е. Евтушенко «Со мною вот что происходит» /А. Вознесенского «Не возвращайтесь».

При выполнении анализа воспользуйтесь методическими рекомендациями к практической работе № 1.

Напишите вывод по работе, какие темы можно выделить в литературе 50-80-х годов, какие проблемы она поднимает.

Для написания вывода воспользуйтесь проделанной работой. Вывод должен представлять одно-два развёрнутых предложения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: